Избирательные права граждан

Выборы органов государственной власти, органов местного самоуправления или депутатов, предусмотренные соответствующим законом, являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований. Выборы органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными законом.

В случае если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо не может быть принят вследствие установленного судом его несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции, уставу, закону субъекта Федерации, соответствие которым является обязательным для проведения соответствующих выборов, выборы органа государственной власти субъекта Федерации и органа местного самоуправления проводятся на основе Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также иных федеральных законов, обеспечивающих конституционные права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. При этом закон субъекта Федерации применяется в части, не противоречащей федеральным законам.

Избирательные права граждан Российской Федерации имеют ряд гарантий, в качестве которых выступают, в первую очередь, разные стороны организации и проведения выборов.

 

3. Можно ли считать порядок наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов РФ косвенными выборами


В порядок наделения полномочиями глав субъектов федерации были внесены изменения в декабре 2004г. Эти изменения отразились в виде поправок к законам № 67-ФЗ от 12.07.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» и № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

С начала развала Союза ССР в 1991г. одновременно с выборами президента России прошли выборы президентов Татарстана, мэров Москвы и Санкт-Петербурга.

Согласно закона РСФСР N 1803-I  от 24 октября 1991 года «О выборах главы администрации»  выборы глав органов государственного управления в краях, областях, автономной области, автономных округах, местной администрации в районах, городах, поселках, сельских населенных пунктах, группах населенных пунктов (далее - главы администрации) осуществлялись гражданами РСФСР на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Закон Российской Федерации N 2449-1 от 5 марта 1992 г. «О краевом, областном совете народных депутатов и краевой, областной администрации» подтвердил порядок наделения глав администрации полномочиями. Согласно п.2 ст.36 указанного закона глава администрации избирались населением края, области на пять лет путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании.

Согласно указу Президента РФ N 1313 от 23 августа 1993 г. «О дополнительных мерах по правовой и социальной защите глав исполнительной власти субъектов российской федерации» главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации занимали должность на основании Закона РСФСР "О выборах главы администрации" в соответствии с Законом Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации".

После 1993г. в связи с конфликтом между Президентом и государственной думой Ельцин утверждает указом N 1969 от 03.10.1994 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» «Положение о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации», согласно которому глава администрации, если он не занял эту должность в результате выборов, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.


К 1997г. на основании всеобщего равного и прямого избирательного права в рамках тайного голосования были назначены выборы  глав субъектов  в тех субъектах РФ в которых ранее они не проходили.

Однако в декабре 2004г. в законодательство была внесена поправка, которая изменила этот порядок. На основании этой поправки формируется следующая схема выборов губернаторов: Президент РФ вносит законодательному собранию субъекта РФ кандидатуру главы субъекта, а законодательное собрание субъекта эту кандидатуру принимает или отклоняет. В случае если кандидатура не утверждается, то президент имеет право назначить исполняющего обязанностями главы субъекта и провести консультации в избирательном собрании. Через некоторый срок  президент повторно вносит кандидатуру губернатора, в том числе ту же самую. В случае не утверждения кандидатуры Президент имеет право распустить законодательное собрание.

С принятием этой поправки целый ряд глав субъектов РФ получили право переутвердить свою кандидатуру (например, Президенты Татарстана и Башкортостана).

Первый же получил это право губернатор Приморского края Дарькин, который внес кандидатуру президенту на подтверждение продолжения полномочий.

Конечно, данная система наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов РФ направлена на укрепление государственной власти, и эту систему можно назвать косвенными выборами, поскольку сначала граждане РФ избирают Президента Российской Федерации, а затем Президент назначает глав субъектов.

Список литературы:

 

1.      Конституция Российской Федерации 1993 г.

2.      Федеральный Закон № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации".

3.  Федеральный Конституционный Закон № 5-ФКЗ от 28.06.2004 г. "О референдуме Российской Федерации".

4.      Федеральный закон № 19-ФЗ от 12.01.2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации».

5.      Федеральный закон № 175-ФЗ от 20.12.2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

6.      Федеральный закон № 113-ФЗ от 05.08.2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

7.      Федеральный закон № 138-ФЗ от 26.11.1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".


Дополнения


1. К вопросу соотношения избирательного права в широком и узком смысле


Понятие избирательного права. В конституционном праве термином “выборы” обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования правомочных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата.

Термин “избирательное право” имеет два значения:

·         в объективном смысле — это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане;

·         в субъективном смысле — это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право в связи с политическими правами человека и гражданина.


Избирательная система - в широком смысле - это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов. В своей основе эта система регулируется как конституционным правом, так и неправовыми нормами — корпоративными нормами общественных объединений, участвующих в выборах (уставы и другие документы политических партий), обычаями и традициями, нормами политической морали, этики и т. д.  Избирательная система регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право.

Избирательная система - в узком смысле - система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.[1]

Понятие избирательной системы и избирательного права во многом совпадают, но не тождественны.
Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов, определения результатов голосования.
Понятие избирательного права употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле -это совокупность правовых норм, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, как видно в этом смысле эти понятия совпадают. В узком смысле -нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах .
Понятия "избирательной системы" и "избирательного права" носят собирательный характер. В РФ они включают в себя пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти:

·        порядок избрания Президента РФ;

·        порядок избрания депутатов Государственной Думы РФ;

·        порядок избрания глав администрации субъектов РФ;

·        порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ;

·        порядок избрания органов местного самоуправления.

Каждая из этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении пассивного избирательного права, порядка определения результатов голосования и по ряду других весьма важных условий.



2. К вопросу ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации.


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июня 1997 г. N 9-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЕЙ 74 (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ) И 90 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Э.М. Аметистова, Н.Т. Ведерникова, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты