Субъекты Российской Федерации могут вводить условие в виде проживания на территории субъекта Российской Федерации для кандидатов в депутаты и на выборные государственные должности, а могут и не вводить такое условие. Такое право, как и определение сроков обязательного проживания на территории субъекта Российской Федерации, входит в исключительную компетенцию субъектов Российской Федерации.
Вопрос о проживании как дополнительном условии для кандидатов в депутаты и на выборные государственные должности составляет предмет конституционного регулирования на уровне субъекта Российской Федерации. Указанное условие может устанавливаться лишь в конституциях республик или в уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Проверка положений статей 74 и 90 Конституции Республики Хакасия на соответствие Конституции Российской Федерации может осуществляться по существу и с учетом требований части третьей статьи 74 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Такая проверка на конституционность не может быть осуществлена опосредованно, то есть через положения Федерального закона "О гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", так как право регулирования данного вопроса Конституцией Российской Федерации не делегировано федеральному законодателю.
Конституция Российской Федерации из общей массы законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации выделяет конституции республик (государств) и уставы иных субъектов Российской Федерации (см., например, часть вторую статьи 5, п. "а" части первой статьи 72). Согласно части пятой статьи 76 Конституции Российской федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Как видно, данное положение Конституции Российской Федерации не указывает на конституции и уставы субъектов Российской Федерации, которые занимают особое место в иерархии правовых нормативных актов Российской Федерации. Проверка конкретных положений конституций и уставов субъектов Российской Федерации на соответствие Конституции Российской Федерации, в том числе с привлечением федеральных конституционных законов или федеральных законов, допустима лишь в случаях, если Конституция Российской Федерации предусмотрела их издание по оспариваемому предмету регулирования. Таких отсылок (делегирования) по вопросу о проживании в субъекте Российской Федерации как дополнительном условии приобретения пассивного избирательного права Конституция Российской Федерации не содержит.
В соответствии с частью третьей статьи 74 федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" проверка конституционности положений статей 74 и 90 Конституции Республики Хакасия не может быть осуществлена с использованием Федерального закона "О гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и в силу процедурного требования, так как в отношении него не заявлено ходатайство о проверке его соответствия Конституции Российской Федерации. С точки зрения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации нельзя трактовать положение п. "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации как исключающее какое-либо регулирование прав и свобод российских граждан субъектами Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации могут и должны регулировать права и свободы человека и гражданина по вопросам исключительного ведения субъектов Российской Федерации.
Установление дополнительного условия для кандидатов в депутаты и на выборные государственные должности, связанного со сроком их проживания на территории субъекта Российской Федерации, не является нарушением принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, установленного частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, так как это условие предъявляется в равной мере всем российским гражданам, как тем, кто выдвигает кандидатов, так и тем, кто желает быть кандидатом в депутаты и на выборные государственные должности. Проживание - постоянное или преимущественное - на территории субъекта Российской Федерации является обязательным требованием к осуществлению активного избирательного права, и это условие не рассматривается как нарушение принципа равенства прав независимо от места жительства. Непонятно, почему же оспаривается возможность такого требования к кандидатам в депутаты и на выборные государственные должности. Вопрос о сроках такого проживания решается исходя из принципа целесообразности, и он входит в компетенцию законодателя. В равной мере установление условия, связанного с проживанием на территории субъекта Российской Федерации кандидата в депутаты и на выборные государственные должности, не является ограничением пассивного избирательного права граждан Российской Федерации в том смысле, как эти ограничения понимаются, исходя из содержания части третьей статьи 55 Конституции Российской Федерации. Установление названного выше условия для приобретения пассивного избирательного права преследует достижение положительных целей достойного представительства избирателей в выборных государственных органах, обеспечения квалифицированного состава представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Признание положений статей 74 и 90 Конституции Республики Хакасия, касающихся установления сроков проживания кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия (не менее пяти лет) и кандидатов на должность Председателя Правительства Республики Хакасия (не менее семи лет), как не соответствующих части второй статьи 19 Конституции Российской Федерации, одновременно означает и конституционно-правовую оценку соответствующих положений части четвертой статьи 4 Федерального закона от 6 декабря 1994 года "О гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", допускающих установления дополнительного условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанного со сроком его проживания на территории субъекта Российской Федерации (не превышающего одного года), что выходит за рамки проверки конституционности указанных норм Конституции Республики Хакасия лишь с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации.
На основании изложенного прихожу к выводу, что положение статьи 74 Конституции Республики Хакасия, устанавливающее требование о сроке постоянного проживания (не менее пяти лет) как условии избрания гражданина Республики Хакасия депутатом Верховного Совета Республики Хакасия, и положение статьи 90 Конституции Республики Хакасия, устанавливающее требование о сроке проживания (не менее семи лет) до выборов как условии избрания гражданина Республики Хакасия Председателем Правительства Республики Хакасия, соответствуют Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации
N 9-П[2]
3. К вопросу реализации гражданином пассивного избирательного права, связанному с достижением им определенного возраста.
В статье 3 главы 1 Конституции Российской Федерации свободные выборы и референдум называются высшим непосредственным выражением власти народа. В статье 32 главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» закреплено право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Следующим после Конституции Российской Федерации федеральным законом, регулирующим порядок проведения выборов и референдума, является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. Этот Федеральный закон восполняет пробелы Конституции в части распространения демократических принципов на все виды и уровни выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Он является рамочным (базовым) Федеральным законом для всех иных актов, регулирующих проведение выборов в Российской Федерации.
В преамбуле Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» говорится, что государством гарантируются свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные права граждан характеризуются как конституционное право граждан избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидата (списка кандидатов), в предвыборной агитации, наблюдать за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также других избирательных действиях. В данной статье закона перечислены не все избирательные права граждан. К избирательным правам граждан необходимо отнести также право участвовать в формировании избирательных комиссий, знакомиться со списком избирателей, направлять наблюдателей для контроля за голосованием и установлением его итогов, вносить добровольные пожертвования в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений и блоков, обжаловать нарушения избирательных прав граждан в вышестоящую избирательную комиссию и в суд и осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством.
Электоральные возможности граждан предусмотрены и иными федеральными законами, к которым относятся: Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «об обеспечении конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Кроме того, перечень избирательных прав и их гарантий может быть расширен законами субъектов Российской Федерации.
Следует отметить также, что правам граждан Российской Федерации избирать и быть избранными не корреспондирует какая-либо обязанность. Так, в законодательстве некоторых стран наряду с правом избирать, существует обязанность голосовать.
Согласно статьи 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. [3]
Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме выражается:
Во-первых, в том, что гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях и действиях по подготовке референдума, которые составляют содержание активного избирательного права.
Из этого следует, что в соответствии с Федеральным законом для приобретения активного избирательного права требуется достижение гражданином 18 лет. Возрастной критерий содержит в себе признание за гражданином юридической способности быть участником избирательного процесса и совершать все предусмотренные федеральным законодательством о выборах избирательные действия.