Избирательные права граждан

Во-вторых, Федеральными конституционными законами, федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации. Но указанные условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Гражданам также гарантируется равенство избирательных прав независимо от места проживания и пребывания в период подготовки и проведения выборов и референдума.

Например, в соответствии с положениями избирательного законодательства Республики Бурятия право избирать в Народный Хурал Республики Бурятия принадлежит каждому гражданину Российской Федерации и Республики Бурятия постоянно или преимущественно проживающему на территории Республики Бурятия, а право избирать главу муниципального образования имеет гражданин постоянно или преимущественно проживающий на территории муниципального образования.

Содержание пассивного избирательного права граждан Российской Федерации состоит в праве по достижении установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В-третьих, ограничение пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации могут устанавливаться только Конституцией Российской Федерации.

Так, статья 81 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет;

В-четвертых, законами субъектов Федерации могут устанавливаться дополнительные ограничения пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданами определенного возраста. При этом Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что минимальный возраст кандидата на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта РФ не может превышать 21 год, 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ, 21 год - на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Так, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет; Депутатом Государственной Думы - гражданин, достигший на день голосования 21 года; Президентом Республики Бурятия - 30 лет; Депутатом Народного Хурала Республики Бурятия - 21 года; Главой муниципального образования Республики Бурятия - 21 года.

В-пятых, граждане Российской Федерации могут избирать и быть избранными, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.[4]

В-шестых, не имеют вышеперечисленных прав лишь граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Ограничение избирательных прав указанных категорий граждан прямо вытекает из статьи 32 Конституции Российской Федерации и носит временный характер. Избирательные права восстанавливаются в полном объеме после освобождения гражданина из мест лишения свободы либо признания его дееспособным по решению суда. Граждане, страдающие психическими заболеваниями, но не признанные судом недееспособными, вправе участвовать в выборах и референдуме на общих основаниях. Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда, не могут осуществлять какие-либо избирательные действия, связанные с реализацией как активного, так и пассивного избирательного права. Лица, задержанные за правонарушения и находящиеся в следственном изоляторе или изоляторе временного содержания, а также задержанные или арестованные по подозрению в совершении преступления, не могут быть ограничены в избирательных правах.

Примером служат выборы в Красноярскую Краевую Думу. Кандидат в депутаты в период выборов находился в следственном изоляторе, был арестован, но не признан виновным в совершении преступления по приговору суда, поэтому пребывание в изоляции от общества не помешало реализации его пассивного избирательного права.

Равное избирательное право и право на участие в референдуме выражается в том, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях, так как имеют равные условия: наличие только одного голоса, права быть выдвинутым и зарегистрированным кандидатом только одним политическим общественным объединением или инициативной группой граждан, включение каждого гражданина, имеющего право участвовать в выборах, только в один избирательный список, голосование на каждых выборах только один раз, запрет голосовать за других избирателей, контроль со стороны наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и избирательных комиссий.

Прямое избирательное право и право на участие в референдуме состоит в том, что граждане РФ голосуют на выборах и референдуме непосредственно и это означает, что между избирателями и кандидатами на выборные должности нет каких-либо промежуточных звеньев, так или иначе передающих волю избирателей кандидатам.

Смысл тайности голосования состоит в запрете всех видов контроля за волеизъявлением избирателей с целью ограждения граждан от нарушения их прав не только в момент голосования, но и после него.

Принцип организации и проведения свободных выборов означает реальную возможность проведения альтернативных выборов, конкуренцию кандидатов и предвыборных программ, право избирателей голосовать за наиболее достойного, с их точки зрения, кандидата. Этот принцип ставит кандидата перед необходимостью учитывать интересы и пожелания граждан, а уже избранных кандидатов - действовать в соответствии с волей избирателей. Свободный характер выборов означает не только свободу действий избирателей (участие или неучастие в выборах), но и свободу их воли, выражающуюся в избрании наиболее подходящего, по их мнению, кандидата.

На принципе добровольности участия в выборах основано действие любого права, принадлежащего человеку и гражданину. Однако следует учитывать, что безразличное отношение к выборам, неучастие в голосовании может привести к избранию на выборные должности граждан, не пользующихся поддержкой большинства избирателей.

Решения и действия (бездействия), нарушающие избирательные права граждан, которые исходят от органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений, а также избирательных комиссий и их должностных лиц, могут быть обжалованы в суд или в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию. Заявитель вправе самостоятельно избрать тот или иной порядок рассмотрения своей жалобы.

Решения и действия (бездействия) могут заключаться в ненадлежащем формировании избирательных участков, в неправомерном включении (невключении) в списки избирателей, в ненадлежащем формировании избирательных комиссий; причинами жалоб могут быть нарушения порядка сбора подписей и оформления подписных листов, повлекшие отказ в регистрации, противозаконное использование служебного положения, возможностей СМИ, нарушение правил предвыборной агитации, нарушение порядка формирования избирательного фонда, а также нарушение порядка голосования, процедуры подсчета голосов, определения итогов выборов и признание их несостоявшимися или недействительными и др.

Возникающие в ходе избирательного процесса проблемы обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления необходимо решать общими усилиями избирательных комиссий, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, судов, правоохранительных органов и других заинтересованных органов, а также усилиями правозащитных организаций и самих граждан. Поэтому важно, чтобы все субъекты избирательного процесса не нарушали законодательства, руководствовались Конституцией Российской Федерации и законами, а не сиюминутными интересами и политическими амбициями и чтобы избиратели сознавали важность своих избирательных прав и свою ответственность за ситуацию в стране.[5]



4. К вопросу косвенных выборов глав исполнительной власти субъектов РФ.



Косвенные выборы (синоним - многостепенные) - избирательная система, при которой депутаты представительного органа избираются нижестоящими выборными органами или избирательными коллегиями, в состав которых входят либо избранные населением выборщики, либо депутаты нижестоящих представительных органов, либо и те и другие.


Косвенные выборы могут иметь две и более ступеней (выборы в три или четыре ступени встречаются в настоящее время редко). Двухстепенными выборами избираются, например, президенты США, Финляндии, верхняя палата Индии. Трехстепенными выборами формируется часть сената Франции: избиратели голосуют за муниципальных советников, последние назначают делегатов, которые избирают сенаторов.[6]


Новый порядок рекрутирования губернаторов и перспективы федерализма в России


3 декабря 2004 года был принят Государственной Думой, 8 декабря – одобрен Советом Федерации и уже 11 декабря – подписан Президентом Российской Федерации Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 159-ФЗ[7].

Значение этого закона для перспектив российской государственности сложно переоценить. Нашедшие в нем свое формально-юридическое воплощение инициативы главы государства по фактическому назначению губернаторов являются, по всей видимости, частью его программы по т.н. укреплению вертикали власти, претворение которой в жизнь вызвано, по словам высших должностных лиц государства, необходимостью борьбы с «неофеодальной раздробленностью и террористической интервенцией». Это обстоятельство автоматически ставит рассматриваемый закон на особое место в деле формирования перспектив дальнейшего развития государства российского. Попытаемся произвести комплексный анализ содержащихся в законе инициатив.

 Конституционно-правовые аспекты нового порядка рекрутирования губернаторов

 Носителем суверенитета и единственным источником власти в России, согласно ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации, является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (ч. 2 и 3 ст. 3 Конституции). Это означает, что прямые выборы высших должностных лиц и депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти на федеральном, региональном и местном уровнях являются единственным конституционно возможным способом их формирования. Эта позиция закреплена в Главе 1 Конституции «Основы конституционного строя» и составляет сердцевину отечественной правовой системы. Если исказить эту сердцевину, изменится вся сущность государственности. Вместо существующей России появится новая либо «хорошо забытая старая», похожая на современную лишь названием и государственными границами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты