Избирательные права гражданина в системе РФ

Диспозитивность - один из принципов и предшествовавшего, "социалистического", гражданского права. Однако в законах того периода он закреплен не был. Этому существует объяснение: полная диспозитивность реализации гражданских прав не могла быть предоставлена в существовавших экономических отношениях. Единым собственником имущества подавляющего большинства предприятий и организаций было государство, поэтому деятельность юридических лиц должна была осуществляться в формах и целях, определявшихся государством. Полной диспозитивностью реализации гражданских прав обладали в то время только физические лица.

В условиях перехода к рыночной экономике, принцип диспозитивности приобретения и осуществления гражданских прав является основным, так как он является одним из принципов, на котором основывается конкуренция хозяйствующих субъектов.

Согласно п. 2 ст. 9 ГК отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет за собой прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом. Из этой нормы следует, что лицо не только свободно в активном использовании прав, но и имеет возможность воздерживаться от их реализации, если по каким-либо причинам оно заинтересовано в этом. Данная норма обеспечивает полную диспозитивность субъектов гражданских прав, подчеркивая, что на них не возложена обязанность осуществлять принадлежащие им права. Это качество отличает гражданские права от субъективных прав иного рода, например, должностных полномочий - прав, которые должностные лица не только могут, но и обязаны осуществлять. Отказ от осуществления права, о котором говорится в п. 2 ст. 9 ГК, - это отказ не от права, а от его реализации.

Свобода осуществления гражданских прав, предоставленная субъектам управомочивающими правовыми нормами и правилом диспозитивности, не может быть безграничной. Она ограничивается интересами других лиц - физических и юридических, а также интересами общества.


Глава 3. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан


Меры неблагоприятного воздействия, применяемые к лицам, нарушающим избирательные права граждан. Действующее избирательное законодательство за нарушение избирательных прав граждан предусматривает три вида юридической ответственности: 1) конституционно-правовую; 2) административную; 3) уголовную. В некоторых случаях применяется и гражданско-правовая ответственность (для опровержения по суду распространяемых ложных сведений, унижающих честь и достоинство, — ст. 152 ГК). Конституционно-правовая ответственность предусмотрена нормами конституционного (избирательного) права и применяется по отношению как к физическим, так и к юридическим лицам (коллективу людей, являющемуся субъектом права). К данному виду ответственности относятся: расформирование избирательных комиссий; отмена решения о регистрации кандидата (списка кандидатов); отстранение члена участковой избирательной комиссии от участия в ее работе за попытку воспрепятствовать работе этой комиссии, осуществлению избирательных прав граждан, за нарушение тайны голосования; удаление из помещения для голосования наблюдателя, иных лиц.

Административная и уголовная ответственность наступает за нарушение избирательных прав граждан и применяется в отношении конкретных лиц. Это лица: а) препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иными способами свободному осуществлению гражданами РФ права избирать и быть избранными; б) использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания; в) принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, а также участвующие в подделке данных подписей; г) своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях; д) распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах; е) нарушающие права членов избирательных комиссий, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, инициативных групп, средств массовой информации; ж) нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе проводящие агитацию в день голосования; з) нарушающие правила финансирования избирательной кампании, в том числе задерживающие перечисление средств избирательным комиссиям; и) препятствующие работе избирательных комиссий или незаконно вмешивающиеся в эту работу; к) препятствующие голосованию на избирательных участках; л) нарушающие тайну голосования; м) принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору; н) не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании; о) являющиеся работодателями и отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах.

Каждое из этих деяний образует самостоятельный состав правонарушения, являющегося основанием для наступления уголовной, административной или иной ответственности, предусмотренной федеральным законом. Административная ответственность за избирательные правонарушения предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях; уголовная ответственность предусмотрена Уголовным кодексом РФ и наступает за деяния, препятствующие осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141), за фальсификацию избирательных документов или неправильный подсчет голосов (ст. 142).


3.1 Административная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме


Ответственность за совершение отдельных нарушений законодательства о выборах и референдумах, предусмотренная КоАП РСФСР и другими федеральными законами.

Установление административной ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах относится к ведению федерального законодателя.

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения. Согласно ст. 10 КоАП РСФСР административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Конкретные составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан и права граждан на участие в референдуме, сформулированы в главе 5 Особенной части КоАП РСФСР (ст.ст. 40-1 - 40-24).

В качестве административного правонарушения может выступать только противоправное деяние - такое действие или бездействие, которое нарушает нормы действующего законодательства о выборах и референдумах и соответствующие статьи КоАП РСФСР.

Административная ответственность может наступить только за виновное нарушение законодательства о выборах и референдумах. Вина - это психическое отношение нарушителя к совершенному им правонарушению и его последствиям. Применительно к административным правонарушениям законодатель различает две формы вины - умысел и неосторожность.

Большинство административно-наказуемых нарушений законодательства о выборах и референдумах может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Административные правонарушения, совершенные умышленно, то есть преднамеренно, с продуманным замыслом, отличаются большей степенью публичной опасности и должны влечь более суровые меры административной ответственности. К примеру, только с умышленной формой вины совершаются такие административные правонарушения как выдача гражданам избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования) в целях предоставления им возможности голосования за других лиц, уничтожение или повреждение агитационных печатных материалов.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Разумеется, в отличие от умышленных неосторожные административные правонарушения подлежат менее суровому наказанию. С неосторожной формой вины могут быть совершены такие административные правонарушения как непредставление избирательной комиссии должностными лицами необходимых для ее работы сведений и материалов, проведение агитации в период ее запрещения, изготовление или распространение анонимных агитационных материалов. При определенных обстоятельствах указанные правонарушения могут быть также совершены и с умышленной формой вины.

Испытывать вину как особое психическое состояние может только психически здоровый человек. Невозможно вменить в вину совершение административного правонарушения психически больному человеку. Ст. 20 КоАП РСФСР так и гласит: « Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния». Заключение о наличии или отсутствии такого рода заболеваний дает врач-психиатр. При необходимости может проводиться психиатрическая экспертиза.

При отсутствии вины привлечение лица к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах недопустимо.

Совершение административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан и права граждан на участие в референдуме, является административно наказуемым. Под административной наказуемостью понимается установленная законом юридическая возможность применения административных взысканий за совершение административных правонарушений.

Административные правонарушения в рассматриваемой сфере влекут штрафные санкции. Административный штраф выражается в разовом взыскании твердо установленной денежной суммы в доход государства. Он исчисляется в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством Российской Федерации на момент окончания или пресечения правонарушения. В статьях Особенной части КоАП РСФСР штрафные санкции за административные правонарушения сформулированы, как правило, относительно-определенным образом (в виде вилки «от и до»). Конкретный размер штрафа определяется судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, с учетом обстоятельств дела и личности правонарушителя.

За совершение административно наказуемых нарушений законодательства о выборах и референдумах к административной ответственности может быть привлечено лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

За отдельные виды административных правонарушений в этой сфере к административной ответственности привлекаются лица, наделенные статусом специального субъекта и выполняющие предусмотренные законом специальные обязанности в избирательном процессе: должностные лица (например, ст.ст. 40-2, 40-3, 40-4, 40-6, 40-8, 40-9, 40-10 КоАП РСФСР); члены избирательных комиссий (ст.ст. 40-1, 40-23 КоАП РСФСР); председатели избирательных комиссий, комиссий референдума (ч. 2 ст. 40-17, ст. 40-24 КоАП РСФСР); главный редактор, иное ответственное лицо средства массовой информации (ст. 40-5 КоАП РСФСР); кандидат в депутаты или на выборную должность (ч. 1 ст. 40-17, ст. 40-18, ст. 40-19 КоАП РСФСР), работодатель (ст. 40-7 КоАП РСФСР). Лица, не обладающие статусом специального субъекта административной ответственности в соответствии с КоАП РСФСР, не могут быть привлечены к административной ответственности за совершение таких видов правонарушений (их, иногда, называют правонарушениями со специальным субъектом). В качестве общего субъекта к административной ответственности привлекаются граждане независимо от того, где они работают (не работают) или учатся. Так, к административной ответственности привлекаются граждане независимо от их служебного статуса за совершение административных правонарушений, ответственность за которые установлена ст.ст. 40-8, 40-10, 40-12, 40-14, 40-16 КоАП РСФСР.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты