Избирательные права гражданина в системе РФ

Дела об административных нарушениях избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме рассматриваются судами.

Административная ответственность юридических лиц за совершение отдельных нарушений законодательства о выборах и референдумах предусмотрена Федеральным законом «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».

Основанием данной ответственности является нарушение федеральных и региональных законов о выборах и референдумах, выразившееся в совершении юридическими лицами противоправных действий или в их бездействии. Конкретные составы административных правонарушений юридических лиц сформулированы в статьях 2 - 11 Федерального закона «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».

Понятие юридического лица дано в статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно этому предписанию юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

За нарушение законодательства о выборах и референдумах административную ответственность в качестве юридических лиц могут нести:

организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание;

редакции периодических печатных изданий;

избирательные объединения;

общественные объединения;

благотворительные организации;

религиозные объединения;

кредитные организации (учреждения);

полиграфические предприятия и др.

Как отмечалось, в Федеральном законе «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» составы административных правонарушений, субъектами которых являются юридические лица, сформулированы в статьях 2-11 этого закона. За аналогичные административные правонарушения в КоАП установлена и административная ответственность физических лиц. Возникает закономерный вопрос: в каких случаях наряду с административной ответственностью физических лиц наступает административная ответственность юридических лиц? К сожалению, прямого ответа на этот вопрос действующее законодательство об административных правонарушениях не дает.

Как представляется, юридические лица, когда это прямо установлено законом, могут нести административную ответственность за деяния (действия, бездействие) физических лиц, когда эти деяния:

совершены работниками юридического лица или уполномоченными им лицами с ведома администрации юридического лица или были ею санкционированы;

совершены в пользу юридического лица (например, за совершение наказуемого действия денежные средства перечислены на счет юридического лица);

совершены с использованием финансовых и иных материальных ресурсов юридического лица.

За административно-наказуемые нарушения законодательства о выборах и референдумах юридические лица подвергаются штрафу, налагаемому в судебном порядке. И только за отдельные нарушения (статьи 7 и 9 Федерального закона «Об административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах») наряду со штрафом применяется в качестве дополнительного взыскания конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии анонимных агитационных материалов и предметов незаконного пожертвования в собственность государства.


3.2 Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме


Предусмотренная УК РФ ответственность за совершение преступлений, нарушающих избирательные права граждан и права граждан на участие в референдуме.

Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах и референдумах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав, организации и проведения выборов и референдумов.

Уголовная ответственность регламентируется в УК РФ, который насчитывает две статьи, посвященных посягательствам на избирательные права граждан. Это - ст. 141 (»Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий») и ст. 142 (»Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов»).

В соответствии с ч. 1 ст. 141 УК РФ уголовно-наказуемым является воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Данное преступление наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Совершение деяний, указанных в ч. 1 ст. 141 УК РФ, с дополнительными квалифицирующими обстоятельствами (соединенных с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения; совершенные лицом с использованием своего служебного положения; совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой) наказывается согласно ч. 2 ст. 141 УК РФ штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

В ч. 2 ст. 141 УК РФ под подкупом понимается предоставление или обещание предоставления имущественных выгод за отказ гражданина в реализации им его избирательных прав; под обманом - преднамеренное введение в заблуждение гражданина при сообщении ложных сведений, предоставлении подложных документов или в совершении других подобных действий; под насилием - причинение побоев, легкого и средней тяжести вреда здоровью, незаконное лишение свободы; под использованием служебного положения - воспрепятствование осуществлению избирательных прав с использование служебного положения в любой форме.[14]

В соответствии со ст. 142 УК РФ фальсификация избирательных документов, документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, референдума, нарушение тайны голосования, если эти деяния совершены членом избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии по проведению референдума наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет. Указанное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

Под фальсификацией документов в данном составе преступления следует понимать действия по изменению содержания подлинного документа путем внесения в него заведомо ложных сведений, подделки, подчистки или пометки другим числом, а также в изготовлении другого документа с ложным содержанием (См.: См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996. С. 89). При этом избирательными документами являются предусмотренные законодательством письменные документы, имеющие определенное юридическое значение в избирательном процессе (фиксируют юридические факты, предоставляют субъективные права и др.). Законодательство к числу избирательных документов относит, в частности: избирательные бюллетени; списки избирателей; списки участников референдума; удостоверение кандидата в депутаты; подписные листы для регистрации кандидатом; протоколы избирательных комиссий.

Уголовную ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 142 УК РФ несут только специальные субъекты: члены избирательных комиссий, члены комиссий по проведению референдума и члены инициативных групп. Совершение деяний, указанных в данной статье УК РФ, другими лицами не влечет ответственность по этой статье.


Заключение


В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реформа избирательного законодательства, целью которой является преобразование законодательной базы избирательного права и избирательной системы, включая референдум, до конституционно-правового уровня. Значение этих преобразований состоит в том, что общество, стабилизировав основные институты и нормы избирательного права, приобретет устойчивость в политической жизни и обеспечит законную смену власти по итогам общенациональных конституционных выборов. Следовательно, реформа избирательного права в России обеспечение демократического общественного и судебного контроля в процессе организации и проведения выборов и референдума, в том числе и путем приглашения иностранных наблюдателей, создания условий для их работы.

Избирательное право является важной подотраслью конституционного права. Оно содержит нормы, которые регулируют порядок осуществления конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, тем самым, устанавливая порядок проведения выборов в указанные сроки.

Избирательные права относятся к политическим и находятся в теснейшей взаимосвязи с правом на участие в управлении делами государства.

Реализация избирательных прав в рамках избирательного процесса взаимосвязана с иными конституционными правами и свободами, в частности: свободой мысли и слова; свободой искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; на объединение; собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации и т.д.

В Российской Федерации голосование на выборах является добровольным, отказ от него не влечет никаких правовых последствий для избирателя. Пассивным избирательным правом гражданин обладает также вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Ограничения пассивного избирательного права устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Демократические выборы - это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете, достигаются стабильность и порядок в общественной жизни.

Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнения меньшинства или отдельных политиков. Выборы - это своеобразная проверка доверия граждан к своему государству.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты