Избирательные системы современности: теория и практика
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.А. КУЛЕШОВА»
Факультет экономики и права
Кафедра правоведения
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Избирательные системы современности:
теория и практика
Выполнила студентка 5 курса
заочного отделения
группы П-023
Научный руководитель
канд.ист.наук, доцент
Решение кафедры о допуске дипломной работы к защите в ГЭК
(протокол № от июня 2007г.)
Могилев 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие избирательной системы
2. Мажоритарная избирательная система, ее виды
3. Виды и особенности пропорциональной избирательной системы
4. Полупропорциональные и смешанные избирательные системы
5. Особенности избирательной системы Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.
В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.
Однако нас больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).
В условиях становления и развития в Беларуси демократического правового государства от решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выбранных органов областных и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.
Недостаточно объявить Беларусь демократическим государством, включив в Конституцию страны соответствующее положение. Главное - добиться, чтобы этот постулат прочно укоренился в сознании миллионов граждан, сделать демократию потребностью широких масс населения. Важнейшую роль в этом процессе играют выборы и применяемая в стране избирательная система, что определяет актуальность данной работы.
В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия превращения граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.
Сегодня как никогда ощущается потребность в конструктивных идеях в различных областях общественной и государственной деятельности. В нашей стране уже сложилась практика правового решения таких сложных проблем, как открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.
В этой связи целью данной работы является рассмотрение теоретических основ и законодательной базы применения различных избирательных систем.
Цель исследования обусловила постановку ряда задач, необходимых для ее достижения:
Изучить понятие и виды существующих в настоящее время избирательных систем;
Проанализировать избирательные системы Республики Беларусь, Российской Федерации и других странах, дать оценку их эффективности;
Объектом исследования является механизм функционирования избирательных систем. При написании работы использовались метод системного анализа, исторический метод исследования, метод сравнения.
Тема, заявленная в работе, нашла широкое отражение в трудах российских и зарубежных ученых, таких как Авакъян С. А., Веденеев Ю. А., Гунель М., Ковлер А. И. и др., однако единство по принципиальным вопросам среди авторов до сих пор не достигнуто.
Правовая база по теме исследования представлена положениями: Конституции Республики Беларусь, Избирательного кодекса Республики Беларусь, постановлениями Центризбиркома.
Также правовые положения по данной тематике содержаться в Уголовном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, постановлениях Конституционного Суда Республики Беларусь, других нормативных актах, конституциях и нормативных актах иностранных государств.
Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Первая глава посвящена рассмотрению определения избирательной системы и ее видов. Во второй, третьей и четвертой главе рассматриваются основные существующие в настоящее время виды избирательных систем. Пятая глава посвящена рассмотрению особенностей избирательной системы Республики Беларусь.
1. ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Конституционное право, как и любая отрасль права, состоит из институтов: института правительства, института парламента, института главы государства, института прав и свобод, в том числе и института избирательного права.
По европейской традиции избирательное право – это неотъемлемая часть конституционного права. Хотя детальные правила в данной области закрепляются обычно в текущем законодательстве, основы избирательной системы наряду с принципами избирательного права в качестве основополагающих норм правовой системы страны закрепляются в ее конституции. Основные законы ряда стран (например, Португалии), устанавливают тип избирательной системы выборов всех ветвей и уровней власти: парламентских, президентских, региональных и местных; основные законы других - только парламентских (Бельгия); в некоторых странах конституция рассматривает избирательные законы в качестве конституционных, или органических (Молдова), или во всяком случае, требует для их принятия квалифицированного большинства голосов, например, 2/3 от всего состава парламента (Македония). Если же обратиться к конституционному праву США, то данный институт изучается другими прикладными науками.
Избирательное право имеет два значения: объективное и субъективное. Объективное избирательное право – это совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при проведении выборов. В субъективном значении избирательное право – это право граждан участвовать в образовании представительных органов, т.е. избирать эти органы и быть избранным.
Наряду с понятием «избирательное право», как правило, используется термин «избирательная система». Под избирательной системой в широком смысле понимают систему общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией норм избирательного права. «Избирательная система» - понятие более широкое, чем «избирательное право», поскольку оно включает помимо норм сложившиеся общественные отношения, которые могут в чем-то не совпадать с нормами либо регулироваться и неписанными нормами и традициями.
Понятие «избирательная система» применяется и в более узком значении – как закрепленная в законе система выдвижения кандидатов и подсчета голосов, т.е. конкретный способ организации выборов. Наиболее распространенными являются две избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная, которые имеют свои разновидности. Есть также и смешанная избирательная система, когда применяются обе вышеназванные разновидности [32, с.266].
Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. Ниже, я подробнее рассмотрю эти разновидности.
Уже на заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеи пропорционального представительства политических объединений, при котором число мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Такие идеи высказал во французском Конвенте в 1793 г. видный деятель Великой французской революции Л. Сен-Жюст. Практически пропорциональная система впервые была применена в Дании в 1855 году для выборов части членов Ригстага. К началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности. Ныне она существует в более чем 60 странах.
С начала прошлого столетия выдвигались компромиссные идеи, направленные на обеспечение хотя бы частичного представительства меньшинства - ограниченного вотума, системы единственного непередаваемого голоса, кумулятивного вотума, характеризуемые как полупропорциональные системы. Некоторые из них применяются сегодня, так как позволяют тем или иным образом уменьшить дефекты мажоритарной системы, не переходя к более или менее чистой пропорциональности.
В интересах соединения достоинств мажоритарной и пропорциональной систем и исключения, присущих каждой из них недостатков наряду с сочетанием обеих систем в одних странах в некоторых других стали применять систему единственного передаваемого голоса.
Главное для победы на выборах - наличие поддержки избирателей, выраженной в количестве голосов «за» ту или иную партию и кандидата. На основе каких принципов, посредством каких методов эти голоса будут преобразованы в соответствующие выборные мандаты? Какая избирательная система будет применятся?
Как считает Четвериков А.О.: «сама по себе избирательная система не может и не должна оказывать существенного воздействия на итоги выборов. Избирательная система есть не что иное, как определенная «технология», трансформирующая голоса в мандаты, которая должна быть нейтральной по своему характеру, не создавать преимуществ и препятствий никаким партиям и кандидатам. Практика проведения выборов и в нашей стране, и за рубежом показывает, однако, что эта картина весьма далека от фактической реальности» [30].
Законодательно установленная для выборов парламента или иного органа избирательная система влияет не только на персональный и партийный его состав, но и на все этапы избирательного процесса, начиная от выдвижения кандидатов. Не только выборы, но и другие важные аспекты политической жизни страны (региона) находятся под определенным (подчас весьма сильным) воздействием существующей модели избирательной системы: функционирование партий и партийная система в целом; деятельность парламента, ее формы, результаты и эффективность; стабильность правительства и всего механизма исполнительной власти и др. Одни типы избирательной системы могут поощрять развитие партий и многопартийной борьбы, другие - создавать особо благоприятные условия для становления двухпартийной системы; некоторые более выгодны для крупных, другие - для мелких партий и группировок; отдельные ее модели содействуют укреплению и централизации партий, иные, наоборот, стимулируют внутрипартийную борьбу. Существуют виды избирательных систем, которые могут эффективно применяться в условиях «партийного государства» и общества; другие формально сохраняют внепартийный характер. Наконец, что безусловно необходимо иметь в виду: практически любая из известных разновидностей избирательных систем в той или иной мере искажает волю граждан, высказанную на выборах, хотя характер и содержание этих искажений для разных ее моделей неодинаковы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13