Избирательные системы современности: теория и практика

Совпадение интересов Президента и беспартийного большинства Верховного Совета привело к тому, что принятый закон о выборах депутатов Верховного Совета основывался на мажоритарной системе голосования.

Но что будет, если в ближайшем будущем в Беларуси будет проведена избирательная реформа и мы станем избирать парламент по пропорциональной системе?

На этот вопрос председатель Центральной избирательной комиссии Беларуси Лидия Ермошина считает нецелесообразным в ближайшей перспективе изменять избирательное законодательство, в том числе, унифицируя его с законодательством Российской Федерации. «Я отрицательно отношусь к новшествам избирательной системы России - отмене порога явки избирателей и графы «против всех» в бюллетене для голосования», - заявила в интервью «Интерфаксу» глава ЦИК Беларуси. Глава ЦИК Беларуси также не видит необходимости применения в Республике пропорциональной избирательной системы, что было апробировано в некоторых субъектах РФ на прошедших региональных выборах. «Пока в России работают не политические предпочтения и платформы, а персоналии. Формально РФ переходит на пропорциональную систему выборов, но по факту она еще носит особенности и черты мажоритарной системы», - сказала Л. Ермошина» [8].

Приверженцы мажоритарной избирательной системы считают, что при переходе к пропорциональной избирательной системе будет нарушена стабильность в Парламенте и мажоритарная система имеет массу преимуществ. Наоборот, практика применения пропорциональной системы голосования (или смешанной – мажоритарно-пропорциональной) в бывших посткоммунисти-ческих странах, и прежде всего, у наших ближайших соседей - России, Украины, Литвы, Польши, Латвии, - свидетельствует как раз об обратном. Одним из самых излюбленных аргументов приверженцев мажоритарной системы является утверждение, что в Беларуси для введения пропорциональной системы голосования нет объективных предпосылок, так как отсутствует субъект, на существовании которого она зиждется, - политические партии. На самом деле партии в Беларуси существуют, но мало кто о них знает. Этот парадоксальный факт объясняется достаточно просто: белорусский зритель, смотрящий преимущественно российские каналы телевидения, получает больше информации о деятельности российских политических партий, нежели о собственно белорусских.

Сегодня, по сравнению с первой половиной 90-х годов, в обществе есть понимание необходимости избрания хотя бы части депутатов парламента по партийным спискам. За переход к смешанной системе выборов – мажоритарно-пропорциональной – единодушно выступают политические партии, представленные в Консультативном совете. Несмотря на крайне неблагоприятные условия, у нас наконец-то появилось несколько политических партий, которые обладают достаточным организационным, интеллектуальным и кадровым потенциалом для формирования в парламенте правительства на коалиционной основе. Страна готова не только по каким-то субъективным, но и объективным причинам к избранию хотя бы части депутатов парламента на основе партийных списков.

Часто от противников введения пропорциональной системы голосования можно слышать достаточно безапелляционные заявления (правда, не подкреплённые никакими аргументами), что в стране для перехода к голосованию по партийным спискам обязательно должны быть в наличии сильные политические партии, и если их нет, то наиболее приемлемым способом формирования законодательного органа власти является мажоритарная система выборов.

С другой стороны, страны, которые после краха мировой системы социализма внедрили у себя пропорциональную или смешанную системы голосования, также, как и Беларусь в начале 90-х годов, не имели разветвлённой партийной структуры. Однако сегодня, в отличие от нас, они преуспели в партийном строительстве как раз благодаря пропорциональной системе голосования, так как применение этой системы на выборах позволяет значительно ускорить процесс политической структуризации общества и парламента.

Главное то, что депутаты, даже если на выборах подавляющее большинство из них выступает в качестве беспартийных, попав в парламент, всё равно расходятся по тем или иным фракциям, которые создаются или оппозиционными политическими партиями, или правящим режимом, даже в том случае, если он формально не имеет своей собственной партии. Такой процесс можно было наблюдать и у нас при избрании депутатов Верховного Совета XIII созыва в начальный период его деятельности. Структурирование законодательного органа власти по политическим направлениям - это вполне объективная и необходимая вещь, без которой может существовать только парламент, находящийся под полным контролем исполнительной власти. Поэтому, когда существующая в Беларуси власть говорит, что в стране нет предпосылок для перехода к пропорциональной системе голосования - она, мягко говоря, лукавит. На самом деле она к своей выгоде и в ущерб всему обществу стремится полностью исключить из политической жизни страны партии, которые значительно труднее контролировать, чем отдельных депутатов-одномандатников. «Власть имущие» прекрасно понимают, что при прочих равных условиях при мажоритарной системе голосования для становления политических партий потребуется значительно больше времени, чем при голосовании по партийным спискам.

Также одним из излюбленных аргументов белорусских сторонников мажоритарной системы голосования является утверждение, что она позволяет создать стабильное правительство, которое, опираясь на стойкое парламентское большинство, не будет меняться часто, как перчатки, и в силу этого обстоятельства сможет вывести страну из кризисного состояния. На первый, поверхностный взгляд это утверждение кажется верным. Но главную роль в плане так называемой стабильности правительства играет как раз не система выборов, а способ организации государственной власти и объём полномочий, которыми располагают её ветви: законодательная, исполнительная и судебная.

Другим аргументом в пользу мажоритарной системы является идея о ее справедливости. Идея справедливости существует ровно столько, сколько существует человечество. Если говорить о мажоритарной системе, то по сути она является, пожалуй, самой несправедливой из всех существующих систем выборов, так как основана на принципе «победитель получает все».

Не будучи справедливой, мажоритарная система выборов не может обеспечить и стабильное, устойчивое развитие общества в переходный период его развития. Человеку, живущему во времена кардинальных преобразований и проголосовавшему, как и многие другие, за кандидата, набравшего немногим меньше голосов, чем его соперник, трудно понять, почему его голос не услышан и не учтён при подведении итогов, особенно, если таких голосов по стране «набегает» значительно больше, чем это необходимо для избрания депутата в одномандатном округе.

Умная власть, как показывают примеры развития стран Европы после второй мировой войны, наряду с мажоритарной системой ввела элементы пропорциональной системы голосования. Так, например, было в Германии в 1949 году, когда немецкие политики сумели противостоять давлению со стороны победителей - американцев и англичан, - предлагавших закрепить на конституционном уровне мажоритарную систему голосования. Творцы новой демократической Германии понимали, что система голосования, при которой победитель получает всё, не сможет адекватно представлять разнообразие политических сил в стране, и сумели добиться введения смешанной системы избрания депутатов парламента. По этому пути пошли и в абсолютном большинстве стран Центральной и Восточной Европы, республиках бывшего СССР. В условиях переходного периода политические элиты этих стран во имя сохранения политической стабильности и преодоления ситуации политической напряжённости не пошли на полное вытеснение и добивание с помощью мажоритарной системы голосования своих политических конкурентов, так как поняли, что с ними лучше иметь дело в парламенте, чем на улицах и на баррикадах. Поэтому далеко не случайным является устоявшееся в международной практике мнение, что чем ближе по своему составу избранный орган – парламент или орган местного самоуправления – к политическим пристрастиям электората, тем полнее равенство результатов и тем справедливее избирательная система.

Идеальной модели избирательной системы не существует. У каждой из них можно найти и свои достоинства, и изъяны. Этим во многом объясняется то великое многообразие избирательных систем, применяемых в современном мире. Какая же ее модель является наилучшей для Республики Беларусь? В зависимости от того, какой орган избирается: законодательный или исполнительный, коллегиальный (представительный) или единоличный, речь скорее всего должна идти не об одной, а о нескольких таких моделях. Однако прежде чем принимать решение опробовать ту или другую разновидность избирательной системы в масштабе всей страны или ее части, следует внимательно проанализировать и специфику современных реалий политической, экономической жизни государства, традиции и культуру народа. Так, например, «в качестве одного из основных аргументов в защиту метода избрания депутатов в один тур на основе относительного большинства в Великобритании ссылаются на его «простоту». «Это важно для Англии, где электорат в сравнении с [избирателями] многих других европейских стран слабо образован и политически неискушен» [30]. Если это верно для Великобритании – страны с многовековыми демократическими традициями – то, вероятно, «неискушенность» и неопытность беларуского избирателя на данном этапе в партиях и партийной борьбе должна учитываться и отечественным законодателем. Метод избрания кандидатов на выборные посты (как, каким образом голос избирателя будет превращаться в мандаты для партий или отдельных кандидатов) должен хотя бы в своих главных чертах быть понятен для максимального числа граждан. Процедура голосования также не должна создавать для граждан особых трудностей. Однако последующее развитие политической жизни Республики Беларусь может привести к использованию новых моделей избирательной системы. Выбор избирательной системы – это постоянный поиск; и одним из условий его успеха является знание мирового опыта в этой области. Не следует останавливаться на достигнутом. Избирательная система, как было показано выше, может и на деле оказывает обратное воздействие на все институты политической системы страны. «Моделируя» ее, мы в известной мере создаем определенное русло, в котором будет протекать политическая жизнь современной и будущей Беларуси.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Список нормативных источников

1.   Конституция Республики Беларусь от 15.03.94 № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11.1996, в ред. Решения Республиканского референдума от 17.11.2004 № 1) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

2.   Избирательный кодекс Республики Беларусь № 2/145 от 15.02.2000 (в ред. от 06.10.2006) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

3.   Декрет Президента Республики Беларусь «Об обязательном декларировании доходов и имущества кандидата в Президенты Республики Беларусь, его близких родственников, супруги (супруга) и ее (его) родителей и некоторых иных мерах, направленных на проведение открытых, свободных и честных выборов» № 20 от 26 июня 2001г // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

4. Постановление Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов      «О разъяснении применения положений избирательного законодательства Республики Беларусь, предусматривающих декларирование доходов и имущества при проведении выборов Президента Республики Беларусь в 2006 году» № 3 от 18 января 2006 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

5.   Постановление Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов «О разъяснении порядка участия в голосовании граждан, осужденных к аресту» № 5 от 11 февраля 2003г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

6.   Постановление Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов      «О разъяснении исполнения некоторых положений Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июня 2001г. № 20 «Об обязательном декларировании доходов и имущества кандидата в Президенты Республики Беларусь, его близких родственников, супруги (супруга) и ее (его) родителей и некоторых иных мерах, направленных на проведение открытых, свободных и честных выборов» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.


Список литературных источников

1.       Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма – ИНФРА-М, 1999. – 467 с.

2.       Беларусь не видит необходимости в унификации белорусского избирательного законодательства с российским, TUT.BY/Новости – 13 марта 2007 – Беларуское название – [Электронный ресурс] – http//tut.by/politics.

3.       Бухарин Н. И пропорциональные, и мажоритарные/Библиотека «Политология»/Сравнительная политология//Европа – журнал Европейского Союза, № 44, ноябрь, 2004 – [Электронный ресурс] –http//politnauka.org/library/compare/buharin.

4.       Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь, Научно-практический комментарий // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

5.       Василевич Г.А., Кондратович Н.М., Приходько Л.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник/ Под общ. ред. Г.А. Василевича. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 480 с.

6.       Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. – Минск: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003. – 832 с.

7.       Гарроне П. Конституционные принципы избирательного права. / Проблемы конституционализма. Сборник научных трудов, вып.7 – Минск: Новое знание, 2000. - С.14.

8.       Дэбаш Ш., Пант'е Ж.-М. Уводзiны ў палiтыку.— Минск: Книжный Дом; Интерпрессервис, 1996. – 578 с.

9.       Ермошина раскритиковала новшества избирательной системы России – [Электронный ресурс] –http//telegraf.by/Belarus/2007/03/13/elect.

10.   Ермошина Л. Закон и выборы // Беларуская думка. - 2000. - № 6. – С. 45.

11.   Зарубежное избирательное право: Учебное пособие/Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Дегтярева О.В. и др.; Под ред. Маклакова В.В. – Издательство НОРМА, 2003. – 288 с. – (Издательский проект «Зарубежное и сравнительное избирательное право»).

12.   Избирательная система: Теория вопроса – Архив политической рекламы – [Электронный ресурс] – http//3333.ru/public/isr.

13.   Информационно-аналитическая записка «Избирательные системы зарубежных стран: сравнительный анализ», Материал подготовлен Фондом развития парламентаризма в России в сентябре 2004 года– [Электронный ресурс] – http//legislature.ru/infzapiska/izbiratsystems.

14.   Информационно-аналитическая записка «Крупнейшие реформы избирательных систем в 1990-х годах: Япония, Италия, Новая Зеландия», Материал подготовлен Фондом развития парламентаризма в России в сентябре 2004 года– [Электронный ресурс] – http//legislature.ru/infzapiska/izbiratsystems.

15.   Маклаков В.В. Иностранное конституционное право. – М.: Юристъ, 1996. – 623 с.

16.   Минченко П. «Новоселы» арестного дома//Советская Беларусь. - 26 марта 2003 г.- С. 5.

17.   Плиско М., главный редактор журнала «Открытое Общество», Избирательная система: пропорциональная или мажоритарная // Адкрытае грамадства, Iнфамацыйна-аналiтычны бюлетэнь 2000, N3(9) – [Электронный ресурс] –http//data.minsk.by/opensociety.

18.   Реформа избирательной системы в Италии и России: опыт и перспективы. - М.: Дека, 1995. – 453 с.

19.   Роўда У. Выбарчыя сiстэмы i тэхналогiя выбарчых кампанiй. – Минск: Книжный Дом, 1995. – 342 с.

20.   Селезнева Е. Воля в неволе //Советская Беларусь.- 13 февраля 2003г. –С.2.

21.   Сравнительное избирательное право: Учебное пособие/Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Луговой В.В. и др.; Под ред. Маклакова В.В. – Издательство НОРМА, 2003. – 288 с. – (Издательский проект «Зарубежное и сравнительное избирательное право»).

22.   Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 3 т. – М.: БЕК, 1997. – Т. 3: Особенная часть: страны Европы, 1997. – 759 с.

23.   Телевич А. Пропорциональная мажоритарщина 06.12.2006 – [Электронный ресурс] – http//nmnby.org/pub.

24.   Четвериков А.О. Избирательные системы государств-членов ЕС / Московская Государственная Юридическая Академия. Кафедра права Европейского Союза, Центр прав Европейского Союза – [Электронный ресурс] - http//rds.info@eulaw.edu.ru/documents/articles/izbir_sistem.

25.   Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. 2-е изд. – М.: Юристъ, 1999. – 359 с.

26.   Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие. – Минск.: Новое знание, 2001. – 576 с.

27.   Штайнер Ю. Еўрапейскiя дэмакратыi. – Минск: Книжный Дом, 1996. – 381 с.

28.   Ханс-Георг Вик, руководитель КНГ ОБСЕ в Беларуси, Выборы не самоцель, но другого средства для обеспечения рационального государственного управления не существует («БДГ»), 2000 – [Электронный ресурс] – http//elections.belapan.info/main/rus/common.

29.   Ягелло О.В. Избирательная система Республики Беларусь // Охрана труда и социальная защита. - 2006. - № 3. – С. 19-22.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты