Обращает на себя внимание еще одна проблема. Что делать в настоящее время с правами, основанными на лицензии (например, при банкротстве юридического лица, осуществляющего медицинскую деятельность, большая часть прав и обязанностей которого основана на лицензии), при учете отсутствия в Законе о банкротстве каких-либо упоминаний о судьбе таких прав? Видится два ответа на этот вопрос: один основывается на толковании законов, другой – на соображениях практической целесообразности (к сожалению, они не совпадают). Первый: при отсутствии специального регулирования в Законе о банкротстве применяем ч. 3 ст. 559 ГК РФ, в соответствии с которой права продавца предприятия, основанные на лицензии, не подлежат передаче покупателю, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Следовательно, права, основанные на лицензии, останутся у должника, что, возможно, снизит стоимость бизнеса либо сделает его продажу невозможной. Второй: установление в Законе о банкротстве правила, в соответствии с которым права, основанные на лицензии, включаются в состав предприятия, но оно подлежит продаже на закрытых торгах, в которых участвуют субъекты, имеющие аналогичную лицензию.[15]
Денежные обязательства и обязательные платежи не включаются в состав предприятия, за исключением обязательств, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и могут быть переданы покупателю в порядке и на условиях, которые установлены Законом о банкротстве. Данная норма делает приобретение предприятия более привлекательным для потенциального покупателя, так как он получает предприятие, в значительной мере освобожденное от долгов.[16]
При продаже все трудовые договоры, действующие на дату продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.
Продажа осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, путем проведения открытых торгов в форме аукциона, если иное не установлено Законом о банкротстве. При продаже предприятия должника, являющегося стратегическим предприятием или организацией, а также предприятия должника – субъекта естественной монополии (ст. ст. 195, 201 Закона о банкротстве) торги должны проводиться в форме конкурса. В этой же форме могут быть проведены торги по продаже предприятия градообразующей организации (ст. 175 Закона о банкротстве).[17] В случае если в состав имущества входит имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному, продажа предприятия осуществляется только путем проведения закрытых торгов. В них принимают участие лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество.
Начальная цена устанавливается решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим и действующего на основании договора с оплатой его услуг за счет имущества должника. Для кредиторов, потенциальных покупателей предприятия эта оценка важна тем, что является объективной и комплексной (оценивается не только имущество, но и «перспективы»).[18] Однако отчет оценщика, равно как и заключение аудитора о стоимости предприятия, – это отнюдь не легальное основание для определения цены, а лишь ориентир, который имеет для совершения сделки хоть и важное, но только справочное значение.[19]
Цена не может быть ниже минимальной цены продажи, определенной органами управления должника при обращении с ходатайством о продаже предприятия.
Порядок и условия проведения торгов определяются собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Условия их проведения должны предусматривать получение денежных средств от продажи предприятия не позднее чем за месяц до истечения срока внешнего управления. Это требование важно с точки зрения защиты интересов должника и кредиторов, поскольку направлено на обеспечение своевременного получения денежных средств от покупателя (победителя торгов), необходимых для погашения долгов.
Размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать 20%. Данное ограничение оправданно: указанная цена может быть очень высокой, поэтому установление задатка в размере, превышающем 20% этой цены, потребовало бы отвлечения на некоторый период из хозяйственного оборота потенциального покупателя (участника торгов) значительных финансовых средств, что экономически нецелесообразно. Кроме того, возможны различные злоупотребления, в том числе несвоевременный возврат.
Продолжительность приема заявок (предложений) на участие должна быть не менее чем 25 дней. Такая продолжительность предоставляет заинтересованным лицам возможность своевременно оформить и направить организатору торгов документы, указанные в сообщении о продаже.
Внешний управляющий выступает в качестве организатора торгов либо на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов привлекает для этих целей специализированную организацию с оплатой ее услуг за счет имущества должника. Во избежание злоупотреблений указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника и внешнего управляющего.
Внешний управляющий (организатор торгов) обязан опубликовать сообщение о продаже в официальном издании (в настоящее время – это «Российская газета»), а также в местном печатном органе по месту нахождения должника не позднее чем за 30 дней до даты проведения торгов. Он также вправе опубликовать указанное сообщение в иных средствах массовой информации. Данная норма преследует цель проинформировать о торгах максимально широкий круг лиц.[20]
В сообщении должны содержаться:
– сведения о предприятии, его характеристики и порядок ознакомления с ними;
– сведения о форме проведения торгов и форме подачи предложения о цене предприятия;
– требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;
– условия конкурса в случае его проведения;
– срок, время и место подачи заявок и предложений о цене предприятия;
– порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;
– размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов;
– начальная цена продажи предприятия;
– величина повышения начальной цены («шаг аукциона») в случае открытой формы подачи предложений о цене предприятия;
– порядок и критерии выявления победителя торгов;
– время и место подведения итогов торгов;
– порядок и срок заключения договора купли-продажи;
– условия и сроки платежа, реквизиты счетов;
– сведения об организаторе торгов.
На практике бывают ситуации, когда сообщение содержит не всю необходимую информацию либо каждое из сообщений содержит различную информацию, например о цене предприятия. Представляется, в таких случаях осуществленная продажа бизнеса будет являться ничтожной сделкой, если нет возможности определить из объявления, каковы существенные условия договора.[21]
При подготовке к проведению торгов внешний управляющий (организатор торгов) организует прием заявок (предложений) участников торгов, а также задатков. Он же проводит торги, осуществляет подведение их итогов и определяет победителя, а также подписывает протокол об итогах. В случае проведения торгов их организатором он передает протокол об итогах внешнему управляющему для заключения договора купли-продажи с победителем.
В случае, если в указанные в сообщении сроки не получено ни одной заявки (предложения) или получена одна заявка (предложение), внешний управляющий (организатор торгов) признает первые торги по продаже предприятия несостоявшимися и проводит повторные торги. Они проводятся также в случае, если предприятие не было продано на первых торгах.
В случае если повторные торги были признаны несостоявшимися или предприятие не было продано, внешний управляющий в течение 14 дней с даты подведения их итогов публикует новое сообщение о продаже. Начальная цена продажи предприятия, указанная в таком сообщении, может быть снижена на 10% начальной цены, но не ниже минимальной цены, определенной органами управления должника.
В случае если предприятие не было продано и в этом порядке, порядок продажи устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством публичного предложения. При этом предприятие не может быть продано по цене ниже минимальной цены. Вместе с тем Закон о банкротстве не препятствует органам управления должника и собственнику имущества должника – унитарного предприятия в любое время пересмотреть минимальную цену продажи предприятия в сторону ее уменьшения, с тем чтобы не в ущерб цели внешнего управления и в зависимости от конъюнктуры рынка создать условия, позволяющие реально осуществить продажу.
Итоги (результаты) торгов оформляются протоколом.[22] Лицо, являющееся победителем торгов, и внешний управляющий не позднее чем через 10 дней с даты подведения итогов подписывают договор купли-продажи. В случае если иное не установлено Законом о банкротстве, при продаже предприятия посредством публичного предложения договор купли-продажи заключается внешним управляющим с лицом, предложившим в течение месяца с даты опубликования сообщения о продаже предприятия максимальную цену.
Срок, в течение которого должен быть подписан данный договор, не установлен. Можно предположить, что он должен быть подписан не позднее чем через 10 дней со дня истечения месяца, в течение которого принимаются предложения. Относительно оговорки об «иных правилах» не вполне ясно, какие нормы Закона о банкротстве имеются в виду. Эта неопределенность затрудняет его применение, ее следует устранить путем внесения в ч. 8 ст. 110 (а возможно, и в другие статьи) Закона о банкротстве соответствующих изменений и дополнений.[23]
Покупатель предприятия обязан уплатить цену продажи, определенную на торгах, в срок, указанный в сообщении о проведении торгов, но не позднее чем через месяц с даты подведения итогов. Денежные средства, вырученные от продажи, включаются в состав имущества должника. В случае уклонения победителя от подписания протокола или договора купли-продажи сумма задатка, утраченная этим лицом, включается в состав имущества должника за вычетом издержек организатора торгов на их проведение.
Следует также учитывать, что в соответствии со ст. 448 ГК РФ негативные последствия могут наступить и для организатора торгов (внешнего управляющего или специализированной организации) при отказе от проведения торгов либо при уклонении от подписания протокола.
Договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (ч. 3 ст. 560 ГК РФ).[24]
Итак, продажа предприятия – действенное мероприятие внешнего управления. Однако на практике оно нередко используется недобросовестными субъектами не для восстановления платежеспособности должника, а для передачи бизнеса заинтересованным лицам путем использования положений конкурсного права (при этом, очевидно, использование данных положений не соответствует целям конкурсного права, что представляется недопустимым). Во избежание данных злоупотреблений необходимо указать в Законе о банкротстве (либо в рамках его толкования), что включение в план внешнего управления продажи бизнеса допускается только при обоснованной невозможности восстановить платежеспособность другими способами, например путем реализации дебиторской задолженности либо продажи отдельных видов имущества.[25]