Каспийский регион: модель сотрудничества или раздора?

На сегодняшний день на Каспии много нерешенных проблем и они накапливаются с каждым днем: экология, биоресурсы, спорные территории, транзит углеводородов, наркотрафик и т.д. И это будет продолжаться, так как нет организации, делегированной всеми государствами для решения возникающих проблем. Ядром этой структуры мог бы стать международный договор о статусе Каспийского моря и, если его удастся заключить, тогда можно будет говорить, что Каспийское пространство превратилось в организованный регион. Только так выходили из ситуации в других территориальных пространствах, на пример, Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), ГУАМ, Дунайская конвенция и т.д.

Все государства, вошедшие в эти организации, ощущали в свое время необходимость создания региональных альянсов, и эта деятельность вела к выработке консенсуса по управлению спорными проблемами. При этом на формировании региональных альянсов в Восточной Европе и на постсоветском пространстве влияют определенные интересы США как доминирующей державы. Хотя и сохраняется возможность некоторое время нивелировать противоречия на Каспии, время для «деклараций» нельзя растягивать до бесконечности. Именно это обстоятельство и становилось уже не раз главной проблемой на пути успешного развития тех или иных регионов и геополитических пространств.

В этом процессе Каспийский регион как молодое пространство стремится к созданию стабильной системы международного регионального сотрудничества, которая была бы способна обеспечить ее геополитическую и геоэкономическую безопасность.

Создание такой организации для Кавказа и в целом для Каспийского региона стало бы важным моментом и огромным вкладом в стабилизацию обстановки в регионе, в котором еще актуальной остается борьба против террористической угрозы и различных форм транснациональной оргпреступности – наркотрафика, торговля оружием и людьми, сепаратизма.

Государствами Причерноморья были предприняты определенные усилия по развитию политической и экономической стабильности региона, что и привело к созданию в 1992 г. Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), Парламентской ассамблеи ЧЭС в 1993 г., Черноморского банка торговли и развития в 1997 г[23]. ОЧЭС создана по инициативе Турции. В нее входят 12 государств – Азербайджан Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Сербия, Турция и Украина. 13 государств, в том числе Белоруссия, Германия, США, Франция, имеют статус наблюдателей. С мая по октябрь 2007 г. действующим председателем ОЧЭС является Турция.

Россия рассматривает Организацию Черноморского экономического сотрудничества, как серьезный механизм регионального взаимодействия, позитивно воздействующий на политические и экономические процессы. ЧЭС смогла найти свою нишу в реагировании на новые угрозы и вызовы. Страны-участницы сплотились в борьбе с международным терроризмом. Естественно, что этому направлению надо продолжать уделять приоритетное внимание и быстрее переходить к совместной работе соответствующих национальных ведомств[24]. ЧЭС способен внести свой вклад в решение проблем, напрямую влияющих на экономическое развитие, политический климат и доверие на региональном уровне. В значительной мере на это направлена и деятельность относящихся к ЧЭС организаций: Парламентской Ассамблеи ЧЭС, Черноморского банка торговли и развития, Делового Совета, а также Международного Центра Черноморских исследований.

В конце 2005 г. подали заявку и получили статус наблюдателей при Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) Соединенные Штаты Америки. Семь из двадцати пяти членов Евросоюза являются наблюдателями, и теперь идут дебаты о том, какому еще европейскому институту можно стать наблюдателем или даже членом ОЧЭС. В феврале 2006 г., прошла сессия Института исследований по вопросам безопасности Европейского Союза официального института Евросоюза - полностью посвященная черноморскому вопросу, в частности проблеме, нужна ли стратегия Евросоюза по Причерноморью. Разрабатывается евро-атлантическая стратегия по Черноморью. 5 июня 2006 г. в Бухаресте прошла вторая сессия рабочей группы под эгидой фонда Маршалла. В ходе этого Черноморского форума, Немецкий Фонд Маршалла США (GMF) объявил о создании Черноморского Траста (Black Sea Trust) в регионе[25]. Черноморский траст активно развивает опыт, приобретенный по итогам двухлетней деятельности GMF в регионе Черного моря. Проводятся ознакомительные визиты для политиков, исследователей и журналистов, встречи и мероприятия в Вашингтоне и европейских столицах, постоянно отмечается геостратегическая важность региона, инициирован ряд публикаций в пользу формирования более крепкой региональной идентичности.

В контексте обсуждения черноморских вопросов, вероятно, стоит задуматься о том, что в начале марта 2006 г. Совет по Международным отношениям США выпустил коллективное исследование по поводу того, что Соединенные Штаты могут и должны делать в отношениях с Россией. В основном признается, что подход, известный под названием «позитивное вовлечение», не совсем сработал, и было бы целесообразно более четко размежевать те вопросы, где сотрудничество возможно на взаимовыгодной и равноправной основе, и те, где по различным причинам такая взаимная заинтересованность пока не намечается.

На протяжении многих десятилетий гарантом стабильности на Черном море являлся заключенный в 1936 г. в Монтре Договор о статусе Черноморских проливов, хранителем которого является Турция. Анкара озабочена тем, что настойчивость США может привести к возобновлению дискуссий о пересмотре статьи договора, ограничивающей сроки пребывания в акватории Черного моря иностранных военных судов. Не исключено, однако, что если США не удастся укрепиться в Причерноморье под своим флагом, то это может произойти под флагом НАТО, членами которой помимо Турции сегодня являются Румыния и Болгария. Нарушение общего баланса сил неприемлемо как для России, так и для Турции, проявляющей все большую самостоятельность в вопросах внешней политики. В этой связи стоит лишь вспомнить отказ парламента Турции в марте 2003 г. разрешить американским вооруженным силам войти в Ирак через турецкую территорию.

Участники подписанной в июне 1992 г. в Стамбуле «Декларации о черноморском экономическом сотрудничестве» согласились поощрять сотрудничество в области торговли и промышленности, транспорта, связи, науки и техники, энергетики, а также в сфере сельского хозяйства, туризма и экологии. Но до практических шагов дело дошло не сразу – не хватало финансовых ресурсов. И хотя в Стамбульской декларации было заявлено о необходимости учреждения Черноморского банка торговли и развития, работа по его созданию началась лишь в феврале 1995 г., когда Евросоюз выделил 250 тыс. экю на разработку бизнес-плана банка. Уставной капитал созданного в 1997 г. ЧБТР – 1,35 млрд долл., доля РФ в уставном капитале – 16,5 %[26].

На белградской встрече министров иностранных дел ОЧЭС в апреле 2007 г. был подписан Меморандум о строительстве кольцевой автодороги по странам бассейна Черного моря. К реализации масштабного проекта создания автотрассы протяженностью 7 тыс. 250 км можно будет приступить лишь после того, как завершится отправленная из Белграда специальная автоэкспедиция (12 автомобилей по числу стран-участниц) для оценки качества существующих дорог. Скорее всего, основную часть магистрали придется строить заново, лишь на отдельных участках использовать уже существующие и подлежащие реконструкции трассы, но важно, что с решение было принято на основе консенсуса всех 12 стран ОЧЭС. (чем не пример для соединения коммуникаций вокруг Каспийского моря в единую сеть?)

Строительство автотрассы – далеко не единственный проект, разрабатываемый в рамках ОЧЭС, и вопреки существующим сложностям ОЧЭС становится структурированной и работоспособной региональной организацией. Она способна обеспечить на правительственном уровне развивающееся в регионе многостороннее экономическое сотрудничество, заявил на белградской встрече министров иностранных дел глава МИД РФ Сергей Лавров, обозначив возросшую заинтересованность России в делах Черноморского региона.

Что касается инициативы создания ГУУАМ[27], то она непосредственно связана с идеей Балто-Черноморского альянса, органически включающей в себя и идею возникновения ГУУАМ. Этот проект является также одной из составляющих Соглашения о черноморском сотрудничестве (ОЧЭС), которое успешно реализуется всеми странами-участницами.

ГУАМ – это группа государств постсоветского пространства, имеющих непротиворечащие политические и экономические ориентации. Страны ГУАМ решительно поддерживают идею создания новых взаимовыгодных структур кооперации. Если к этому добавить возрастающие масштабы сотрудничества Украины с Польшей и странами Балтии, а также образование в мае 1997 г. Балто-Черноморского альянса (Украина, Польша, Латвия, Эстония, Литва), то тенденции развития интеграционных процессов в постсоветском пространстве становятся вполне очевидными.

Среди причин, побудивших страны объединиться в группу ГУАМ, можно назвать несколько обстоятельств. Прежде всего, это дезинтеграционные процессы в постсоветском пространстве, традиционно построенном на доминировании московской политической элиты, нарастание негативных тенденций в политической жизни РФ вызывает обеспокоенность других государств за свою безопасность. И это проявляется, прежде всего, в активизации их усилий в поисках новых, более эффективных путей сотрудничества.

Нахождение в едином геополитическом пространстве, определенная подчиненность в отношениях с бывшим Центром, уровень социально-экономического развития, актуальные потребности модернизации - все это обусловливает взаимную тягу друг к другу. Государства постсоветского пространства все более явственно ощущают вакуум собственной безопасности: возвращение под «опеку Москвы» не выглядит для них приемлемым, но в то же время другие мировые силы – НАТО, США, Китай, Исламский мир и т. п. – вряд ли готовы полностью взять на себя миссию заполнения этого вакуума[28].

Тем не менее, эксперты в области международных отношений учреждение региональной международной организации связывают с деятельностью США. Это государство инициировало создание ГУ(У)АМ как способ «привить геополитический плюрализм на постсоветском пространстве», а также «содействовать укреплению демократии и безопасности в этих странах». Глава Украинского института глобальных стратегий В. Карасев отмечал, что США видят в этой организации инструмент сохранения «демократических тенденций» в регионе и «закрепления контроля над богатыми газом и нефтью регионами». Грузинский политолог Р. Сакварелидзе считает, что «американцы рассматривают ГУАМ как средство отдаления от России всех остальных государств-членов СНГ. С момента своего возникновения эта организация выступала как альтернатива СНГ, где доминирует Россия».

Цель США – достичь богатого энергоресурсами Каспийского региона через Черное море и Кавказ для обеспечения своей и европейской энергетической безопасности. Для этих целей используется и НАТО. Даже по риторике во время разных встреч глав государств-участниц региональной организации ГУАМ, можно замерять градус российско-американских взаимоотношений[29].

Главными темами Бакинского саммита ГУАМ, состоявшийся 19 июня 2007 г., стали все те же альтернативные российским маршруты поставок углеводородов в Европу и региональные конфликты на постсоветском пространстве. ГУАМ медленно, но верно становится военно-политическим блоком против России. С возможным вступлением в эту организацию Польши и Литвы данное предназначение ГУАМ будет окончательно оформлено. Более того, организация развивается в статике, стоило только объявить о модернизации ГУАМ, Польша, Болгария и Румыния[30] заявили о намерении стать учредителями организации.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты