Каспийский регион: модель сотрудничества или раздора?

Румыния заявила о намерении стать членом обновленной региональной организации. И как выразился представитель МИД Румынии, «Румыния хочет вступить в «Организацию за демократию и экономическое развитие – ГУАМ», членами которой являются две соседние с нами страны – Украина и Молдавия». При этом отметил он, что, Бухарест может поделиться со странами-участницами опытом вступления в НАТО, а в перспективе – и в Евросоюз[31].

Новым председателем ГУАМ на завершающем заседании встречи в Баку 19 июня 2007 г., был объявлен Азербайджан. На него в ближайшие два года возложена задача по развитию и расширению альянса. Как отметил президент Азербайджана Ильхам Алиев, ГУАМ превращается из региональной в международную организацию. Такое заявление связано с тем, что в Баку наряду с лидерами государств – членов альянса прибыли президенты Польши, Румынии и Литвы[32], а также представители других стран[33].

У каждого из участников саммита были свои цели и задачи. Например, Украина и Польша больше беспокоились об энергетическом сотрудничестве. «Для Польши очень важно сотрудничество с организацией, которая добилась успеха. Мы хотели бы, чтобы из Бродов нефть пошла бы в Гданьск. Для этого нужны не усилия, а нефть, и в ГУАМ ее можно найти», – сказал президент Польши Лех Качиньский, естественно, подразумевая азербайджанскую нефть. В ответ Ильхам Алиев заметил: «Азербайджан превратился в серьезного экспортера нефти и газа, у нас есть значительные месторождения, и мы уже экспортируем энергоресурсы в трех различных направлениях», – сказал он. – Азербайджан уже начал играть свою роль в обеспечении энергетической безопасности Европы»[34]. Можно сказать, что в случае присоединения Польши, Литвы, Болгарии и Румынии, «санитарный кордон» против России будет материализован в лице расширенного ГУАМ.

Не отстает от США и Евросоюз, который помимо своего политического влияния на регион объявил и о выделении в виде помощи 915 млн. евро (1,2 млрд. долл.) на поддержку евроатлантических интеграционных процессов в странах ГУАМ – Грузии, Украине, Азербайджане и Молдавии. Эксперты это связывают с ростом недоверия европейцев к России и желанием ослабить ее влияние в СНГ. Выделяемые сегодня ГУАМ деньги – это попытка заманить членов организации, на трансатлантический курс[35].

Всякое крупное политическое событие или цепочка таких событий представляют интерес, по меньшей мере, с двух точек зрения - информационной и аналитической. Если информационное сопровождение обеспечивается практически параллельно процессу, то аналитическое понимание причин и последствий приходит гораздо позже, когда становятся явными не только мотивы действий фигурантов, но и поддаются сравнению первоначальные их цели и реальные результаты. В данной ситуации хотелось бы обратиться к предпосылкам и к тому, что удалось государствам Дунайской Конвенции, которая была создана в 1948 г. Причем, цепочка известных событий в этих государствах, скрупулезно отслеженная в информационных лентах, в напоминании не нуждается. Стоит зафиксировать лишь общую логику тенденций, приведших эти страны к текущей ситуации.

Конвенция о режиме судоходства на Дунае, подписанная 18 августа 1948 года, учитывала все вопросы, касавшиеся сотрудничества государств, подписавших данный документ. Для этого Дунайская комиссия, ее должностные лица и представители стран в Дунайской комиссии пользуются на территории каждой из Договаривающихся Сторон привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения их функций и достижения целей, предусмотренных в договоре о режиме судоходства на Дунае. Конвенция стала базовым документом, который, по мысли участников, призван регулировать правовые основы торгового судоходства на внутренних водных путях Европы.

Более того, документы, Дунайской конвенции стали образцами для принятия основополагающих документов по судоходству по Рейну и другим рекам Европы и использовались во взаимодействии с Европейской экономической комиссией ООН на основании рекомендаций Заключительного акта Совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе от 1 августа 1975 г.

Сторонами Конвенции, кроме Украины, являются также Бельгия, Болгария, Люксембург, Молдова, Нидерланды, Германия, Португалия, Румыния, Словакия, Венгрия, Франция, Хорватия, Чехия и Швейцария. Следует отметить, что в настоящее время ни одна из стран не участвует в каждом из природоохранных разделов и в рамках конвенций. Однако, во многих случаях неучастие по тем или иным обстоятельствам в каком-либо соглашении не является само по себе непреодолимым юридическим препятствием для выявления ценных природных объектов с учётом критериев, предусмотренных данным соглашением. По нашему мнению, при формировании Общеевропейской экологической сети можно использовать этот опыт - допустимо и целесообразно, без формального присоединения действовать вместе.

По Конвенции намечено множество природоохранных мероприятий, которые могли бы осуществляться с использованием уже применяемых международных природоохранных инструментов. Эффективность совместной программы будет выше, если в ней будут участвовать структуры, отвечающие за многие программы и инициативы, среди которых приоритетны:

– разработка совместной программы повышения эффективности применения юридических инструментов защиты ключевых территорий;

– разработка совместного руководства по использованию транзитных территорий;

– развитие региональных экологических сетей с использованием международных природоохранных механизмов.

Бассейн реки Дунай потенциально представляет наибольший интерес, так как, с одной стороны, состоянии природы и окружающей среды больше всего подходят для реализации сетевой модели, и, с другой стороны, уже являются объектами активных международных природоохранных мероприятий. Его можно рассматривать как опытную площадку для других речных регионов.

Бассейн реки Дунай можно рассматривать как речной коридор, связывающий ассоциированные с ним ключевые территории. Здесь применяются:

– Конвенция о сотрудничестве в области защиты и устойчивого использования Дуная,

– Программа по окружающей среде бассейна реки Дунай,

– Проект по защите биоразнообразия дельты Дуная,

– Программа «Зеленый Дунай».

Эти документы и инициативы могут быть существенно подкреплены заключением соглашения о создании Нижнедунайского зеленого коридора при сотрудничестве Болгарии, Молдовы, Румынии и Украины.

Нормы и деятельность в рамках Дунайской Конвенции вполне применимы, например, к решению проблем другого – Средиземноморского бассейна. Там уже действуют:

– Барселонская конвенция,

– План действий по Средиземному морю,

– Программа охраны окружающей среды (технической помощи) странам Средиземноморья, и т.д.

И к ним можно и нужно добавить опыт функционирования Дунайской Конвенции, как примера, как решается проблемы прибрежных регионов, транзита и т. д.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что, там где юридические нормы опережают политику и бизнес, ситуация более стабильная нежели наоборот. Это повод для беспокойства и для каспийского региона. Ведь без прочного правового фундамента не может быть надежно обеспечено упорядоченное и цивилизованное сосуществование прибрежных государств, их сотрудничество между собой и с внерегиональными партнерами, рациональная хозяйственная деятельность и природоохрана Каспия[36].


[1] См.: Скосырев В. Долгий ящик для Каспия. НГ – в мире. 22.06.2007. Оригинал: #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Речь идет о прокладке по дну Каспия трубопроводов для доставки через Азербайджан на рынки Западной Европы нефти и газа из Центральной Азии.

[3] В январе 2001 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе американские представители вновь подтвердили, что «Каспий является зоной их жизненных интересов и рассматривается как источник нефти, альтернативный Персидскому заливу».

[4] Последний (второй) саммит Президентов Прикаспийских государств (Азербайджана, Ирана, Казахстана, России, Туркменистана) состоялся 16 октября 2007 г. в Тегеране /Иран/.

[5] Показательно что, новый президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов уже показал готовность к открытой внешней политике своей страны. Он охотно идет на контакты с внешним миром в отличие от своего предшественника Сапармурата Ниязова. См. Московские новости № 38 28 сентября – 04 октября 2007 г.

[6] Напомним, СРГ, занимающаяся разработкой вопросов по делимитации Каспийского водоема, или, как официально было обозначено при ее учреждении, разработкой проекта Конвенции о правовом статусе Каспия, была создана в конце прошлого века.

[7] См.: Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: 1998. ISBN 5-7133-0967-3

[8] См.: Сигов Ю. Почему Каспий все не делится? Обзор Центральной Азии. 26 апреля 2007. Аналитика. / Источник - Деловая неделя/

[9] См.: Независимая газета, № 99. 2006, 22 май.

[10] Ланда К. Г. Центральноазиатское направление Российской геополитики. – Махачкала: Rizo press ПБОЮЛ Гаджиев. 2006. – С. 264.

[11] См.: Турсунбаев А. Этот непредсказуемый Каспий. Обзор Центральной Азии. www.c-asia.org. 2007, 23 апр.

[12] См.: Сигов Ю. Указ. соч.

[13] О долговременной стратегии США в Каспийском регионе и практических шагах по ее реализации. Аналитический доклад. Журнал теории и практики Евразийства № 22.

[14] См.: Котилко В. – Волнение Каспия. Геополитические интересы США и России в регионе – схожие, но не общие. Нефть России. 2003, 21 июль. Постоянный адрес статьи – #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] Там же.

[16] См.: Котилко В. Указ. соч.

[17] См.: Независимая газета. 2007, 06 апр.

[18] См.: Орлов А. Саммит ГУУАМ позволит определить дальнейшую миссию этого союза. РИА «Новости». 2005, 22 апр.

[19] См.: Симонян Ю. Американский десант в Каспийском регионе. Независимая газета /снг/. 2007, 07 июнь. #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] См.: Сигов Ю.Указ. соч.

[21] См.: Рубан Л. С. Геополитическая ситуация и проблема безопасности в бассейне Каспийского моря. Безопасность Евразии. 2003. № 2.

[22] См.: Литературная газета. 1995, 20 мая.

[23] Эксклюзивное интервью представителя Немецкого Фонда Маршалла США, Координатора Черноморского траста регионального сотрудничества Марка Кюннингема агентству Медиамакс. 2006, декабрь.

[24] Россия рассматривает Организацию ЧЭС как серьезный механизм регионального сотрудничества – МИД РФ. 29.10.2004. #"#_ftnref25" name="_ftn25" title="">[25] Челак С. (Греция) Формирование черноморской региональной идентичности. / Средиземноморье – Черноморье – Каспий: между Большой Европой и Большим Ближним Востоком // Под ред. Шмелева Н. П., Гусейнова В. А., Язьковой А. А. – М.: Издательский дом «Граница», 2006. – 216 с. 18ВК 5-94691-228-3.

[26] См.: Язькова А. А. Крепкий морской узел. НГ – дипкурьер. 2007, 14 мая. #"#_ftnref27" name="_ftn27" title="">[27] Союз ГУУАМ в которую входили Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия, был создан в Вашингтоне во время натовского саммита в 1999 г., после чего стал международно признанной организацией. С тех пор прошло почти десятилетие, в течение которого ГУУАМ превратился в ГУАМ с выходом из этой организации Узбекистана, но не смог стать ни альтернативой СНГ, ни трамплином для стран – участников объединения в интеграционном процессе в такие евроатлантические структуры, как НАТО и Евросоюз. ГУАМ не смог также стать некой военной структурой, обеспечивающей охрану газового и нефтяного транзита из Каспийского региона на западные рынки. Страны старой Европы практически обошли вниманием появление, цели и действия ГУАМ, в первую очередь, чтобы не спровоцировать конфликт с Россией.

[28] Формирование модели регионального сотрудничества в системе ГУУАМ. Пирожков С. И член-корреспондент НАН Украины, директор Национального института украинско-российских отношений при СНБОУ Украина. Б. А. Парахонский доктор философских наук, заведующий отделом Национального института украинско-российских отношений при СНБОУ Украина.

[29] Якубян В. ГУАМ против России – бакинский раунд. / Якубян В.: – эксперт Аналитического центра «Кавказ». 2007, 23 июнь. #"#_ftnref30" name="_ftn30" title="">[30] См.: Информационная служба «Интегрум». / ГУАМ стал международной организацией и будет дружить с ЕС и НАТО, но против России. 2006, 23 мая.

[31] См.: Гамова С. ГУАМ как коридор в НАТО. / НГ-СНГ. 2006, 25 мая.

[32] См.: Панфилова В., Мамедов С., ГУАМ меняет региональный статус на международный. / НГ-СНГ 2007, 20 июнь.

[33] См.: Независимая газета от. 2007, 18 июнь.

[34]. См.: Панфилова В., Мамедов С., Указ. соч.

[35]. См.: Гамова С. ГУАМ стал стипендиатом ЕС. / НГ – СНГ. 2007, 22 июнь. #"#_ftnref36" name="_ftn36" title="">[36]. См.: Пядышев Б., Чрезвычайный и Полномочный Посол. Выступление на международной конференции, «Каспий: правовые проблемы». Москва, Президент-отель 26-27 февраля 2002 г. // Международная жизнь. 2002, № 12.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты