Поскольку, согласно ст. 51 закона "Об исполнительном производстве", арест на имущество должника налагается не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а в необходимых случаях одновременно с его вручением, в целях обеспечения исполнения исполнительного документа при подаче заявления о возбуждении исполнительного производства необходимо подать судебному приставу-исполнителю заявление о наложении ареста на имущество должника.
На основании заявления инвестора судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест. Арест на ценные бумаги налагается в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. N 934[59].
Реализация арестованного имущества, за исключением имущества, изъятого по закону из оборота, независимо от оснований ареста и видов имущества осуществляется путем его продажи в двухмесячный срок со дня наложения ареста (ст. 54 закона "Об исполнительном производстве"). Таким образом, если арест будет наложен одновременно с возбуждением исполнительного производства, срок исполнения судебного решения может существенно сократиться.
Предельный срок, в течение которого исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом-исполнителем, составляет два месяца со дня поступления к последнему исполнительного документа (ст. 13 закона "Об исполнительном производстве").
На обнаруженное, в том числе в результате розыска, имущество налагается арест, причем не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а в необходимых случаях одновременно с его вручением (ст. 51 закона "Об исполнительном производстве"). Выявляет имущество и определяет его принадлежность должнику судебный пристав-исполнитель.
Кто в данном случае является лицом, действующим от имени должника Российской Федерации?
На первый взгляд таковым является Мингосимущество России или его территориальный орган. Однако, согласно Положению о Мингосимуществе России, утвержденному постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1995 г. N 1190[60], указанные органы исполнительной власти не действуют от имени казны, и надлежащим участником со стороны должника-государства в исполнительном производстве при обращении взыскания на имущество за счет казны, основываясь на Положении о федеральном казначействе, следовало бы признавать соответствующий орган казначейства.
Исходя из фактической компетенции органов по управлению государственным (муниципальным) имуществом, легитимным участником производства являются, полагаю, именно органы по управлению государственным (муниципальным) имуществом.
При обращении взыскания на имущество должника-организации в первую очередь реализуется имущество, непосредственно не участвующее в производстве (ценные бумаги, средства на депозитных и иных счетах, валютные ценности, легковые автомобили, предметы дизайна офисов); во вторую очередь готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующие в производстве; в третью очередь недвижимость, сырье, материалы, станки, оборудование, другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве.
Учитывая правовую норму п. 2 ст. 124 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что действие правила ст. 59 закона "Об исполнительном производстве" распространяется и на публично-правовые образования при обращении взыскания на принадлежащие им имущественные объекты.
Имущество, на которое обращается взыскание, подлежит оценке. В соответствии со ст. 52 закона "Об исполнительном производстве" оценивает имущество должника судебный пристав, и только когда оценить отдельные предметы трудно либо должник или взыскатель не согласны с оценкой пристава, последний обязан привлечь профессионального оценщика или специализированные фирмы, занимающиеся продажей определенных товаров. При обращении взыскания на объекты публичной собственности данная норма применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"[61]. В соответствии со ст. 8 данного акта в случае вовлечения в гражданско-правовую сделку объектов оценки, входящих в состав казны соответствующего публично-правового образования, проведение оценки таких объектов является обязательным.
Имущество должно быть продано в течение двух месяцев со дня наложения на него ареста (если иное не предусмотрено федеральным законом). Нормы закона "Об исполнительном производстве" о порядке продажи в основном являются отсылочными. Поэтому для определения порядка реализации имущества необходим комплексный анализ данного закона, гражданского, гражданского процессуального и иного законодательства.
Судебный пристав-исполнитель не вправе продавать имущество должника самостоятельно. Этим должна заниматься специализированная организация, имеющая на то специальное право. Последняя должна продавать имущество должника (за исключением недвижимости) на комиссионных и иных договорных началах, предусмотренных федеральным законом. Но поскольку соответствующий акт до сих пор не принят, следует исходить из правил ст. 398 ГПК РСФСР о реализации арестованного имущества на комиссионных началах и из общего порядка такой продажи в соответствии с правилами торговли определенными видами продукции.
Например, для продажи акций должна быть привлечена брокерская фирма. Недвижимость продаст специализированная организация, имеющая лицензию, на открытых торгах (аукцион, конкурс) в порядке, предусмотренном ст. 447-449 ГК РФ. Если после удовлетворения требований взыскателя и возмещения расходов по исполнению решения остаются средства, они передаются должнику путем их перечисления на единый счет бюджета соответствующего уровня.
Если имущество не удалось реализовать в двухмесячный срок со дня наложения на него ареста, взыскатель имеет право оставить его за собой (ст. 54 закона "Об исполнительном производстве"). Также взыскатель может продать имущество самостоятельно, если для этого не требуется специальных прав, которыми взыскатель не наделен.
Если взыскатель откажется от имущества, оно возвращается должнику, а исполнительный лист взыскателю, при этом взыскатель вправе вновь предъявлять исполнительный лист к исполнению в пределах установленного законом срока.
Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что имущественная ответственность государства и других публично-правовых образований (в отличие от ответственности иных организаций) является фактически неограниченной.
Можно ли установить такое ограничение? На мой взгляд, можно. Вспомним те особенности, которые выделяют государство из числа остальных субъектов гражданско-правовых отношений. Речь идет о правотворческой функции и иммунитете.
Российская Федерация, обладая правом нормотворчества, осуществляет его, в частности, путем нормативного регулирования гражданско-правовых отношений. Следовательно, до момента предъявления кредиторами к Российской Федерации имущественных требований в судебном порядке последняя имеет возможность закрепить пределы собственной ответственности, четко определив состав имущества, включаемый в государственную казну Российской Федерации.
Содержание такого юридического понятия, как "иммунитет государства", созданного для охраны публичного интереса, при существующем нормативно-правовом оформлении явно устарело. Этот термин не соответствует сложившимся правоотношениям, так как в качестве юридического инструмента уже не исполняет изначально присущие ему функции. Следовательно, пора принять соответствующий закон, регулирующий государственный иммунитет.
В сфере правоотношений с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств принятие такого акта предписывается ст. 127 ГК РФ. Однако во внутренних правоотношениях иммунитет государства не установлен. Поскольку государство действует в интересах гражданского общества, одной из основных его целей должно стать обеспечение сохранности определенного объема публичной собственности, наличие которой и вовлечение ее в гражданский оборот без права отчуждения в частную собственность обеспечивало бы минимальные имущественные гарантии членам общества. Поэтому следует принять нормативно-правовой акт, в котором были бы определены виды объектов исключительной публичной собственности, "народного достояния", на которое не может быть обращено взыскание по долгам публично-правового образования.
А чтобы в кратчайшие сроки минимально ограничить гражданско-правовую ответственность Российской Федерации, было бы целесообразным упростить процедуру передачи в доверительное управление находящихся в федеральной государственной собственности акций акционерных обществ, установленную Указом Президента РФ от 30 сентября 1995 г. N 986[62].
Заключение
Министерство имущественных отношений РФ в 2002г. обеспечило поступления в бюджет в размере 34 млрд 153,1 млн руб., на 32,3% превысив бюджетное задание (25 млрд 799,3 млн руб.), сообщает пресс-служба министерства. В том числе от использования федерального имущества государство получило 24 млрд 213,7 млн руб., на 38,3% больше запланированного. Из них от аренды федерального имущества поступило 4 млрд 830,1 млн руб. (на 27,6% больше плана), за счет дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, - 5 млрд 591,7 млн руб. (на 43%), за счет поступлений от "Вьетсовпетро" - 13 млрд 791,9 млн руб. (на 40,7%). Доходы от приватизации государственной собственности составили 9 млрд 939,4 млн руб., на 19,7% превысив плановое задание (8 млрд 303,3 млн руб.)[63].
Вопросы учета и управления имуществом казны публично-правовых образований по-прежнему остаются белым пятном в книге исследования проблем управления государственным и муниципальным имуществом. Действующее законодательство лишь рамочно обозначает определение казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – денежные средства и иное имущество, не закрепленное в хозяйственном ведении и оперативном управлении государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений.
Между тем, глубокое исследование данной темы может послужить основой переосмысления роли и позиции публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях, выработать методологические основы единой политики учета имущества публично-правовых образований, четко разграничить отдельные категории государственного и муниципального имущества.
Имущество казны – единственный инструмент прямого, неопосредованного участия публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях, единственный источник получения прямых неналоговых доходов бюджетов различных уровней. Имущество, относящееся к категории казенного, включает в себя практически все категории объектов гражданских правоотношений: движимые и недвижимые вещи, имущественные права, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.
Особое значение разработки темы правового статуса и экономического содержания понятия казны публично-правовых образований приобретает в связи с принятием Федерального Закона "О разграничении государственной собственности на землю в Российской Федерации". С вступлением в силу указанного нормативного правового акта в казну публично-правовых образований поступит огромный блок недвижимого имущества – земельные ресурсы. И от того, насколько Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования будут готовы к осмыслению своей роли в процессе проведения земельной реформы, роли рачительного и заботливого хозяина, напрямую зависит успех самой реформы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13