Коллективный договор, как акт социального партнерства
Содержание
Введение
1. Социальное партнерство
1.1 Понятие и виды и формы социального партнерства
1.2 Сотрудничество в сфере социально-трудовых отношений
2. Коллективный договор как акт социального партнерства и локальный нормативный акт, регулирующий социально-бытовые отношения
2.1 Правовая природа коллективного договора как акта социального партнерства
2.2 Принципы заключения коллективных договоров
2.3 Переговорные процедуры. Подготовка и обсуждение проекта коллективных договоров
2.4 Коллективный договор: содержание и структура
2.5 Контроль за выполнением коллективного договора
3. Форма коллективного договора на примере ООО «Звезда»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Трудовое право - важнейшая отрасль российского права, регулирующая при активном участии его субъектов трудовые отношения работников с работодателями и другие примыкающие, непосредственно с ними связанные, производные от них отношения и устанавливающая права и обязанности по труду на производстве субъектов трудового права и ответственность за их нарушение.
Коллективный договор является важнейшим правовым актом, приспособленным к конкретным условиям данного производства к трудовому коллективу. Разработка и принятие коллективных договоров осуществляется в рамках социального партнерства. Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Спецификой становления отношений социального партнерства на современном этапе является их формирование в условиях отказа от централизации регулирования трудовых отношений. Ослабление вмешательства государства в трудовые отношения существенно повышает роль локального регулирования, в рамках которого договорные формы установления прав и обязанностей участников процесса труда имеют определяющее значение [12].
Под социально-трудовыми отношениями в контексте данной нормы понимаются общественные отношения, входящие в предмет трудового права, а также связанные с социальным обслуживанием работников в широком смысле (дополнительное социальное страхование, медицинское обслуживание, обеспечение жильем и т.п.). Однако, кроме нормативных положений, коллективный договор содержит обязательственную часть – конкретные обязательства работодателя по обеспечению нормальных условий труда [36].
Коллективный договор имеет смешанную юридическую природу, поскольку коллективный договор – правовой акт, устанавливающий согласие работодателя (администрации) и работников (трудового коллектива) как социальных партнеров на конкретном производстве, в котором закрепляются локальные нормы, повышающие социальные гарантии. Следовательно, коллективный договор – это не только правовой акт, но и акт социального партнерства на уровне предприятия между работниками и работодателями.
Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия. Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор является нормативным соглашением, т.е. актом, который заключается в договорном порядке, но наряду с конкретными обязательствами содержит нормы права. Основная его задача – регулирование социально-трудовых отношений. Таким образом, актуальность заявленной темы курсовой работы сомнений не вызывает.
Общетеоретические аспекты в сфере трудового права разрабатывали такие ученые, как М.А.Лушникова, А.Ф.Нуртдинова, Д.Л.Кокшаров, Э.Нестерова, Н.Подшибякина, С.Ю.Чуча, Т.В.Тарелкина, Н.А.Чижова, В.Е.Растимешин, В.И.Шкатулла, Г.В.Шнееров, Л.В.Ивановская. В работе использовались также работы Ю.Н.Коршунова, В.М.Жуйкова, Т.А.Сошниковой, И.Я.Киселева, Ю.Я.Вольдмана и др., а также комментарии к трудовому законодательству и учебники трудового права.
Объектом настоящей работы являются социальное партнерство и главная его форма – коллективный договор. Предметом является коллективный договор – как форма регулирования социально-партнерских отношений
Целью выступает комплексный теоретико-правовой анализ коллективно-правового регулирования трудовых отношений.
Предполагается решить следующие задачи:
- определить понятие, формы, сущность и значение социального партнерства как правового института;
- проанализировать коллективный договор как акт социального партнерства и локальный нормативный акт, регулирующий социально-бытовые отношения.
При решении вышеуказанных задач был применен системный подход к рассмотрению предмета исследования, методами сбора и обработки информации явились методы наблюдения, группировки, абстрагирования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Социальное партнерство
1.1 Понятие, виды и формы социального партнерства
Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации.
Коллективные договоры как акты социального партнерства впервые появились в Англии, родине профсоюзов, еще в конце XVIII века и получили распространение в западных промышленно развитых странах в середине XIX века, когда обе стороны социально-трудовых отношений начали достигать определенного общего решения, закрепляемого в коллективном договоре. В то же время необходимо отметить, что правовое регулирование данных документов, в том числе международно-правовыми актами МОТ, ведет свою историю лишь с первой половины XX века.
В России коллективные договоры появились в самом начале XX века, но правовое урегулирование впервые получили лишь в Кодексе законов о труде 1918 года и Положении о порядке утверждения коллективных договоров 1918 года. На более высоком уровне, чем организация социальное партнерство в России стало регулироваться правом с 1992 года. Основным нормативным актом, который по-новому урегулировал порядок заключения коллективных договоров, стал Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992 года (с изменениями и дополнениями). Значение данного Закона в том, что он:
- впервые в истории трудового права России урегулировал порядок ведения коллективных переговоров и социально-партнерские отношения на более высоких, чем производство, пяти уровнях;
- установил правовые основы и принципы разработки, заключения и действия коллективных договоров и соглашений;
- расширил коллективно-договорное и социально-партнерско- договорное регулирование условий труда и социально-экономических вопросов труда и быта трудящихся;
- дал понятия коллективного договора и социально-партнерского соглашения, установил виды и содержание таких соглашений и их социальные гарантии;
- установил соотношение трудового законодательства, социально-партнерских соглашений, коллективных и трудовых договоров;
- закрепил, где и как заключаются коллективные договоры, расширив их сферу и предоставив право трудовому коллективу самому решать — заключать или нет коллективный договор;
- предусмотрел порядок разрешения разногласий, возможных в ходе коллективных переговоров;
- установил ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах и за невыполнение коллективных договоров и соглашений.
Этот Закон ввел в предмет трудового права коллективные переговоры и социально-партнерские отношения и подробно их урегулировал. С учетом новых социально-экономических условий он также урегулировал коллективный договор.
Трудовой кодекс РФ, вступивший в силу 1.02.2002 года, впервые закрепил в трудовом законодательстве понятие «социальное партнерство». До 2002 основу правового регулирования этого правового института составлял Закон РФ от 11.03.1992 № 2490-I «О коллективных договорах и соглашениях» (с изм. и доп.).
За прошедшее десятилетие в России накоплен определенный опыт как индивидуально, так и коллективно-договорного регулирования труда. В ряде субъектов Федерации еще до, а в других после принятия нового Трудового кодекса были изданы законы о социальном партнерстве. Так, в Красноярском крае существует Закон «О социальном партнерстве», который определяет правовые основы организации и функционирования в Красноярском крае системы социального партнерства в сфере труда с целью регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия [10].
Социальное партнерство - особый вид общественно-трудовых взаимоотношений, присутствующий лишь в рыночном обществе обеспечивающий оптимальное соотношение основных интересов различных социальных групп, в первую очередь наемных работников и работодателей.
Социальное партнерство выступает как отдельный правовой институт [13].
Система социального партнерства состоит из трех основных частей:
- совокупность постоянно и временно действующих двух-, трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений (Федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия);
- совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами, направленных на регулирование социально-трудовых отношений;
- соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности указанных органов и документов.
Трудовой кодекс РФ – первый федеральный закон, регулирующий весь комплекс отношений социального партнерства [19]. Ст.23 ТК РФ определяет социальное партнерство как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9