Коллизионные вопросы наследования
p>           

2.2. Международные договоры как средство  регулирования

наследственных отношений.

            Рассматривая международный договор как инструмент правовой регламентации отношений по наследованию, обратимся к многосторонним нормотворческим актам – конвенциям. Прежде всего, эти документы призваны регулировать процесс правоприменения в ситуации с наследованием. Это – Конвенция о коллизии законов, касающихся формы завещательных распоряжений1 и Конвенция о праве, подлежащим применению к наследованию, недвижимого имущества2.

            Для установления компетентного правопорядка приведенные конвенции предлагают в зависимости от сложившейся ситуации использовать:

-        законодательство той страны, гражданством которой лицо обладало до своей смерти или к моменту составления завещания;

-        законодательство того государства, где лицо обычно или постоянно проживало до времени своей кончины или в то время, когда оно сделало завещательное распоряжение;

-        законодательство того государства, где постоянно находилось недвижимое имущество, выступающее предметом наследования.

Физическим лицам, подпадающим в той или иной форме под действие конвенций, представляется возможность осуществить выбор и иного права для регламентации правоотношений в сфере завещательных распоряжений. Гаагская конвенция 1961 г. просто констатирует право лица на обладание таким   выбором, а Гаагская конвенция 1989 г. уже требует юридического оформления подобного выбора посредством составления соответствующего заявления. Форма заявления, его содержание и иные требования определяются по законодательству той страны, где оно составляется. Данные конвенции разрешают и применение права той страны, с которой у лица имеется наиболее тесная связь.

Конвенции обладают и специфическими, присущими только им свойствами, так, согласно Гаагской конвенции 1989 г. коллизионные принципы призваны устанавливать и действительность соглашения по наследованию – документа особого рода, который составляется участниками правоотношений по наследованию и определяет когда возникает право на наследство, как оно изменяется или прекращается.

По Гаагской конвенции 1989 г. недопустимо возникновение наследственных притязаний друг к другу у лиц, находящихся под юрисдикцией различных государств, если не ясна очередность, с которой осуществляется призыв к наследованию (ст. 13). Данная статья позволяет избежать возникновения проблем с наследованием имущества, если в правопорядке того или иного государства не содержится норм об официальном признании факта смерти лица. Еще одной особенностью Конвенции является то, что она очевидную взаимосвязь между правом государства, которому лицо желает подчинить режим наследования своего недвижимого имущества, и объемом этого имущества.

Гаагская конвенция 1989 г. стремиться избежать возникновения негативных последствий в ситуации, когда государство, в котором находится наследуемое имущество, устанавливает некие особые правила для его наследования, исходя их экономических, социальных  или политических мотивов. Статья 15-я данной конвенции провозглашает недопустимым всякое неблагоприятное воздействие на нормы национальных правовых систем.

Положения, регулирующие процесс установления соответствующего права, содержит и Гаагская конвенция о праве, применимом к имуществу, распоряжение которым осуществляется на началах доверительной собственности и о его признании от 1 июля 1985 г.

Это конвенция обладает наибольшим числом специфических деталей. Содержащийся в ней порядок установления права существенно отличается от того что предложен рассматриваемыми выше документами. Она избегает применения коллизионных привязок и рекомендует лицу, передающему наследуемое имущество самому избирать право. Этому лицу вменяется в обязанность сформулировать мотивы своего выбора в специально подготовленном акте (ст. 6). Если лицо не выбрало право, то применяются предписания той правовой системы, с которой наследование доверительной собственности наиболее тесно связано. Для установления такой правовой системы, Конвенция предлагает прибегнуть к ряду формул, указывающих, к законодательству какой страны следует обратиться. Эти формулы несколько отличаются от изложенных выше.

-         законодательство страны, не территории которой действует доверительный собственник наследуемого имущества;

-         законодательство страны – место нахождения центра управления трастом, фондом.

Данные формулы также призваны указать, нормами и предписаниями какой именно страны следует руководствоваться в правоотношениях между собой лицам, участвующим в процессе наследования доверительной собственности.

Гаагская конвенция относительно международного управления имуществом лиц от 2 октября 1973 г. и Вашингтонская конвенция о единообразном законе о форме международного завещания от 26 октября 1973 г. регламентируют иные вопросы.

Первый из названных документов закрепляет стремление государств – его участников – к учреждению международного сертификата   по установлению круга лиц, допущенных к управлению движимым или недвижимым имуществом умершего. Такой сертификат составляется компетентным органом, как правило судебной или административной инстанцией, в государстве – месте обычного проживания. Процедура признания сертификата осуществляется путем простого оглашения.

Вторая из указанных конвенций регламентирует применение так называемого единообразного закона о форме международного завещания. В ней содержатся две группы требований. Во-первых, договаривающиеся государства обязаны внести в свое законодательство правила составления международного завещания. Принимая к действию нормативные акты о международном завещании, государство может использовать в них либо текст единообразного закона о форме международного завещания, либо его перевод на официальный язык данной страны. Во-вторых, договаривающиеся государства обязаны создать институт уполномоченных лиц для оформления международного завещания.

Россия не участвует ни в одной из рассмотренных конвенций. Поэтому опыт Российской Федерации в сфере международно-правовой регламентации отношений по наследованию следует изучать на примере двусторонних договоров.

Прежде всего к ним относятся договоры об оказании правовой поддержки1. Роль этих актов в процессе регламентации наследования состоит в том, что они комплексно регулируют все существенные аспекты правоотношений по данному вопросы. Во-первых, они устанавливают один из важнейших принципов, которому подчиняются правоотношения по наследованию. Это принцип уравнивания в правах. Во-вторых, такие документы традиционно определяют право государства, которое полномочно регламентировать порядок наследования движимого и недвижимого имущества. Применительно к движимому имуществу, договоры о правовой помощи придерживаются правила, что порядок наследования определяется по законодательству той страны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянной место жительства. Подобные формулировки можно найти в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовым отношения по гражданским, семейным и уголовным делам от 24 февраля 1994 г.2

Договоры заключенные РФ с государствами не членами СНГ (например, Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Литва о правовой помощи и правовым отношения по гражданским, семейным и уголовным делам от 21 июля 1993 г.) также предлагают использовать закон последнего места жительства для определения правовой системы, регламентирующей право наследования движимого имущества1.

Право наследования недвижимого имущества определяется по законам государства – места его нахождения. Такой порядок установлен, например, Конвенцией СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

В-третьих, соглашения об оказании правовой помощи и правовым отношения по гражданским, семейным и уголовным делам определяют какому законодательству подчиняется форма завещания.

В-четвертых, договоры об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам регулируют порядок производства по делам о наследовании. Рассматриваемы документы обычно устанавливают, что производство по делам о наследовании недвижимого имущества ведут учреждения той договаривающейся страны, на территории которой это имущество находится.

В-пятых, договоры о правовой помощи предусматривают, что органы одного договаривающегося государства обязаны предпринять весь предусмотренный национальным законодательством комплекс мер по охране наследуемого имущества.

Необходимо отметить, что существуют и другие ратифицированные РФ договоры об оказании правовой помощи.

3.1. Вопросы налогообложения  наследственных отношениях

международного характера

Одним из необходимых условий получения наследства получения наследником из одного государства имущества, оставшегося в другом государстве, является своевременная уплата в этом другом государстве всех налогов с наследуемого имущества.

Налоги взимаемые с наследства распространены повсеместно. Законодательная практика различных стран демонстрирует общность взглядов, утверждая, что налоги на наследство необходимы на покрытие затрат, понесенных государством при вступлении наследника в права владения, а также на возмещение похоронных и административных расходов. Общим критерием для различных стран является установление взаимозависимости между режимом налогообложения наследуемого имущества и налоговым статусом владельца этого имущества.

Иными словами, если лицо на момент своей смерти постоянно проживало в ом или ином государстве, налоги на передачу наследства должны взиматься со всей собственности, которая принадлежала ему на момент кончины, независимо оттого где это имущество находится. Факт простого пребывания иностранного гражданина на территории государства означает, что налог на наследство взимается только в отношении  того имущества, которое было расположено на территории этого государства. Исчисление налога для иностранцев и его уплата, как правило, производятся на тех же основаниях, что и для отечественных граждан. Таким образом, речь идет о предоставлении иностранным гражданам иностранного режима.

Налог, взимаемый с имущества, переходящего от одного собственника к другому в порядке наследования, тесно связан с налогом с налогом с взимаемым с имущества переходящего от одного собственника к другому в виде дара.. эти налоговые платежи взаимоувязаны между собой, поскольку оба подлежат уплате с имущества, право на которое переходит к новому владельцу не в результате коммерческой сделки.

В США, Германии, Великобритании налогообложение наследств осуществляется, главным образом, на федеральном уровне. Исключение составляет Швейцария, где налоги с наследства взимаются на уровне кантонов, что приводит к особенностям такого налогообложения на уровне каждого кантона. В Российской Федерации принят единый налог на наследство и дарение. Законодательство РФ на сегодняшний момент предлагает одно существенное дополнение к процессу налогообложения наследств. Оно  предусматривает, что форма наследования – по закону ли или по завещанию – не оказывает какого-либо влияния на процесс начисления налога. Помимо традиционных видов недвижимого имущества. В России налог уплачивается, когда физические лица принимают в порядке наследования садовый домик, транспортное средство, предмет антиквариата и т.д. С 1 января 1993 г. налог на наследство стал распространяться на то, что называется неосязаемой собственностью. Это – суммы, находящиеся на вкладах в банках и других кредитных учреждениях, и средства, которые содержатся на именных приватизационных счетах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты