Коммерческая тайна и способы ее защиты

Рисунок 1. Классификация сведений составляющих коммерческую тайну


В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации ст.139 п.1 информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

По мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям оценки:

их открытое использование связано с ущербом для. предприятия

они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях

предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом

сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.

Анализ законодательных актов промышленно развитых стран по вопросам защиты коммерческой тайны позволяет определить совокупность сведений, сокрытие которых противоречит интересам государства и общества. В наиболее общем виде это информация:

о нерациональном природопользовании

о сверхнормативном загрязнении окружающей среды

о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей

о нарушении специального законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей (например, законов о качестве продукции и защите прав потребителя)

о занятии деятельностью, не предусмотренной уставом данного предприятия или запрещенной законами данной страны

о злоупотреблении и недобросовестности руководителей и работников фирмы

о фактах проявления недобросовестной конкуренции

о возможностях и реальных случаях, уклонения от правильной уплаты налогов

о причинах и фактах невыполнения договоров и др.

Гражданским кодексом Российской Федерации ст.139, п.1 установлено, что "сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами". В настоящее время в Российской Федерации действует постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".

В нашей стране, по оценкам специалистов, неоправданная секретность приносит народному хозяйству большой ущерб. Современное общество заинтересовано в раскрытии многих "тайн" производства в целях обмена информацией и ускорения научно-технического прогресса. При излишнем засекречивании коммерческой информации рост расходов на эти цели неадекватен снижению вероятности утечки наиболее ценных сведений.

Целесообразно охранять как коммерческую тайну только ту часть информации предприятия, которая обеспечивает возможность расширять рынок сбыта продукции, существенно улучшать ее качество, заключать особо выгодные сделки с партнерами.

За последние годы как в Российской Федерации, так и в Республике Татарстан реализован комплекс практических мер по совершенствованию информационной безопасности. Продолжается формирование нормативно-правового обеспечения информационной безопасности. Приняты законы Российской федерации "О государственной тайне", "Об информации, информатизации и защите информации", утверждена Доктрина информационной безопасности, в республике принят Закон Республики Татарстан от 13.01.04г. № 3 - ЗРТ "Об информационных ресурсах и информатизации Республики Татарстан". Развернуты работы по созданию механизмов их реализации, завершена подготовка ряда законопроектов, регламентирующих деятельность субъектов РФ в информационной сфере.

Осуществлен ряд практических мероприятий по совершенствованию информационной безопасности в органах государственной власти и управления и на предприятиях. Вместе с тем, выборочный анализ современного состояния информационной безопасности в Республике Татарстан показывает, что уровень информационной безопасности в настоящее время не соответствует жизненно - важным потребностям личности, общества и государства.

Ограничение доступа граждан на информацию, манипулирование информацией вызывает неадекватную реакцию населения и в ряде случаев ведет к политической нестабильности в обществе. Потерям важной информации способствуют бессистемность защиты данных и слабая координации мер по защите информации в общереспубликанском масштабе, ведомственная разобщенность в обеспечении целостности и конфиденциальности информации.

Отставание отечественных информационных технологий вынуждает массового потребителя идти по пути закупок импортной техники, не позволяющей в полной мере обеспечить защиту информации ограниченного доступа, в результате чего повышается вероятность несанкционированного, доступа к базам и банкам данных а также возрастает зависимость, республики от иностранных производителей компьютерной телекоммуникационной техники и информационной продукции.


2. Среда функционирования предприятия


В рыночных условиях определяющим фактором успешного функционирования предприятий является грамотная реализация системы управления (СУ). Для успешной реализации СУ на предприятии в первую очередь необходимо введение механизма эффективного управления. При таком подходе, предприятие всегда сможет адекватно реагировать на изменения внутренних и внешних факторов, способные существенно повлиять на эффективность функционирования.

Внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений, в то время как внешние факторы являются факторами среды, находящиеся вне предприятия, которые оказывают серьезное влияние на его успех. К ним следует отнести крупных конкурентов, источники получения техники и технологии, социальные факторы, государственное регулирование и другие изменения. Хотя внешние факторы находятся вне контроля руководства, но в тоже время руководство должно стремится сделать так, чтобы их предприятия реагировали на изменения в конкретной внешней среде, если предприятие намеревается достичь поставленных целей. На рисунке 2 представлена структура и место внешнего и внутреннего окружения предприятия.


Рис. 2. Структура внешней и внутренней среды предприятия.


Предприятия функционирует в окружении, в среде, состоящей из множества элементов: рынок, с его предложениями и запросами, акционеры с их интересами получения дивидендов и реализации прав собственности, правительство с его налоговыми и законодательными требованиями, партнеры, по отношению к которым организация имеет свои обязательства, меняющиеся технологии, оборудование, требования к качеству продукции, образовательному уровню исполнителей, возрастающие запросы наемных работников, деятельность конкурентов, последствия экономических кризисов. Среда влияет на предприятие и накладывает свои требования. Руководитель должен учитывать это значительное влияние.

Внешняя среда (окружение бизнеса) не может быть постоянной, она изменяется. Можно выделить среду, параметры которой изменяются медленно, и такую, которая меняется резко и непредсказуемо. В таблице 1 приведены основные типы и характеристики внешнего окружения предприятия.


Таблица 1

Основные характеристики внешнего окружения предприятия

1

Стабильная внешняя

средадлительные циклы жизни товаров (услуг);

большие складские помещения для сырья и продукции;

возможность длительных сроков разработки продукции.

2

Предсказуемая внешняя среда

продолжительные циклы жизни товаров (услуг);

наличие большого времени на разработку новых технологий;

массовое производство товаров;

средние складские помещения для сырья и продукции.

3

Изменчивая внешняя среда

характеризуется повышенной неустойчивостью и непредсказуемостью;

поведение менеджеров сильно усложняется по сравнению с их действиями в среде 1и 2 типов;

правила, согласно которым предприятия должны действовать, быстро и непредсказуемо меняются;

на первое место выходит способность предприятий к повышенной приспособляемости и выживанию.

4

Глобальные изменения.

резкое укорочение жизненных циклов товаров;

невыгодность содержания складов;

изменение отношений заказчик-изготовитель;

потребитель диктует поставщику;

ужесточение конкурентной борьбы.

5

Турбулентная среда

уменьшение размеров предприятия;

частая реорганизация предприятия;

постоянное отслеживание ситуации во внешней среде;

немедленная реакция на изменения внешней среды.


Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к предприятию факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить перечень факторов, воздействующих на успехи и провалы предприятия, где находится это предприятие, где оно должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство.

На рисунке 3 приведены результаты предварительной оценки степени влияния основных факторов внешнего воздействия на предприятие, полученные путем качественного анализа особенностей функционирования предприятий в условиях стабильной внешней и внутренней среды. Необходимо отметить, что степень влияния факторов внешнего воздействия на предприятие в значительной мере определяется типом внешнего окружения, видом выпускаемой продукции, принятыми управленческими решениями.


Рис.3 Факторы внешнего воздействия


Анализ внешней и внутренней среды (т.е. полное информационное обеспечение) позволяет предприятию создать перечень опасностей и возможностей, с которыми оно сталкивается в этой среде. Только на основе собранной информации приведя внутренние возможности предприятия в соответствие с внешним окружением, руководство сможет осуществлять эффективное управление.

Курсовая работа выполнена по материалам ООО "Рутен". В соответствии с Уставом ООО "Рутен" учреждено 19 февраля 2001 г. в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации "Об обществах с ограниченной ответственностью" (Приложение 3). Место нахождения общества: Республика Татарстан, г. Казань, Сибирский тракт, д.34.

Общество создано с целью удовлетворения общественных потребностей в товарах, работах, услугах и получения прибыли.

В соответствии с уставом, общество может осуществляет следующие виды деятельности:

организация наукоемких производств и реализация их продукции;

переработка сырья и отходов промышленности и сельского хозяйства;

оптовая и розничная торговля ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни;

оптовая торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты