Конституционное право как отрасль национального права, наука и учебная дисциплина

Отношения между избирателем и участковой избирательной комиссией в день голосования, прекращаются после получения избирателем избирательного бюллетеня.

Наряду с общими и конкретными конституционно-правовыми отношениями существуют и иные их виды:

·               правовые состояния - четко определены субъекты, но содержание их взаимных прав и обязанностей конкретно не определено;

·               материальные - реализуется само содержание права и обязанности;

·               процессуальные - регулируется порядок реализации правовых действий;

·               правоустановительные - в позитивной сфере реализуются права и обязанности, которые должны осуществить субъекты правоотношений;

·               правоохранительные - права и обязанности связаны с правовой охраной предписаний, заложенных в нормах, устанавливающих обязанности субъектов.

В то же время не все нормы конституционного права способны породить правоотношения. Эта отрасль в силу своего назначения содержит много деклараций, которые, однако, играют важную роль и влияют на создание конкретных норм.

Примером такой декларативной нормы является положение ст.2 Конституции, где сказано, что человек является высшей ценностью общества и государства. Ясно, что эта норма не порождает конкретного правоотношения, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна, как самое общее указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отношению к власти, и в этом - высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.

Субъекты правоотношений


Субъектами конституционно-правовых отношений (конституционного права) являются их участники, т.е. стороны между которыми эти отношения возникают.

В отличие от других отраслей права, скажем от гражданского, конституционно-правовые отношения не могут возникать между двумя гражданами, иначе говоря, физическими лицами. Наиболее характерной чертой конституционного права является то обстоятельство, что практически всегда одним из субъектов выступает государство в лице какого-либо органа либо должностного лица.

Субъекты конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Главным из них является человек. Он вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы, например, обращаясь за защитой своих законных прав и интересов. Субъектом правоотношений выступает народ. Например, он может выразить свою государственную волю посредством референдума, и она будет обязательной для всех государственных органов и граждан. Свою волю народ выражает также посредством выборов органов представительной власти, Президента.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются также:

·               государство в целом, как государственная организация всего народа;

·               государственные органы;

·               должностные лица;

·               депутаты;

·               избирательные комиссии;

·               иностранные граждане и лица без гражданства;

·               общественные организации;

·               трудовые коллективы;

·               общие собрания граждан по месту жительства;

·               собрания военнослужащих по воинским частям.

Необходимо отметить, что данный перечень субъектов конституционно-правовых отношений не является исчерпывающим. Полное представление обо всех их видах можно получить только в результате глубокого изучения всех конституционно-правовых институтов.


Объекты правоотношений


Объект правоотношений - это явления окружающего мира, по поводу которых возникают субъективные права и субъективные юридические обязанности. Иными словами, объектами конституционно-правовых отношений является то, в отношении чего эти отношения возникают и существуют.

Объекты конституционно-правовых отношений делятся на следующие виды:

1. материальные блага (территория, объекты государственной собственности);

2. нематериальные блага (неприкосновенность депутата, судьи; право на труд, на отдых, образование и др.);

3. действия и результаты действий (созыв сессий, принятие государственным органом определенного акта - о регистрации политической партии, проведение референдума и т.д.).


Юридические факты


Основанием возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений являются юридические факты. Виды юридических фактов:

1. События (явления, происходящие вне зависимости от воли людей). Такое событие, как рождение гражданина, порождает правоотношение между ним и государством. Смерть гражданина прекращает эти отношения.

Достижение гражданином 18 лет, делает его обладателем избирательного права при проведении выборов, референдума.

2. Деяния в виде действия или бездействия. Они связаны с волей людей, их деятельностью. Деяния делятся на:

·               правомерные – акт принятия иностранца в гражданство Республики Беларусь порождает правоотношения между новым гражданином Республики Беларусь и государством. Акт о создании государственного органа является основанием для возникновения правоотношений между этим органом и иными государственными органами;

·               неправомерные (необоснованное ограничение избирательных прав граждан, вмешательство в деятельность судей и др.).

3. Состояния - наличие гражданства, проживание в определенное время на соответствующей территории и т.д.

Для возникновения, изменения либо прекращения некоторых правоотношений требуется наличие нескольких юридических фактов. Например, кандидат на должность Президента Республики Беларусь может быть зарегистрирован Центризбиркомом, если он: во-первых, был выдвинут не менее 100 тыс. гражданами; во-вторых, соответствовал требованиям, изложенным в ст.80 Конституции Республики Беларусь.


Конституционно-правовая ответственность


Традиционно в нашей правовой науке юридическая ответственность сводилась к таким ее видам, как административная, уголовная, гражданско-правовая (имущественная) и дисциплинарная. В период существования СССР конституционные нормы воспринимались как декларации, они не имели прямого действия, а применялись лишь тогда, когда в их развитие принимались соответствующие акты законодательства. С провозглашением Республики Беларусь суверенным государством отношение к Конституции стало изменяться. Все более мировое признание получает идея не только о ее верховенстве, но и о непосредственном действии ее норм. В этих условиях становится актуальным развитие конституционно-правовой ответственности, которая должна рассматриваться как самостоятельный вид юридической ответственности, отличающийся субъектами, основаниями, процедурой применения.

В качестве источников рассматриваемого вида ответственности следует считать не только Конституцию (как полагают некоторые авторы), но и иные акты, являющиеся источниками конституционного права. Установление конституционно-правовой ответственности необходимо в первую очередь для ограничения всевластия государства, для повышения чувства его ответственности перед народом и страной. Однако речь при этом должна идти не только о высших органах власти – Президенте, Парламенте, Правительстве, это может касаться также депутатов всех уровней, судей, общественных объединений и т.д. Иными словами, потенциально субъектом конституционно-правовой ответственности может быть любой из участников конституционно-правовых отношений.

Выделяются коллективные и индивидуальные субъекты конституционно-правовой ответственности. К первым можно отнести Парламент, мерой ответственности, для которого может быть досрочное прекращение полномочий его Палат; Правительство – в определенных случаях может быть отправлено в отставку; местные Советы депутатов – могут быть досрочно распущены в случаях, оговоренных законом. К индивидуальным субъектам конституционно-правовой ответственности можно отнести Президента, Премьер-министра, депутатов и даже рядовых граждан, для которых также возможно наступление тех или иных отрицательных последствий, в случаях оговоренных Законом.

Следует согласиться с мнением Г.А.Васильевича (председатель Конституционного Суда Беларуси, доктор юридических наук, профессор), который в своем учебнике «Конституционное право Республики Беларусь» отмечает, что было бы полезным принять специальный закон, который бы комплексно закрепил все вопросы, связанные с применением конституционно-правовой ответственности.

 

Конституционное право как наука и учебная дисциплина


Наука конституционного права

Определение конституционного права как науки отличается от его определения как отрасли права. Если отрасль права – это совокупность норм, то наука - это совокупность различных теорий, взглядов, гипотез ученых по вопросам конституционного права как отрасли права. Иными словами, наука исследует состояние конституционного законодательства и высказывает свои рекомендации по приведению его с потребностями общественного развития, предлагая пути совершенствования. Если конституционное право как отрасль это всегда действующие нормы, которые применяются сегодня, то наука – это не только настоящее, это еще и прошлое, а отчасти и будущее. Другими словами, наука конституционного права изучает историю создания и действия норм, иные из которых в настоящее время уже не действуют. Кроме того, она дает рекомендации на будущее. Иногда они учитываются, иногда нет, но так или иначе влияют на реальное право, так как могут быть учтены не прямо, а опосредованно, не в данный момент, а спустя определенное время.

В качестве источников науки конституционного права выступают:

1) труды отечественных и зарубежных ученых в области конституционного права;

2) конституции и другие нормативные правовые акты;

3) практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

Конституционное право как учебная дисциплина – это предмет преподавания в учебном заведении юридического профиля, в котором изучается:

·               основы отрасли конституционного права;

·               основы науки конституционного права.

Между учебным курсом и наукой конституционного права есть определенная взаимосвязь, поскольку данные последней активно используются в процессе совершенствования преподавания конституционного права в соответствующих учебных заведениях. Вместе с тем, они имеют и существенные отличия, поскольку решают качественно различные задачи. Учебный курс конституционного права по своему содержанию является более узким – это учебники, учебные пособия, программа имеющие достаточно четкую структуру, систему и включающие в себя какие-то заранее сформулированные вопросы, ответы на которые должен дать студент, освоивший данный курс. Наука же представляет собой огромный объем знаний, накопленный за долгие годы – это огромное количество различных трудов ученых, целые библиотеки их исследований, монографий, статей. Особенно наглядно различие в объемах знания между наукой и учебной дисциплиной проявляется в том, что, если первая из них призвана заниматься конституционным устройством по сути всех государств мира, то вторая ограничивается изучением 10-15 стран, характер и уровень развития конституционного строя которых позволяет наиболее отчетливо уяснить существующее многообразие современного состояния конституционализма в мире.

Отличие между конституционным правом как наукой и учебной дисциплиной проявляется и в решаемых задачах. Наука стремится добыть новые знания в области конституционного права, ей присущ исследовательский характер изложения материала. В учебном же курсе слушатели овладевают уже добытыми наукой знаниями.

 .ru


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты