Защита конституции. Венцом судебной организации во Франции является контроль за конституционностью законов. Конституционный совет (КС), регулятор деятельности властей – может объявить закон неконституционным, коль скоро законодатель вышел за рамки, определенные для закона. КС играет ныне руководящую роль во французской юридической архитектуре.
Второй абзац 62 статьи Конституции 1958г. признал его судебный характер в том смысле, что решения Совета по ряду обжалований становятся «обязательными для государственной власти и для всех административных и судебных властей».
КС состоит из девяти членов, назначаемых сроком на 9 лет (без права возобновления мандата) президентом Республики (3 человека), председателем Сената (3 человека) и председателем Национального собрания (3 человека). Каждые 3 года треть членов КС обновляется. Назначение председателя КС – прерогатива президента Республики. Кроме того, являются пожизненными членами Совета бывшие президенты Республики при условии, если они не выполняют несовместимых с этой должностью функций в правительстве, парламенте или в Экономическом и социальном совете.
В статье 61 Конституции предусматривается, что обычные (ординарные) законы могут быть подвергнуты контролю со стороны КС, тогда как органические законы, то есть те, которые находятся между Конституцией и ординарным законом в иерархии законодательных документов и регламентов (первый абзац ст. 46 Конституции), подлежат такому контролю автоматически.
Статья 54 предусматривает сверх того возможность КС принимать решения о правильности международных обязательств с точки зрения Конституции, а именно, подлежит ли он апробированию и ратификации в парламенте.
Закон, одобренный референдумом, в итоге не может быть объектом конституционного контроля.
Что касается органических законов, то КС собирается автоматически, когда премьер-министр передает ему такой закон. Обнародование органического закона может иметь место только после того, как КС заявит, что содержащиеся в нем положения соответствуют Конституции.
Для рассмотрения ординарных законов КС может быть созван по инициативе пяти властных органов: президента Республики, премьер-министра, председателя Сената, председателя Национального собрания, а также после пересмотра Конституции в 1974 году, 60 депутатов или 60 сенаторов. Такой созыв должен состояться до обнародования закона.
Наконец, премьер-министр может, опираясь на третий абзац 61 статьи Конституции, созвать КС с просьбой высказаться в срочном порядке по поводу закона, соответствие которого Конституции должно быть признано в срочном порядке.
КС наделен многочисленными и разнообразными правомочиями. Созванный по инициативе президента Республики или премьер-министра КС может или даже должен, в зависимости от случая, дать свою оценку того, что касается: организации референдума; приведения в действие чрезвычайных полномочий, определенных статьей 16-й Конституции (внешняя угроза и так далее); контроля за условиями избираемости в ходе местных и общенациональных выборов. Он может также приходить к необходимости рассмотрения решения административного трибунала, в котором кандидат объявляется избранным в итоге местных выборов и, возможно, аннулировать такое решение по причине его обжалования. Он может также аннулировать результаты выборов, если кандидат, объявленный избранным, будет определен как не избранный.
Контроль за несовместимостью с парламентским мандатом и некоторыми другими функциями также относится к правомочию Конституционного Совета, а также спорные вопросы, возникающие в ходе президентских и парламентских выборов.
Парламентская служба по оценке законодательства была создана в соответствии с законом об ее учреждении 14 июня 1996 г.
Необходимость формирования указанной службы была обусловлена в первую очередь тем фактом, что во французской юридической системе сложилась ситуация «законодательной инфляции», когда даже специалисты с большим трудом могут ориентироваться в огромной бумажной массе имеющихся и принимаемых нормативных актов. Подобное положение, по оценкам французских экспертов, начинает уже серьезно угрожать нормальному функционированию правового государства.
Еще в 1994 г. в докладе советника Счетной палаты Ж. Плока (» Государство во Франции») отмечалось, что сейчас в стране существует около 8 тыс. действующих законов и более 10 тыс. декретов (указов). Кроме того в год к ним добавляется в среднем 10 тыс. инструкций и 20 тыс. распоряжений Комиссии Евросоюза. За последние 30 лет число законов выросло на 35%, декретов – на 20%, а объем каждого нормативного акта увеличился более чем вдвое. Эти цифры продолжают непрерывно расти, что во многом объясняется стремлением парламентариев «отметиться» перед своими избирателями малозначительными, а то и просто ненужными законодательными предположениями.
Одним из обязательств президента Франции Ж. Ширака в период его превыборной кампании являлось значительное упрощение законодательства с тем, чтобы сделать его более доступным для граждан, а следовательно более эффективным. После избрания главой государства Ж. Ширак не забыл это обещание, т. к. его значимость диктовалась очевидными фактами. Поэтому на Парламентскую службу по оценке законодательства была возложена задача анализа и отбора излишних нормативных актов с целью их последующей отмены. Этот анализ проводится не только по самим текстам, но и по итогам их практической реализации.
Служба сформирована на паритетных началах из 20 сенаторов и депутатов. Ее возглавляют поочередно председатели комиссий по законодательству обеих палат парламента, каждый из которых занимает этот пост в течение двух лет. У председателя имеются четыре заместителя – два сенатора и два депутата (поровну от парламентских большинства и оппозиции). Служба работает в тесном контакте с министерством юстиции, которое обязано предоставлять ей как необходимую документацию, так и экспертную помощь.
Госсовет. Организация Госсовета строго иерархическая. В основе, в самом ее низу – аудиторы первого и второго класса, которые сотрудничают с докладчиками в Госсовете по подготовке дел к рассмотрению. Выше находятся госсоветники обычной службы, еще выше – двенадцать госсоветников чрезвычайной службы. В определенных случаях премьер-министр, министр юстиции (хранитель печати) и другие министры присутствуют на общем собрании (Генеральной ассамблее) Госсовета с правом решающего голоса. Каждое подразделение Госсовета имеет своего председателя. Персонал Госсовета составляет примерно 260 человек.
Четыре административные секции (финансовая, внутренних дел, общественных работ, социальных вопросов) высказывают свои соображения по документам, которые должны быть приняты исполнительной властью. Их функции имеют чисто консультативный характер. К тому же существует секция по докладам и исследованиям, которая ежегодно подготавливает секретный доклад президенту Республики, касающийся изменения регламентных и законодательных документов.
Госсовет – высший административный суд; он принимает решения, которые обладают силой приговора и которые не подлежат никакому обжалованию. Только сам Госсовет может отказаться от своего решения.
Госсовет выполняет и функции суда по первой и последней инстанции, и функции апелляционного суда по некоторым приговорам и решениям, и функции кассационного суда. В качестве кассационного суда Госсовет выступает по последней инстанции в отношении решений административных апелляционных судов.
Специализированнные юрисдикции, связанные с Госсоветом путем подачи кассационного обжалования: это – Счетная палата, которая помимо своих административных функций, держащих под контролем компетентных распорядителей кредитов в целях аннулирования или приведения в порядок кредитов и расходов в финансовой системе, имеет также и судебные полномочия по проверке и контролю счетов госпредприятий. Она собирается по долгу службы при отсутствии каких-то протестов и принимает решения в соответствии с правилом двойного приговора.
Это – Суд по бюджетной и финансовой дисциплине, имеет миссию наказывать за ошибки управленческого характера, допущенные государственными агентами. Он может выносить судебные приговоры, которые могут быть подвергнуты кассационному обжалованию.
Наконец, дисциплинарные юрисдикции различных профессиональных организаций, коллегий и корпораций, а также департаментские советы, ученые (академические) советы, решения которых могут быть кассированы Госсоветом. Это же касается и Контрольной банковской комиссии.
Трибунал по конфликтам. Дуализм судебной системы, вызвавший к жизни порядок разделения административных и судебных властей, порождает конфликты между юрисдикциями по вопросу о компетенции. Законом от 1872 года был образован Трибунал по конфликтам. Он работает в Пале-Рояле в Париже, в том же помещении, что и Государственный совет.
Основная идея организации и функционирования Трибунала по конфликтам состоит в паритетности юрисдикции, т. е. когда судебная власть и административная власть равноправны.
Трибунал по конфликтам состоит из девяти официальных членов (председателя и восьми советников) и двух дополнительных членов. Председательствует в нем министр юстиции (хранитель печати). Три советника назначаются Кассационным судом, три других – Государственным советом. Такие назначения бывают раз в три года. Эти шесть советников назначают остающихся магистратов. Трибунал по конфликтам включает и прокурорских работников, представленных двумя правительственными комиссарами.
Решение Трибунала по конфликтам обжалованию не подлежит.
Трибунал по конфликтам имеет компетенцию по полномочиям; он разрешает путем принятия решения, имеющего юридическую силу, конфликт, возникший между двумя судебными системами.
Есть ограниченные узкие конфликты, когда несколько юрисдикций считают или склоняются к тому, что именно в их компетенции рассматривать тяжбу. Конфликт должен в обязательном порядке противопоставлять юрисдикцию административной системы и юрисдикцию общей судебной системы.
Административной властью, компетентной заявить о наличии конфликта, является префект департамента, на территории которого находится суд или трибунал, рассматривающий дело (спор, конфликт).
Суды
Французское государство имеет две отличающиеся друг от друга судебные системы. Речь идет об общих и об административных судах.
Разделение судебной и административной власти проистекает из принципа разделения властей. Создание административных судов, независимых от системы общих судов, опирается по существу на две идеи: администрация должна иметь свой суд; судить по административной линии – значит и управлять.
Система судов общей юрисдикции строится во Франции вокруг положения о двустепенности: кроме имеющихся исключений, приговор, вынесенный судебным органом по первой инстанции, может стать объектом обжалования в апелляционной инстанции; некоторые наименее важные дела рассматриваются, однако, по последней инстанции и могут быть только объектом кассационного обжалования, которому подлежат лишь правовые аспекты при рассмотрении дела в Кассационном суде – высшей юрисдикции французской судебной системы.
Тяжбы гражданского и торгового (коммерческого) содержания, цена которых не превышает 13 тыс. фр., рассматриваются по последней инстанции.
В уголовных делах нарушения от первого до третьего класса (максимальный штраф – 1300 фр.) относятся к компетенции полицейского трибунала и рассматриваются по последней инстанции.
Внутри системы общих судов существует обычай различать: юрисдикцию гражданскую, торговую (коммерческую) и по социальным вопросам, на которую возложена миссия рассматривать тяжбы, относящиеся к частным интересам; юрисдикцию репрессивную, или уголовную, роль которой состоит в ликвидации преступлений путем наказания.