Конституция и административно-силовые органы Франции

Когда Кассационный суд принимает решение о кассации считая, что решение или приговор содержат незаконные моменты, дело, в принципе, возвращается для пересмотра или для вынесения нового решения в судебный орган того же уровня, что и тот, решение которого было кассировано.

Административная юрисдикция. Административный суд является судом общего права административной сферы деятельности. Однако он судит одновременно и административную деятельность частных лиц, когда эти лица исполняют функции в государственном аппарате и обладают вследствие этого прерогативами государственной власти.

Напротив, тяжбы между частными лицами не относятся к административной компетенции, за исключением предусмотренных законом случаев, в частности, конфликтов между подрядчиками общественных работ и третьими лицами: это касается эксплуатации концессий по добыче ископаемых, прав на культовую собственность; сюда же относятся и тяжбы между Французским банком и его агентами.

Некоторые виды административной службы не относятся к компетенции административных судов. Это, например, деятельность иностранной организации, деятельность, связанная с исполнением законодательной функции, судебной функции и правительственных актов.

Иногда и административная деятельность подлежит судебному рассмотрению. Например, при частном управлении некоторыми госслужбами или операциями, либо при нарушении прав и свобод, защиту которых необходимо гарантировать (гражданское состояние и дееспособность, отчуждение и насильственное действие), либо при разногласиях (косвенный налог, дорожно-транспортное происшествие, патент на изобретение, соцобеспечение, ущерб государственному обучению, ответственность по энергетическим делам, ответственность за почтовую связь, конкуренция).

Каждый из 26 административных трибуналов собственно во Франции возглавляет председатель, которому в наиболее крупных трибуналах помогают один или более заместителей председателя. Наконец, в каждый трибунал входят один или несколько правительственных комиссаров, которые назначаются на каждый юридический год декретом президента Республики и задача которых состоит в том, чтобы высказывать свою точку зрения по тем решениям, которые принимаются по подведомственным юрисдикции тяжбам. Заключение правительственного комиссара приобщается к документам дела.

Административные трибуналы являются судами общего права по административным конфликтам. Компетенция принимать судебное решение принадлежит им в той мере, как она не отводится специальным документом к другой административной юрисдикции. Тяжбы, которыми они занимаются, подразделяются на обжалования по поводу превышения власти и на вопросы широкой юрисдикции, на толкование и применение законности и на репрессивные вопросы.

Административные трибуналы имеют ограниченную территориальную компетенцию. После 1 января 1989 г. создано пять административных апелляционных судов: в Бордо, Лионе, Нанси, Нанте и Париже. Территориальная компетенция каждого из них настолько широка, чтобы в совокупности они охватывали всю территорию страны. Могут рассматриваться в порядке апелляционного обжалования решения по градостроительству, а также и некоторые жалобы о превышении власти в фискальных вопросах.


Силовики


Прокуратура. Должностные лица прокуратуры (магистраты) представлены как при уголовных, так и гражданских судах. Военной юрисдикции во Франции не существует с 1982 года. При аппеляционных судах имеются магистраты, которым поручено вести дела военных, но они являются гражданскими лицами и по своему статусу ничем не отличаются от остальных прокуроров.

Органы прокурорского надзора представляют собой иерархическую структуру, которая в то же время достаточно децентрализована.

Так, при каждом суде «большой инстанции» существует прокуратура, возглавляемая прокурором Республики, которому помогают один или несколько сотрудников, которые также являются должностными лицами прокуратуры. В крупных судах прокурору Республики помогают один или несколько заместителей. Прокурор Республики несет ответственность за осуществление прокурорского надзора в соответствующем суде.

Прокуратура при каждом апелляционном суде, во Франции их насчитывается 33, называется генеральной прокуратурой, ее возглавляет высокопоставленное в судебной иерархии должностное лицо в ранге генерального прокурора. Ему подчиняются заместители генерального прокурора и помощники (substituts) генерального прокурора. Кроме них, в крупных судах есть также первый заместитель генерального прокурора и первый помощник генерального прокурора.

Генеральный прокурор является главой прокуратуры при апелляционном суде; он также возглавляет прокурорский надзор на территории судебного округа этого же суда, что означает, что он является вышестоящим начальником всех прокуроров Республики и их сотрудников в судах «большой инстанции», расположенных в территориальном округе этого суда.

Также существует генеральная прокуратура при Кассационном суде, возглавляемая генеральным прокурором при Кассационном суде, которому помогают заместители генерального прокурора. Несмотря на то, что генеральный прокурор возглавляет прокуратуру при Кассационном суде, в сферу его прямого подчинения не входят генеральные прокуроры при апелляционных судах, которые подчиняются непосредственно министру юстиции.

Прокуроры наравне с судьями являются полноправными членами судебного корпуса. В Уставе магистратуры подчеркивается, что во «время прохождения службы любое должностное лицо судебного ведомства может быть назначено на должность судьи или на должность прокурора» .

С этой целью все будущие судейские, во Франции это слушатели Национальной школы магистратуры, получают одинаковое образование и по окончании Школы могут выбирать между назначением на должность судьи или прокурора. В дальнейшем, во время прохождения службы, они могут попеременно занимать эти должности.

Статья 35 УПК определяет компетенцию генерального прокурора при апелляционном суде следующим образом: уполномочен следить за соблюдением уголовного законодательства на всей территории судебного округа; ему подчиняются все должностные лица прокуратуры и подконтрольны офицеры и агенты судебной полиции на территории судебного округа данного апелляционного суда; он также имеет право напрямую задействовать полицейские силы.

Что касается прокурора Республики, то на уровне каждого суда большой инстанции он принимает жалобы и декларации о совершении правонарушений и определяет, какой дать им ход (статья 40 УПК).

При этом необходимо учитывать, что системой уголовного судопроизводства во Франции узаконено понятие уместности судебного преследования и у прокуратуры есть возможность или возбудить дело, или не дать ему ход, в противоположность системам, основанным на принципе легальности судебного преследования и делающим это преследование обязательным. Однако прокуратура в любой момент может пересмотреть решение о закрытии дела, при условии, что не истек срок давности.

Что касается взаимодействия органов прокурорского надзора и исполнительной власти, то министр юстиции, согласно закону, уполномочен заявлять генеральному прокурору об известных ему нарушениях уголовного законодательства и предписывать ему возбудить дело, либо обеспечить возбуждение дела, либо передать дело в компетентный судебный орган. Вместе с тем, закон не разрешает министру юстиции накладывать запрет на возбуждение дела: он может обязать прокуратуру начать судебное преследование, но не может запретить ей осуществлять эту прерогативу. Однако на практике прокуроры, учитывая мнение министра юстиции, «по своему выбору» могут не возбуждать нежелательные дела.

Вследствие подчиненности прокуратуры, у министерства юстиции есть возможность, хотя законом это специально не оговаривается, направлять должностным лицам органов прокурорского надзора циркулярные письма об общих направлениях проведения политики в той или иной конкретной области уголовного права.

Личное оружие. Законодательная регламентация обращения, т. е. приобретения, ношения, хранения, пе-ревозки и использования гражданского и служебного оружия во Франции основывается на ряде нормативных актов, а также соответствующих директивах по этим вопросам Евросоюза.

В соответствии с указанной правовой базой общие контрольные функции за обращением оружия возложены на Генеральную инспекцию министерства обороны Франции, а порядок регистрации оружия по категориям и выдача соответствующих разрешений – на местные префектуры, комиссариаты полиции и бригады жандармерии. После вступления в силу декрета от 6 мая 1995 г. ранее существовавший на протяжении нескольких десятилетий заявительный порядок приобретения оружия (декларирование) фактически был упразднен. Были введены жесткие разрешительные нормы, предусматривающие необходимость получения обязательного предварительного разрешения на такую покупку от правоохранительных инстанций.

Декрет разграничил оружие с учетом технических характеристик по категориям, при этом полностью запретив оборот среди частных лиц всех видов автоматического огнестрельного оружия. Было введено запрещение на ношение любых видов личного оружия т. н. «ближнего боя» (пистолеты, револьверы и т. д.), а также боевого холодного оружия (запрещены также к ношению арбалеты, кастеты, ряд видов холодного оружия восточных единоборств). Полностью запрещены к использованию зажигательные, разрывные и бронебойные боеприпасы. В целях обеспечения общественной безопасности все разрешенное огнестрельное оружие при транспортировке должно находиться только в разобранном виде или со специальными предохранительными замками.

Особым пунктом введен запрет на приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия несовершеннолетними (во Франции – лица 21 года), включая газовое и пневматическое и даже т. н. «близкую имитацию» огнестрельного оружия.

Вместе с тем ныне действующие правовые нормы в отношении стрелкового оружия не распространяются на охотничьи и спортивные организации, деятельность которых во Франции и так строго регламентирована, а оружейные и прочие арсеналы и ранее находились под соответствующим контролем.

Декрет не затрагивает также «профессиональные» категории, имеющие право на ношение личного оружия (полиция, жандармерия, военнослужащие и т. п.). Но вышеуказанные лица обладают этим правом только на период выполнения служебных обязанностей, т. к. вопреки широко распространенному мнению во Франции практически отсутствует такое понятие, как «разрешение на ношение личного оружия» без учета крайне редких, исключительных случаев.

При наличии у населения на руках нескольких десятков миллионов единиц стрелкового оружия (только охотничьих ружей зарегистрировано 2 млн. ед.), которое хотя и не находит практического использования в криминальной сфере, – законодательство пришло в конечном итоге к осознанию необходимости жесткой регламентации оборота и использования этого оружия.

Жандармерия. Национальная жандармерия (НЖ) Франции как военизированное полицейское подразделение была создана в 1536 году, свое современное название получила в 1791 году. Структурно Генеральное Управление НЖ входит в состав Министерства обороны и является одним из видов ВС Франции наряду с сухопутными, военно-морскими и военно-воздушными силами. Вместе с тем в своей повседневной работе НЖ также подчиняется МВД (на местах – префекту) и Минюсту. Подразделения НЖ присутствуют на 95% территории Франции.

Основными подразделениями НЖ является департаментская Жандармерия, в задачу которой входит обеспечение общественной безопасности, выполнение военных и административных функций и проведение уголовных расследований, а также мобильная Жандармерия, которая в основном призвана поддерживать порядок во время крупных манифестаций и общественных беспорядков.

Департаментская Жандармерия состоит из 3637 территориальных бригад, расположенных на всей территории Франции из расчета одна бригада на один кантон. Бригада – это базовое подразделение Ж. Помимо этого, в департаментской Ж. есть подразделения, занимающиеся сыскной работой (как правило, это расследование особо тяжких и сложных преступлений), группы наблюдения и вмешательства Ж., которые действуют обычно в наиболее криминогенных точках, а также подразделения дорожной, горной и воздушной жандармерии.

Мобильная Жандармерия состоит из 128 эскадронов. Призванная поддерживать общественный порядок и безопасность, она является основным резервом правительства. Действуя как в самой Франции, так и в заморских департаментах и территориях, она часто используется для поддержки департаментской Ж. В рамках мобильной Ж. действуют 3 специальных элитных подразделения. Первым является группа вмешательства НЖ, которая борется с терроризмом, с актами бандитизма, освобождает заложников, подавляет бунты в местах заключения и т. д. Вторым является парашютный эскадрон вмешательства НЖ – антитеррористическое подразделение, используется для борьбы с бандитизмом и для поддержания общественной безопасности в случаях возникновения массовых беспорядков. Третьим является группа обеспечения безопасности Президента Республики.

Эти три специальных подразделения взаимодействуют с аналогичными подразделениями из других стран в рамках договоров о сотрудничестве.

Всего в НЖ служат 97 769 человек. Из них в Департаментской Жандармерии – 51 113 кадровых военных и 7 775 призывников, а в Мобильной Жандармерии – 16 760 кадровых военных и 253 призывника. Таким образом подавляющее большинство жандармов являются кадровыми военными, которые поступают на службу офицерами или унтер-офицерами. Особо отличившиеся унтер-офицеры впоследствии становятся офицерами.

В НЖ служат около 3 000 офицеров, 79 411 унтер-офицеров, 1 235 административных работников, 13 255 вспомогательных жандармов (проходящих действительную воинскую службу), 1 529 человек гражданского персонала. В распоряжении НЖ имеется 4 250 казарм для проживания личного состава.

Девушки также могут поступать по собственному желанию на действительную воинскую службу в качестве вспомогательных жандармов. Они занимаются исключительно административной и канцелярской работой в штабах и центральных учреждениях жандармерии.

НЖ имеет 5 основных функций: административной полиции (обеспечение общественной безопасности, безопасности на дорогах и т. д. (52,35%); уголовной полиции (36,14%); военные функции (5,74%); помощь различным министерствам (3,53%); перевозка заключенных и констатация несчастных случаев (2,24%).

Службы НЖ работают в тесном контакте с населением. 40% их деятельности приходится на защиту граждан и их собственности.

Около 90% убийств и 60% вооруженных грабежей раскрываются подразделениями НЖ. В 1987 году был создан Институт криминалистики НЖ.

В мирное время военные функции НЖ сводятся к защите стратегически важных объектов. НЖ осуществляет контроль за хранением ядерного оружия и его перевозкой, в случае необходимости участвует в мобилизационных мероприятиях, сопровождает французские войска, расположенные заграницей или участвующие в операциях вне территории Франции (полевая Жандармерия), а также по просьбе ООН принимает участие в миротворческих операциях.

В случае начала войны личный состав НЖ может быть удвоен путем мобилизации резервистов. В настоящее время НЖ является одной из самых эффективных служб правоохранительной системы Франции, которая занимается практически всем комплексом проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности. Сегодня ставится вопрос о более эффективном распределении личного состава НЖ в зависимости от сложности криминогенной обстановки в том или ином департаменте Франции.

Научно-техническая полиция. Организационно входит в качестве подуправления в центральную дирекцию уголовной полиции, занимает центр площадью в 7000 кв. м. расположившийся в Экюйи под Лионом.

Было принято решение о массовой подготовке кадров (порядка 2000 специалистов) и направлении их для работы в комиссариаты полиции на местах, для чего центр полностью оборудован учебными манекенами и техникой, используемой при криминалистическом анализе места происшествия. Именно он осуществляет задачи по подготовке специалистов, координации работы с региональными центрами научной и технической полиции, а также по централизации различных баз данных. В числе прочих в нем размещаются следующие службы:

Лаборатория анализа и обработки сигнала считается сегодня мировым лидером по исследованию индивидуальных голосовых особенностей. В лаборатории собраны специалисты по акустике, информатике и прикладной математике.

Автоматизированная картотека дактилоскопических отпечатков – её база данных содержит сведения более чем о 800 000 человек и продолжает регулярно пополняться полицией и жандармерией. Поставлена цель предоставить возможность доступа в неё всем региональным подразделениям, чтобы использовать все её данные при разработке подавляющего большинства правонарушений. Полиция получает безотказный инструмент идентификации личности: в 1996 году зарегистрировано свыше 22 400 случаев присвоения чужой личности и 2 356 идентификаций следов отпечатков пальцев. Около 2 млн. дактилоскопических карточек ручной картотеки, собираемой с 1945 года, переносится в информационную систему на электронные носители.

Отдел анализа и опознания шрифтов – система содержит 5 тыс. регулярно обновляемых характеристик шрифтов, полученных у производителей пишущих машинок, и используется при анализе документов. Коэффициент идентификации с её помощью близок к 80%. В 1996 году с помощью системы PARC было проанализировано 146 дел как по терроризму, так и общих уголовных, а также связанных с индентификацией анонимных посланий.

С открытием Лионского национального центра научно-техническая полиция МВД Франции получила самое современное оснащение и квалифицированных специалистов и после многолетнего отставания от соседних европейских стран имеет потенциал, чтобы выйти на самые передовые позиции.

Легионеры. Иностранный легион в течение последних 150 лет являлся единственным полностью профессиональным подразделением сухопутных сил Франции. Однако в связи с проводимой ныне реформой в вооруженных силах страны, в результате которой к 2002 году все французские вооруженные силы должны стать профессиональными, эта особенность Иностранного легиона теряет свою исключительность.

Выступая в июне 1998 г. в Лилле на 25 конгрессе Федерации ветеранов Иностранного легиона, командующий легионом дивизионный генерал Кристиан Пикмаль высказал по этому поводу свое беспокойство. Несмотря на то, что Легион по-прежнему является ценным и необходимым средством в руках политических сил страны в силу своей постоянной готовности и профессионализма, он будет сокращен к 2002 году на 800 человек, что составляет 10% личного состава. Сегодня в Легионе служит 8.600 человек.

Одновременно с этим Легион должен будет сократить свое представительство в заморских департаментах и территориях, например уменьшить наполовину свой контингент в Полинезии, где он обеспечивает безопасность мест проведения ядерных испытаний.

Реформа подталкивает командование Легиона к набору гражданских лиц, увеличению процента командного звена, создав дополнительно 300 должностей младшего офицерского состава. Это достаточно сложно, так как Легион сам готовит младший состав и набирает его не из военных школ, а из своих рядов. Тем более, что две трети состава Легиона являются иностранцами, представляющими около 138 народностей и национальностей. На сегодняшний день каждые 2 легионера из 5 являются гражданами стран Восточной Европы. До этого в основном это были выходцы из Азии или Африки. Сейчас здесь много россиян, представителей стран СНГ. Общее число зачисленных в Легион россиян установить сложно, многие приезжают под вымышленными именами и с краденными документами. Называются разные данные, например, до 100 человек.

Контракт заключается, как правило, на 5 лет. По истечении 10 месяцев он может быть прерван как новобранцем, так и командованием. После 5 лет успешной службы иностранец может получить французское гражданство. Рядовой Легиона получает в месяц во Франции эквивалент во франках равный одной тысяче американских долларов, за операции за рубежом до 4 тыс. долл.

Проблем с набором у Легиона нет, конкурс составляет 8 человек на одно место. Однако в связи с тем, что, согласно реформе, в будущей профессиональной армии любое подразделение должно находиться в постоянной готовности к немедленной переброске в горячие точки, то, по мнению К.Пикмаля, эти изменения ставят под сомнение специфику Легиона, который с момента своего создания в 1831 г. участвовал в сотнях различных боевых операциях за границами Франции. Только с 1990 г. Легион провел десятки операций за рубежом, в частности, в республиках бывшей Югославии, Персидском заливе, Кампучии, а также в Руанде, Сомали, Чаде, Габоне и Конго.

Ветераны считают, что в этих условиях, чтобы Легиону выжить, ему остается одно – быть самым эффективным.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты