Конституция Российской Федерации в системе правовых норм

Конституция Российской Федерации в системе правовых норм

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

1.1. Понятие форм (источников) права

1.2. Виды форм (источников) права

2. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ ТЕОРИИ

2.1. Конституция и государство

2.2. Определение конституции и ее содержание

2.3. Конституция Российской Федерации: особенности, свойства, функции, структура. Прямое действие конституции

3. КОНСТИТУЦИЯ РФ КАК ИСТОЧНИК РОССИЙСКОГО ПРАВА

3.1. Конституции в федеративном государстве

3.2. Охрана конституции и принцип верховенства конституции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список источников и литературы



ВВЕДЕНИЕ


В последние годы в нашей стране заметно возросло значение юридических знаний, повысился престиж профессиональной юридической деятельности. Обществу удалось, наконец, преодолеть скептическое отношение к правовым ценностям. Все больше осознается необходимость установления и поддержания режима законности, важность закона в жизни людей и государства, приоритетность прав и свобод личности и обязанность государства обеспечить их охрану и защиту. Проводимые в нашей стране коренные преобразования в различных сферах опираются (должны опираться) на соответствующую законодательную базу. Ее ядро составляет Конституция РФ. Знание основополагающих конституционных принципов, содержания закрепленных прав и свобод человека и гражданина, организации государственной власти, в том числе разграничения полномочий между ветвями власти и взаимоотношений между ними, необходимо для правильной ориентации в государственно-правовой жизни нашей страны.

Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.

Прочность конституционного строя в решающей степени зависит от соблюдения конституции и прямо пропорциональна законопослушности граждан. Однако в любом обществе есть люди и организации, цели и деятельность которых представляют угрозу для конституции. Угроза также исходит от превышения полномочий или злоупотребления со стороны должностных лиц или органов государства – главы государства, парламента, правительства. Нарушения конституции опасны тем, что разрушают фундамент государственности и веру людей в незыблемость конституционных порядков. А это порождает смуту и хаос, опасность государственных переворотов, ущемления прав человека.

Актуальность данной темы, наряду с вышеуказанными обстоятельствами, подтверждают следующие аспекты: во-первых, одним из принципов организации и функционирования правового государства является верховенство конституции в системе нормативных актов; во-вторых, ее прямое, непосредственное действие, а также спецификой предмета регулирования (образует основу устройства общества и государства, устанавливает содержание и гарантии прав человека).

Объектом исследования выступают конституционно-правововые отношения. Предмет исследования – Конституция Российской Федерации в системе правовых норм.

Таким образом, главная цель исследования – изучение принципа верховенства конституции, выступающей источником российского права.

Задачи исследования:

1. Изучить признаки и формы (источники) отечественного права.

2. Провести анализ принципа верховенства Конституции РФ.

3. Проанализировать роль и место конституции в федеративном государстве.

Методологической базой данной исследовательской работы являются: логический метод; исторический метод; сравнительно-правовой метод; метод наблюдения;

Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых-юристов: д.ю.н. проф. Д.Н. Бахраха, д.ю.н. проф. Б.В. Россинского, к.ю.н. И.С. Викторова, Е.М. Цыгановой, А.П. Вершинина и др. Также при написании работы использовались Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Федеральные Законы, Уголовный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс, литература юристов-теоретиков, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати.



1. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

1.1 Понятие форм (источников) права


Право реально существует и функционирует в определенных формах, т.е. оно имеет свое внешнее выражение. Это его внешнее выражение в отечественной и зарубежной юридической литературе называют по-разному: формой или формами права, источниками или одновременно формами и источниками права. В настоящей работе «форма права» будет рассматриваться как синоним «источника права». Рассмотрим само понятие «форма» с точки зрения философии и теории права. Во-первых, форма - одна из центральных и сложнейших категорий философии, во-вторых, форма предполагает наличие содержания. В-третьих, понятие формы права отличается от общефилософского его понятия. Форма в философском понимании есть способ существования, выражения и преобразования определенного содержания [21. с. 128 - 136].

В праве категория «форма» выступает в двух значениях:

а) правовая форма;

б) форма самого права.

Правовая юридическая форма — это вся правовая реальность, которая известна на данный момент общественного развития. Смысловая нагрузка данного понятия охватывает правовые явления, опосредующие существующие (экономические, политические, бытовые и иные) фактические отношения. Оно наиболее приемлемо при раскрытии связи права (правового явления) с иными социальными образованиями, процессами и отношениями.

Форма права - это форма права как самостоятельного явления, которая отражает лишь внешнее проявление его содержания, соотносится только с последним. Ведущая ее роль связана с упорядочением содержания права, обогащением его свойствами государственно-властного характера.

Различают внешнюю и внутреннюю формы права. Внутренняя форма права отражает его структуру и связи. Она включает систему права, все ее горизонтальные и вертикальные субординационные (соподчиненные) элементы. Например, если взять публичное право, то к внутренним элементам следует отнести формальную определенность; четкую закрепленность меры свободы; границы и масштабы поведения в пределах конкретной нормы; иерархическое положение последней в системе права; иные аспекты устройства права как системы и т.д. Все это, взятое в системе, следует считать внутренней формой права.

Относительно внешней формы права можно сказать, что ее раскрытие предполагает установление способов, с помощью которых определенными общественными силами, представляющими большинство общества, или экономически могущественное его меньшинство, или военную бюрократию и т.п., провозглашается, утверждается форма выражения правовых норм. Можно сказать и более кратко. Внешняя форма права - это объективные правила поведения, общеобязательные в данном обществе.

С момента своего возникновения право всегда воплощается в определенные формы, оно было и остается формализованным. Следовательно, форма права — это способ внешнего выражения государством юридических правил поведения. Следует напомнить о необходимости отличать внешнюю форму права от внешней формы выражения законодательства [21. с. 128 - 136].

В теории права широко известно понятие «источник права», с помощью которого раскрываются факторы, способные вызвать к жизни и обусловить правовые нормы. Термин «источник права» в юриспруденции известен со времен Тита Ливия, который Законы ХП Таблиц называл источником публичного и частного права. Термин «источник» в данном случае подразумевает могучую систему корней, из которых развивалось пышное и жизнестойкое дерево римского права. В настоящее время под источником права понимается совокупность политико-юридических обстоятельств, обусловивших появление и функционирование права.

Отдельные авторы источником права называют вообще «обстоятельства, питающие появление и действие права»[1]. В этой связи выделяют:

1) источник права в материальном смысле;

2) источник права в идеальном смысле;

3) источник права в юридическом (формальном) смысле.

Источник права в материальном смысле - это развивающиеся общественные отношения. Под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание. Источники в юридическом смысле состоят из различных форм (способов) выражения, объективизации правовых норм.

Особое развитие идея множественности значения понятия формы получила у Г.Ф. Шершеневича. Он писал, что «различные формы, в которых выражается право, носят издавна название источников права» и считается этот термин «малопригодным ввиду своей многозначности»[2]. Аргументируя свою позицию, он приводил целую классификацию разночтения термина «источник права». Дискуссии о форме права за последние двести лет не изменились. Сторонники психологической школы предложили различать объективную и интуитивную формы права. В ХVП-ХIХ вв. наблюдается усиление дискуссии о соотношении естественного и позитивного (законодательного) права. В XX веке естественноправовая доктрина приобрела форму концепции о правах и свободах человека [10. с. 77 - 82].

Форма становится единой для всех сфер права - объективированное закрепление получают все правила поведения в актах и иных источниках. Она в идеале характеризуется рядом особенностей. Ими являются:

- обусловленность существующим социально-экономическим базисом;

- обслуживание политической власти;

- подчинение интересам народа;

- утверждение принципа приоритета правового закона;

- наличие демократических процедур подготовки и прохождения нормативных актов в правотворческом процессе.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «источник права» - это синоним понятия формы права, поэтому чаще всего в теории права эти два синонима используются в единcтве: «форма (источник) права».

На основе сказанного изучаются виды источников или форм права. Понятие «источник (форма) права» имеет также и информационное значение. Например, с помощью этого понятия определяется направление поиска необходимого правила поведения для руководства им, применения его и т.д.


1.2 Виды форм (источников) права


Древней или первой формой (источником) права считается правовой обычай. Примерами таких источников могут служить Салическая правда у германцев, Русская и Польская правда у славян, Компиляции Юстиниана на Востоке. Обычное право свои истоки берет из обычаев, которые складывались тысячелетиями, закрепляя полезный опыт человечества. Примерами обычаев могут служить так называемые левират и сугорат, т.е. обязанность брата поддерживать вдову умершего брата вплоть до женитьбы на ней, обязанность сестры умершей жены заменить ее. Безусловно, такие обычаи имели экономические, социальные и культурно-этические предпосылки. До настоящего времени у многих народов Северного Кавказа, Италии, Испании, Латинской Америки, Ближнего Востока значительное число вопросов, связанных с брачно-семейными отношениями, наследованием, межличностными, межродовыми и межплеменными тяжбами, решается на основе обычаев. Основной поддержкой обычаям служит этническая культура или этнокультурная сфера[3].

Таким образом, обычное право берет свои истоки из обычаев и состоит из тех образцов поведения, которые выдерживают испытание временем и получают признание человечества как полезный опыт. Со временем, правовой обычай вытесняется иными, более совершенными формами права, прежде всего, нормативно-правовыми актами. Нормативно-правовой акт содержит в себе нормы (правила поведения), установленные или признанные государством. Неотвратимость их функционирования гарантирована государственным принуждением. Следует отметить, что понятие «акт» в теории права употребляется в двояком смысле[4]: акт как действие и акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, документ. В этом смысле нормативно-правовой акт и обозначается как источник права.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты