Конвоирование осужденных к лишению свободы (содержание, правовое регулирование, проблемы совершенствования)

Так, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. №805 "О сокращении численности внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 26 сентября 1995 г. постановило Министерству внутренних дел Российской Федерации:

завершить в установленном порядке до 1 января 1997 г. поэтапную передачу внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации функций по охране учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и их объектов;

обеспечить переход в установленном порядке военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, из внутренних войск в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы на должности рядового и начальствующего состава с сохранением за ними ранее получаемых должностных окладов на время их службы в этих должностях, если эти оклады были выше окладов по вновь занимаемым должностям, до очередного повышения (индексации) окладов по штатной должности;

осуществить разграничение компетенции внутренних войск и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по конвоированию осужденных.

С 1 января 1997 г. установлен норматив численности персонала учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, необходимого для выполнения функций по охране учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, их объектов и конвоированию осужденных, 16 процентов от среднегодовой численности осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях.

Отметим, что Указом Президента РФ от 17 сентября 1998 г. №1116 функция конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, с 1 января 1999 г. возложена на специальные подразделения уголовно-исполнительной системы ФСИН России[28].

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. численность специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы ФСИН России установлена в количестве 23220 единиц за счет передачи учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы соответствующей численности воинских частей и подразделений внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполнявших функцию конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу[29].

На специальные подразделения по конвоированию уголовно-исполнительной системы распространено действие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регулировавших деятельность учреждений, органов, предприятий и подразделений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также внутренних войск, в части, их касающейся.

За военнослужащими внутренних войск, проходившими военную службу по контракту и перешедшими в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы на должности рядового и начальствующего состава, сохранены на время их службы в этих должностях ранее получаемые должностные оклады, если эти оклады были выше окладов по вновь занимаемым должностям, до очередного повышения (индексации) окладов по штатным должностям.

Указанным лицам время их военной службы засчитывается в стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных для лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы.

Проблемам кадрового потенциала в органах уголовно-исполнительной системы немалое внимание уделяется и в научной среде. Научные круги и общественность за последние годы довольно часто обсуждали и продолжают обсуждать вопросы улучшения функционирования уголовно-исполнительной системы, гуманизации наказаний, проведения специальных мер, которые приводят к "юридическому исправлению" осужденных, с тем чтобы после выхода на свободу эти люди больше не привлекались к уголовной ответственности. Одной из важных проблем, которые поднимаются на страницах специальных и ведомственных изданий, является улучшение профессиональной подготовки кадров, направляемых на работу в учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС) [30].

Так, В.У. Ялунин считает, что 1999 г. был "переломным" в качественном функционировании УИС России. Проблема улучшения подготовки кадров считается одной из главных для этой системы[31].

А.И. Зубков высказал свое понимание проблемы подготовки кадров для УИС России в докладе "Современные требования к подготовке кадров для уголовно-исполнительной системы в условиях ее реформирования". Докладчик доказывал необходимость развития разноуровневой профессиональной подготовки для ФСИН, так как не везде требуются специалисты с высшим образованием. Необходимо расширение сети средних специальных учебных учреждений, краткосрочных курсов для некоторых категорий сотрудников УИС[32].

С.Н. Пономарев положительно оценивает передачу УИС из сферы МВД в ФСИН. Однако, несмотря на заметное увеличение количества выпускников специальных учебных заведений для УИС, наблюдается большой дефицит кадров в ведомстве. Это объясняется недостаточным материальным обеспечением сотрудников, их психологической неподготовленностью к сложным условиям тюремных учреждений. Необходимо, видимо, для целей полного укомплектования персонала тюрем и колоний России привлекать лиц, закончивших гражданские вузы и колледжи[33].

Очевидно, что в настоящий момент отмечается резкая нехватка квалифицированных кадров для УИС, ее подразделений по охране и конвоированию осужденных[34]. Как представляется, необходимо разработать меры по повышению эффективности по подготовке выпускников, а также системы подготовки и переподготовки кадров для учреждений, исполняющих наказания. Одной из важных задач является изучение международного опыта воздействия на различные категории осужденных.

Необходимо улучшить организацию и содержание образовательного процесса учебных заведениях ФСИН России. Это, прежде всего, повышение уровня профессиональной подготовки обучаемых, повышение квалификации научно-педагогических кадров института. Важная роль в решении таких задач принадлежит международному сотрудничеству, которое необходимо расширять.

Необходим обмен учебной и научной литературой, программами по учебным предметам, взаимное рецензирование научных работ, а также обмен преподавателями, студентами и курсантами, сотрудниками тюремных служб.

Необходимо также улучшить отбор кандидатов в учебные заведения ФСИН России. Следует расширять сеть специализированных классов общеобразовательных школ с льготами при конкурсном отборе.

 

3.2 Материально-технические особенности и проблемы обеспечения конвоирования осужденных к лишению свободы


Кратко остановимся на основных актах нормативно-правовой регламентации материально-технического обеспечения охраны и конвоирования осужденных к лишению свободы.

"1) Когда осужденные направляются в место их заключения или переводятся из одного места заключения в другое, их следует в максимальной степени укрывать от посторонних взглядов и принимать все меры для того, чтобы защитить их от оскорблений, проявлений любопытства и любых видов огласки.

2) Перевозка осужденных в условиях недостаточной вентиляции или освещения, или же в любых других физически излишне тяжелых условиях подлежит запрещению.

3) Осужденные переводятся за счет управления, причем их транспорт должен осуществляться в одинаковых для всех условиях"[35].

Приведенная цитата из нормативного акта международного права, к сожалению, не всегда соблюдается в условиях российской действительности. И часто причиной тому служат финансовые и иные материальны затруднения, испытываемые в настоящее время уголовно-исполнительной системой России. По сообщениям бывших осужденных можно сделать вывод, что условия этапирования не соответствуют требованиям МСП. При этом нарушаются не только международные стандарты, но и российское законодательство, положения которого соответствуют МСП (ст.73 УИК РФ "Места отбывания лишения свободы"). Статья оговаривает принципы распределения осужденных по исправительным учреждениям, а статья 76 УИК РФ "Перемещение осужденных к местам лишения свободы" регламентирует порядок и условия перемещения.

Нарушения требований МСП в части перемещения осужденных в значительной мере вызваны отсутствием необходимых экономических возможностей и, как следствие не хватает средств на перевозку, питание, существует недостаток спецмашин. В соответствии со статьей 73 (п.1) УИК РФ "осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены". Введение в действие этого положения позволяет уменьшить влияние обозначенных факторов, поскольку расстояния, на которые перемещаются осужденные, сокращаются[36].

Применение этого положения также означает, что длительность этапа для большинства осужденных заметно сократилась, но его условия не изменились. Характерно, что в представлении осужденных сокращение времени пути искупает тяжелые условия перевозки - осужденные считают их "терпимыми".

При этом российское законодательство позволяет "при отсутствии по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на территории данного субъекта Российской Федерации, либо по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации" (ч.2 ст.73 УИК РФ). Но поскольку колонии зачастую переполнены, женские колонии, колонии строго режима и колонии для отбывающих пожизненное заключение есть далеко не в каждом регионе РФ, значительное число осужденных продолжает этапироваться на большие расстояния (до 1000 км и более).

Условия перевозки при этом не меняются, фактически являясь пыточными[37].

Переполненность следственных изоляторов и недостаточное количество специального транспорта (так, по данным ГУФСИН, "на 1 января 2000 г. для организации и обеспечения перевозок осужденных под стражу, в оперативном использовании УИС находится 190 спецвагонов при норме 211 единиц и 473 специальных автомобиля при норме 735 единиц") [38], приводят к тому, что служба конвоирования превышает лимит загруженности транспорта в два, три и более раз.

Поэтому перевозка осужденных в РФ практически всегда осуществляется в условиях недостаточной вентиляции, освещения и тесноты.

Перечень чрезмерно тяжелых условий перевозки осужденных разнообразен. В докладе по Ростовской области (при этом отметим, что именно из этого региона получены данные о наиболее жестоких условиях конвоирования осужденных) представлена наиболее полная картина всех встречающихся нарушений[39].

Положение МСП, которое предписывает "в максимальной степени укрывать осужденных от посторонних взглядов и принимать все меры для того, чтобы защитить их от оскорблений, проявлений любопытства и любых видов огласки", представлено в соответствующих нормативных правовых актах Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), оговаривающих порядок перемещения осужденных в спецавтомобилях и спецвагонах, обустроенных таким образом, что осужденные максимально укрыты от посторонних взглядов. В случае, когда возникает необходимость этапировать заключенного самолетом, это правило не всегда выполняется. Выделение средств на организацию особого рейса руководителями ГУФСИН признается нерациональным: "имеется ряд примеров, когда… даются указания на места о назначении особых караулов для авиационной перевозки одного осужденного по таким длинным маршрутам, как Магадан - Москва - Санкт-Петербург… необходимо всем службам более тщательно планировать организацию перевозок спецконтингента, сквозные и особые караулы должны планироваться только в экстренных случаях, так как их назначение ведет к нерациональному расходованию денежных средств"[40]. Поэтому перевозка осужденных самолетом зачастую осуществляется обычным рейсом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты