Конвоирование осужденных к лишению свободы (содержание, правовое регулирование, проблемы совершенствования)

Последний пункт положения МСП, касающегося перевозки осужденных, рекомендует перевозить осужденных за счет управления, причем их транспорт должен осуществляться в одинаковых для всех условиях. В Российской Федерации этот пункт положения соблюдается неукоснительно. Проблема в том, что условия перемещения осужденных в большинстве случаев противоречат как российскому, так и международному законодательствам[41].

Тем не менее, указанные проблемы материально-технического обеспечения подразделений охраны и конвоирования осужденных государство пытается по возможности решить. Так, в соответствии с ранее упоминавшимся Постановлением Правительства России от 5 апреля 1999 г. указано:

Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации - передать в установленном порядке из внутренних войск в уголовно-исполнительную систему оружие, боеприпасы, специальные средства, транспорт, средства охраны и связи, в том числе стационарно установленные в военных городках и на специальных автомобилях, учебно-материальную базу и иное имущество, а также служебную документацию, необходимые для выполнения функции конвоирования осужденных и лиц, осужденных под стражу.

Министерству путей сообщения Российской Федерации - определить совместно с Министерством юстиции Российской Федерации порядок и условия предоставления учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы специальных вагонов для перевозки осужденных и лиц, осужденных под стражу, выделения на железнодорожных станциях оборудованных мест отстоя специальных вагонов, мест посадки в них и высадки из них конвоируемых лиц.

Министерству транспорта Российской Федерации и Федеральной авиационной службе России - оказывать содействие Министерству юстиции Российской Федерации в предоставлении учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы плавучих средств (судов) и воздушных судов для перевозки осужденных и лиц, осужденных под стражу.

Министерству государственного имущества Российской Федерации - обеспечить в установленном порядке закрепление за учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы находящегося в федеральной собственности имущества внутренних войск, высвобождаемого в связи с прекращением выполнения ими функции конвоирования осужденных и лиц, осужденных под стражу.

Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета - предусматривать ежегодно выделение бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий, связанных с выполнением учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы функции конвоирования осужденных и лиц, осужденных под стражу.

Таким образом, система мер нормативно-правовой регламентации конвоирования осужденных к лишению свободы включает в себя, прежде всего регламентацию кадрового и материально-технического обеспечения рассматриваемых мер. Проблема, как всегда, - в их исполнении, материально-технической и финансовой, а также кадровой необеспеченности системы исполнения наказаний. Недостаток средств не дает возможности обеспечить условия содержания осужденных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и норм международного права.

Необходимо сказать, что, таким образом, обеспечение прав и свобод осужденных к лишению свободы и подвергнутых конвоированию во многом будет зависеть и от общего состояния экономики государства, сильной и независимой власти, уровня общей, профессиональной и правовой культуры населения.


Заключение


Конвоирование осужденных к лишению свободы имеет большое значение не только при практическом применения норм уголовно-исполнительного законодательства в исполнении наказаний, но и в свете соблюдения норм международного законодательства об обращении с заключенными.

Интеграция России в международное сообщество, декларация приоритета общечеловеческих ценностей и закрепление их в Конституции Российской Федерации потребовали нового подхода к организации и содержанию социальной политики государства. Известно, что российская государственная социальная политика включает, наряду с другими направлениями, цели и задачи социальной политики в отношении осужденных к различным видам наказаний. Эти проблемы являются составной частью уголовно-исполнительной политики нашего государства.

Несмотря на то, что Россия не может и не должна копировать модели социальной политики других стран в отношении осужденных, мировой опыт в этой области - один из важнейших источников новых немаловажных идей. Обмен опытом в социальной сфере исполнения наказаний является неотъемлемой частью международного пенитенциарного сотрудничества, в том числе и в области социального обеспечения осужденных к лишению свободы.

Следует отметить, что действующее в нашей стране уголовно-исполнительное законодательство в целом соответствует требованиям, сформулированным в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и в других международных пактах, а в ряде случаев оно значительно прогрессивнее. Это прежде всего относится к образованию и профессиональной подготовке осужденных.

Вместе с тем при решении вопросов приведения уголовно-исполнительного законодательства в соответствие с международно-правовыми актами необходимо учитывать, что международные акты не являются нормативными актами прямого действия, они соответствующим образом должны быть трансформированы в уголовно-исполнительном законодательстве.

Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 года №1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" уголовно-исполнительная система была передана в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, кроме того, предусматривалось ее поэтапное реформирование с целью решения проблем соблюдения прав человека в местах лишения свободы.

Несмотря на то, что процесс передачи уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции Российской Федерации не потребовал дополнительных затрат средств федерального бюджета, ситуация, в которой вынуждены строить свою работу организации уголовно-исполнительной системы, остается крайне сложной.

О критическом положении в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации неоднократно говорилось в постановлениях Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, где указывалось, что недостаток средств не дает возможности обеспечить условия содержания осужденных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и норм международного права. Было также отмечено, что обязательства, данные при вступлении России в Совет Европы, по безотлагательному улучшению условий содержания осужденных в тюрьмах и охране их прав в период отбывания наказания, в том числе прав трудовых и социальных, не выполняются.

В октябре 1998 года Коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, правозащитных организаций, рассмотрев положение с соблюдением законов о медицинском обеспечении осужденных, отметила, что уровень медицинского обслуживания в учреждениях уголовно-исполнительной системы не гарантирует лицам, лишенным свободы, реализацию конституционного права на получение медицинской помощи, охрану здоровья и жизни. Здесь же было отмечено, что в исправительных колониях не созданы условия содержания, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам и международным стандартам, которые наша страна обязалась соблюдать, ощущается острая нехватка лекарств и продуктов питания.

Положения концепции реформирования уголовно-исполнительной системы, которая рассмотрена и в основном одобрена Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации (заключение от 20 августа 1999 года №23), а также коллегией ФСИН России, направлены прежде всего на наиболее полное обеспечение прав и законных интересов осужденных и приведение процесса исполнения наказаний в соответствие с международными нормами и стандартами, повышение социальной эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы. Концепцией реформирования УИС Российской Федерации предусматривается прежде всего создание условий и порядка исполнения наказаний, обеспечивающих социально-правовую защиту осужденных, обеспечение их конституционных прав в период отбывания наказания, в том числе трудовых и социальных прав, а также обеспечение необходимых условий для внедрения в практику УИС зарубежного опыта пенитенциарной деятельности и требований международных стандартов.

Безусловно, опыт международного пенитенциарного сотрудничества в области социального обеспечения осужденных к лишению свободы представляет определенный профессиональный интерес. Тем более что именно на основании норм основных международных документов будут и в дальнейшем определяться основные направления социальной политики в отношении осужденных к лишению свободы в России.

Отметим, однако, и положительные тенденции в рассмотренной теме. Например, в системе исполнения наказаний в настоящее время очень результативно решается проблема кадров, и если в 2004 г. на службу было принято 29 тыс. новых сотрудников, то уже скоро прием сотрудников будет осуществляться только по конкурсу

Что касается иных вопросов конвоирования осужденных, то следует отметить, что решение многих проблемных вопросов в рассмотренной сфере будет зависеть не только от полноты и объема финансирования уголовно-исполнительной системы России, но и от степени разработанности нормативно-правовых актов, которые будут регламентировать дальнейшую деятельность спецподразделений по конвоированию ФСИН России. Ведь при отсутствии нормальной правовой базы соответствующего подразделения УИС даже при наличии высококвалифицированного персонала справиться с поставленными задачами будет трудно.

Следовательно, наличие правовой защищенности и технической оснащенности учреждений исполнений наказания, решение вопросов конвоирования осужденных зависит, в том числе, и от здоровой экономики и сильного независимого государства.


Библиографический список


Нормативно-правовые акты:

1.     Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2000.

2.     Первая Советская Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 г.

3.     Уголовный кодекс 1922 г.

4.     Уголовный кодекс Российской Федерации.

5.     Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

6.     Исправительно-трудовой кодекс (ИТК) РСФСР, 16 октября 1924 г.

7.     Исправительно-трудовой кодекс, 1 августа 1933 г.

8.     Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

9.     Федеральный закон от 8 января 1997 г. "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации".

10. Федеральный закон от 20 июня 2000 г. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".

11. Полный свод законов Российской Империи. С. - Пб., 1911.

12. Указ Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 1100

13. Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. № 904

14. Указ Президента РФ от 17 сентября 1998 г. №1116 "О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. №38. Ст.4784.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты