Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые милицией

1.3 Меры, принимаемые органами внутренних дел, по обеспечению паспортно-регистрационной системы


Паспортно-регистрационная система является одним из эффективных средств, используемых в целях охраны общественного порядка, обеспечения государственной и общественной безопасности, борьбы с различными правонарушениями. Для достижения этих целей органы внутренних дел осуществляют следующие основные функции: оформление регистрации и снятие граждан с регистрационного учета; ведение адресно-справочной работы; осуществление контроля за соблюдением гражданами, должностными и юридическими лицами законодательства, регулирующего передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, а также законодательных и иных нормативных актов о регистрационном учете населения; решение правоохранительных задач при осуществлении регистрации и снятии граждан с регистрационного учета; учет при регистрации лиц, имеющих судимость; информирование населения о принятых правовых актах, касающихся регистрационного учета граждан.[18]

Важнейшей функцией органов внутренних дел, как считает А.П. Алегин, является осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, а также, законодательных и иных нормативных актов о регистрационном учете населения.[19]

Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил паспортно-регистрационной системы как один из видов административной деятельности органов внутренних дел осуществляется преимущественно гласными методами. Однако некоторые специфические возможности рассматриваемой системы активно используются в деятельности оперативно-розыскных аппаратов милиции.

Деятельность органов внутренних дел по контролю за соблюдением паспортно-регистрационных правил, осуществляемая при сочетании гласных и негласных методов, представляет собой совокупность организационных и практических мероприятий, направленных на выполнение требований паспортно-регистрационной системы. В процессе реализации этих мероприятий предупреждаются правонарушения лиц, проживающих без документов или без регистрации, а также лиц, в прошлом совершивших преступления; выявляются лица, подозреваемые в совершении преступлений и скрывающиеся от органов правосудия либо проживающие по подложным или поддельным документам; производится розыск конкретных, известных органам внутренних дел и безопасности лиц, совершивших преступления, и т.д.

Организационные и практические мероприятия по осуществлению контроля за соблюдением установленных правил паспортно-регистрационной системы органы внутренних дел реализуют в тесном взаимодействии с местными подразделениями Федеральной миграционной службы, органами безопасности, прокуратуры, учреждениями государственной статистики, военными комиссариатами, жилищно-эксплуатационными организациями и общественностью, а в пограничных зонах - также с подразделениями и частями органов пограничной службы.[20]

Такое взаимодействие, осуществляемое в самых разнообразных формах (например, совместного планирования и участия в реализации практических мероприятий, обмена опытом), несомненно, позволяет не только успешно решать многие узкоспецифические задачи Федеральной миграционной службы, других правоохранительных и иных государственных органов, но и в целом способствует укреплению правопорядка и, следовательно, паспортно-регистрационного режима в стране.

Непосредственное обеспечение контроля за соблюдением паспортно-регистрационных правил возлагается на руководителей подразделений паспортно-визовой службы органов внутренних дел, которые анализируют правоприменительную практику; обеспечивают планирование, сбор и анализ практики применения данных правил; разрабатывают предложения по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений в жилищной сфере; контролируют выполнение участковыми инспекторами милиции функциональных обязанностей по рассматриваемой линии работы; проводят инструктажи и совещания с личным составом органов внутренних дел и лицами, ответственными за регистрацию; ведут разъяснительную работу среди населения.

В практическом решении возложенных на органы внутренних дел задач по контролю за соблюдением паспортно-регистрационных правил важная роль принадлежит участковым уполномоченным милиции, которые несут полную ответственность за состояние паспортно-регистрационного режима на обслуживаемых участках. В своей работе они опираются на помощь внештатных сотрудников милиции, добровольных народных дружин, общественных пунктов охраны порядка, уличных, домовых комитетов и других сил общественности.

Контроль за соблюдением паспортно-регистрационных правил, осуществляемый органами внутренних дел, занимает важное место в обеспечении паспортно-регистрационной системы. Его основное назначение состоит в выявлении нарушений правовых норм, регламентирующих рассматриваемую систему. Однако следует иметь в виду, что в процессе такого контроля выявляются лица, ведущие антиобщественный образ жизни, совершающие хулиганские действия в квартирах и т.п. Своевременное выявление таких лиц позволяет принять в отношении их необходимые меры и тем самым нередко исключить возможность совершения ими более серьезных противоправных деяний. Следовательно, контроль за соблюдением паспортно-регистрационного режима одновременно имеет большое значение и в профилактике иных, не связанных с паспортными правилами правонарушений, в том числе преступлений.

Основным методом осуществления данного контроля являются проверки, которые проводятся в соответствии с планами работы соответствующих органов внутренних дел. В ходе проведения таких проверок обращается внимание на места возможного нахождения нарушителей паспортно-регистрационного режима в жилом секторе; выявляются и берутся на учет владельцы домов и квартир, систематически сдающие жилую площадь лицам сомнительного поведения; проводятся обходы нежилых помещений (подвалов, котельных, чердаков, сараев и т.п.), которые могут использоваться для проживания нарушителями паспортно-регистрационных правил. Подобные проверки в жилом секторе с согласия граждан разрешается производить в период с 6 до 22 часов местного времени при наличии достоверных данных о нарушении паспортно-регистрационных правил.[21]

Осуществляя контроль за работой должностных лиц, ответственных за регистрацию, по мнению О.А.Бойченко, сотрудники органов внутренних дел проверяют своевременность и правильность регистрации и снятия с регистрационного учета в домоуправлениях, общежитиях, гостиницах, домах отдыха, санаториях, пансионатах.[22] Эти проверки необходимо проводить особенно тщательно, поскольку скрывающиеся преступники и злостные неплательщики алиментов нередко стремятся к проживанию именно в тех местах, где паспортно-регистрационный режим не соблюдается надлежащим образом.

Лица, виновные в нарушении паспортно-регистрационных правил, в зависимости от тяжести содеянного могут быть привлечены к административной ответственности.



Глава II. административно – юрисдикционные меры обеспечения административного процесса в ОВД


2.1 Формы и методы административно-юрисдикционной деятельности милиции по охране общественного порядка при авариях и катастрофах


Формы и методы деятельности милиции по охране общественного порядка при чрезвычайных ситуациях носят подвижный характер и определяются правовым положением, содержанием деятельности и конкретными задачами.

Исходные положения об организации и осуществлении охраны общественного порядка установлены государством в нормативно правовом порядке, а непосредственно формы управленческой деятельности большинство авторов подразделяют на правовые и неправовые.[23]

Первые в свою очередь классифицируются по содержанию (на правотворческие и правоприменительные), по целенаправленности (на внутренние и внешние), по форме выражения (на словесные и конклюдентные).

Правоприменительная деятельность в свою очередь подразделяется на регулятивную и правоохранительную.

К неправовым формам управленческой деятельности относятся организационные, материально-технические и иные действия, носящие функционально-обеспечительный характер.

Универсальными методами государственного управления являются убеждение и принуждение.[24] Убеждение как метод деятельности милиции при авариях и катастрофах заключается в воздействии на волю и сознание людей с целью побуждения их к добровольному соблюдению административно-правовых норм.

Сотрудники милиции в качестве гарантий прав и свобод граждан при авариях и катастрофах наряду с убеждением применяют и административное принуждение, которое представляет собой принудительное воздействие, основанное на юридически обязательном предписании, исполнение которого гарантируется государством.

Совокупность форм и методов (приемов и способов) охраны общественного порядка в науке административного права принято называть тактикой3.

Компетенция милиции при ликвидации аварий и катастроф осуществляется в единой системе государственных органов, непосредственно созданной для этого.

Это российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).[25]

Данная система в том числе обеспечивает готовность к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также осуществляет ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства органов внутренних дел входят в состав сил и средств РСЧС на всех уровнях управления, на МВД России, в частности, возложены функции по обеспечению общественного порядка и охране материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях, а также руководству созданием и деятельностью функциональной подсистемы РСЧС в сфере охраны общественного порядка.[26]

Для охраны общественного порядка в зоне аварии организуется патрульно-постовая служба. При этом используются как виды нарядов, предусмотренные действующим Уставом ППС МОБ, так формируются специальные наряды и группы, предназначенные для выполнения специфических задач в зоне аварии.

К первой группе относятся пешие патрули и посты, патрули на автомобилях, «традиционные» наряды, задачей которых является охрана общественного порядка, обеспечение личной и имущественной безопасности граждан как в зоне аварии, так и на примыкающей территории.

Особенности организации и тактика несения службы этими нарядами обусловлены рядом обстоятельств, как правило, сопутствующих аварии: деморализация населения, попавшего в зону аварии; наличие жертв из числа граждан, а иногда и сотрудников милиции; угроза возникновения пани ки; нарушение путей сообщения и линий связи; наличие большого количества товарно-материальных ценностей, временно оказавшихся без охраны; хаотическое, неорганизованное перемещение населения; повышенные физические и психические нагрузки на личный состав; возможная активизация преступного элемента в зоне аварии, а также другие дестабилизирующие факторы.

Таким образом, к обычным обязанностям по поддержанию общественного порядка на заданных маршрутах и прилегающей территории добавляются специфические: контроль за обстановкой в зоне аварии, оказание помощи по спасению людей и материальных ценностей, разъяснение населению обстоятельств происшествия, предупреждение и пресечение распространения ложных слухов, выявление и задержание провокаторов и подстрекателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты