Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые милицией

Эти и иные административно-предупредительные меры направлены на обеспечение безопасности дорожного движения и являются средствами не наказания, а предупреждения возможного возникновения аварийной ситуации и вредных последствий в результате совершения дорожно-транспортных происшествий.

Сотрудник милиции (как правило, подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД), останавливая транспортное средство, обязан не только установить состояние водителя, но и его личность и правовые основания управления этим транспортным средством, поскольку вероятен факт передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом для привлечения к административной ответственности важно лишь согласие владельца на передачу управления и не обязательно, что управление осуществляется в его присутствии или в отсутствие. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, противоправна и в тех случаях, когда она допущена владельцем, не имеющим права на управление принадлежащим ему транспортным средством, или лицом, которое распоряжается транспортным средством на законном основании, например по доверенности, в процессе выполнения водителем обязанностей инструктора во время обучения учеников-водителей.

К мерам административного пресечения фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения относятся: административное задержание, отстранение водителя от управления транспортным средством, задержание документов на право управления транспортным средством.

Применение органами внутренних дел (милицией) этих мер не означает наложение на водителей административных взысканий, а имеет цель в принудительном порядке прекратить (пресечь) представляющие определенную опасность для дорожного движения противоправные действия, не допустить причинения вреда окружающим, а также обеспечить соответствующие условия для привлечения виновных лиц к ответственности.

Среди правонарушений, связанных с нарушением антиалкогольного законодательства и относящихся к сфере охраны общественного порядка, наибольшую распространенность и общественную опасность представляют: распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст.20.20 КоАП РФ); появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ); появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст.20.22 КоАП РФ) и др.

Общественная опасность данных правонарушений состоит в том, что они имеют масштабные социально-экономические, медико-биологические, нравственные и иные последствия, оказывающие негативное влияние не только на деформацию социальных ценностей и личности, но и на мотивацию противоправного поведения. Связь пьянства с противоправным поведением, характеризующимся демонстративными проявлениями явного неуважения к общественной нравственности, очевидна и указывает на необходимость комплексного подхода к борьбе с нарушениями антиалькогольного законодательства и посягательствами на общественный порядок.

Административное законодательство устанавливает правовой запрет на распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и других общественных местах, кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в розлив разрешена, или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство, и общественную нравственность.

Особенностью предупреждения и пресечения этих нарушений антиалкогольного законодательства является установление сотрудниками милиции соответствующего поведения виновного лица, свидетельствующего о прямом умысле на распитие спиртных напитков, но не образующего состава административного правонарушения мелкого хулиганства (нецензурная брань, оскорбительное приставание к гражданам и т.п.) и других действий, нарушающих общественный порядок.

Применение органами внутренних дел (милицией) мер административного предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом, должно сочетаться с профилактикой этих антиобщественных явлений, способствующей укреплению правопорядка в общественных местах. Эти меры реализуются как в рамках общесоциальной системы предупреждения правонарушений, состоящей из экономических, организационных, пропагандистско-воспитательных, педагогико-психологических и т.п. мероприятий и направленной на утверждение здорового образа жизни и правомерного поведения граждан, так и в форме индивидуально-воспитательной работы с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками.[37]

Важность административно-предупредительных мер объясняется тем, что применение антиалкогольного законодательства, определяющего правовые запреты и ответственность за его нарушение, вне профилактического обеспечения не приводит к сокращению рассматриваемой категории правонарушений.

Особое место в профилактике правонарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом, занимают служба участковых инспекторов милиции и милиция общественной безопасности, сотрудники которых осуществляют административно-юрисдикционную деятельность, как правило, в жилом секторе и в общественных местах. Реализуя профилактические функции, сотрудники этих и иных служб органов внутренних дел (милиции) изучают жилой массив в целях выявления и проведения предупредительных профилактических бесед с лицами, склонными к пьянству и алкоголизму, установления источников приобретения ими спиртных напитков, а также лиц, предоставляющих свое жилье посторонним гражданам для систематического употребления, хранения и изготовления запрещенных спиртных напитков. По этим направлениям профилактической работы необходима организация взаимодействия с аппаратами уголовного розыска в части, касающейся, например, выявления среди пьяниц и семейных дебоширов лиц, представляющих оперативный интерес, находящихся в розыске и т.п.

Профилактике мелкого хулиганства, иных правонарушений может служить предупреждение гражданина о недопустимости появления в общественном месте в пьяном виде (при условии, если не допускаются нарушения общепринятых норм поведения, образующих самостоятельный состав административного правонарушения), поскольку это лицо может стать объектом грабежа, разбоя и других противоправных посягательств.

К числу профилактических мероприятий органов внутренних дел (милиции) относится их участие в работе государственных органов и общественных организаций по формированию и развитию духовных и интеллектуальных способностей граждан, созданию здоровых условий для их труда, быта и отдыха, упрочению национальных культурных традиций, проведению антиалкогольной пропаганды среди различных групп населения, внесению в соответствующие инстанции предложений о благоустройстве обслуживаемой территории и рациональном размещении культурно-зрелищных, спортивных, образовательных учреждений, торговых предприятий, реализующих спиртные напитки и т.д.

Целям предупреждения и пресечения пьянства среди несовершеннолетних служит, предусматривающая ответственность за доведение несовершеннолетних до состояния опьянения и наказание в виде наложения штрафа.

Борьба с пьянством и алкоголизмом - важная социальная задача, ее реализация зависит от активной и последовательной работы органов представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, каждого гражданина.



Заключение


Основу для формирования понятия административного процесса как в широком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле, составляет административно-процессуальная деятельность:

а) административно-процедурная;

б) административно-юрисдикционная.

Административный процесс может быть представлен в качестве урегулированной административно-процессуальными нормами деятельности исполнительных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различного рода индивидуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в порядке реализации задач и функций исполнительной власти.

Меры процессуального обеспечения, являясь разновидностью мер административного принуждения, применяются милицией в целях обнаружения правонарушений, установления личности нарушителей, обнаружения доказательств и создания иных условий для объективного, всестороннего и полного рассмотрения дел о правонарушениях.

В конечном счете назначение этих мер состоит в том, чтобы создать необходимые условия для реализации норм материального права, устанавливающих ответственность за правонарушения. Их применение служит целям реализации преимущественно административных взысканий. В отдельных случаях мерами административно-процессуального обеспечения создаются необходимые условия для реализации уголовно-правовых санкций.

Таким образом, применение названных мер обусловлено необходимостью реализации различных мер государственного правового (преимущественно административного) принуждения. По отношению к последним они имеют вспомогательное, обеспечительное значение, что и нашло отражение в их названии.

Достижение названных целей административно-процессуального принуждения осуществляется посредством реализации мерами процессуального обеспечения различных функций. С учетом характера этих функций все рассматриваемые меры могут быть сведены в три основные группы: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; процессуальные меры исполнения административных взысканий.

Меры административно-процессуального пресечения заключаются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение (или подозреваемого в его совершении), в целях пресечения нарушения и обеспечения выполнения им своих процессуальных обязанностей.

Меры, направленные на получение доказательств, создают условия для установления факта правонарушения и личности нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела.

К ним относятся: проверка документов у граждан, должностных лиц, водителей транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы; личный досмотр вещей и транспортных средств, изъятие вещей и документов, осмотр служебных помещений.

Обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.

Органы внутренних дел, осуществляющие исполнение вынесенных ими постановлений по делам об административных правонарушениях, а также постановлений судей, наделены правом совершения принудительных действий по реализации предписаний, содержащихся в этих актах.



Список литературы

1.         Конституция Российской Федерации.-М.: Новости, 2005.

2.         Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. -М.: Юрайт, 2005.

3.         Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции)» // СЗ РФ. 1993. № 7. Ст. 562.

4.         Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Под ред. А.Коренева.-М.: Юрайт, 2001.

5.         Административное право. Учебник. Под ред. Л.Л.Попова. -М.: Юристъ, 2005.

6.         Александрова И.Л. Административно-процессуальная деятельность // Профессионал.- 2004.-№ 4.

7.         Алехин А.П.Крамолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. -М.: ЗЕРЦАЛО, 2004.-С.229.

8.         Баглай М.В. Конституционное право России.-М.: ИНФРА-НОРМА-М, 2005.

9.         Бакаев А.А. Предупреждение и пресечение нарушений, связанных с пьянством // Вестник МВД.- 2002.-№1.

10.    Боголюбов А.В. Экология и право // Экологический вестник.- 2004.

11.    Бойченко О.А. Особенности контроля ОВД за работой должностных лиц, ответственных за регистрацию // Право.- 2004.-№ 5.

12.    Винокурова Н.С. Справочник сотрудника лицензионно-разрешительной системы.-М.: Щит и меч, 2004.

13.    Волчкова А.А. Надзор за техническим состоянием автотранспортных средств // ПДД.- 2004.-№ 1.

14.    Гирько С.И. Научно – практический комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. -М.: ЭКЗАМН, 2005.

15.    Горячев В.В. Административно–процессуальные нормы // Правоведение.- 2004.-№ 11.

16.    Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. -М.: ЭКЗАМЕН, 2005.

17.    Додонов О.Н., Румянцев А.Л. Большой российский юридический словарь. -М.: ИНФРА-НОРМА-М, 2004.

18.    Ибрагимова А.М. Административно – процессуальные отношения //

19.    Козлов Ю.М. Административное право России. -М.: Юристъ, 2004.

20.    Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Л.Попова.-М.: Юристъ, 2005.

21.    Коренев В.П. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная- М.: Щит и меч, 2004.

22.    Стариков Ю.Н. Курс общего административного права. Часть третья. -М.: Зерцало, 2003.



[1] Иващенко Ю.А. Роль ППС в охране общественного порядка // Вестник МВД.- 2002.-№ 4.-С.63.

[2] Федореев П.Р. Патрульно-постовые службы ОВД // Вестник МВД.- 2003.-№ 4.-С.9.

[3] «Правила регистра­ции автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государ­ственной инспекции безопасности дорожного движения»: Приказ МВД России от 26 ноября 1996 г. № 624 // Российские вести, № 13, 23.01.97.

[4] Воронов А.М. Регистрация и учет автотранспортных средств и прицепов к ним // Безопасность движения.- 2003.-№ 5.-С.18.

[5] Татарян В.Г. Задачи и принципы организации работы ГИБДД // Транспорт.- 2004.-№ 4.-С.19.

[6] Волчкова А.А. Надзор за техническим состоянием автотранспортных средств // ПДД.- 2004.-№ 1.-С.63

[7] «О порядке проведения государствен­ного технического осмотра транспортных средств, зарегистриро­ванных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации».

:Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 880 // СЗ РФ, 10.08.98, № 32,ст. 3916.

[8] Александров А.И.  Особенности технического осмотра автотранспортных средств // Транспорт.- 2004.-№ 8.-С.52.

[9] Семенов В.М. Контроль органами внутренних дел за объектами ЛРС // Оружие.- 2004.-№ 5.-С.19.

[10] Островский А.Л. Контроль за деятельностью юридических лиц, осуществляющих торговлю оружием // Вестник МВД.- 2005.-№ 1.-С.18.

[11] Винокурова Н.С. Справочник сотрудника лицензионно-разрешительной системы.-М.: Щит и меч, 2004.-С.441.

[12] Лактионова Т.В. Осуществление контроля за перевозкой и транспортированием оружия и патронов // Вестник МВД.- 2004.-№ 6.-С.19.

[13] «О частной де­тективной и охранной деятельности в Российской Федерации»: Закон РФ от 11.03.92. № 2487-1 ( в ред. от.10.01.2003) // СЗ РФ.1992. № 12.Ст.1316.

[14] «О порядке лицензирования и осущест­вления органами внутренних дел контроля за частной детектив­ной и охранной деятельностью»: Инструкция. Приказ МВД РФ от 22.08.92. № 292 ( в ред. 14.11.1994) // Вестник МВД.1992.-№ 8.

[15] Коренев В.П. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная- М.: Щит и меч, 2004.-С.164.

[16] Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. -М.: ЭКЗАМЕН, 2005.-С.389.

[17] Рарог А.И. Уголовная ответственность за преступления, связанные с оружием // Российский следователь.- 2005.-№ 2.-С.33.

[18] Рашидханов Р.К. К проблеме паспортно – регистрационной системы // Правозащитник.- 2002.-№ 6.-С.83.

[19] Алегин А.П. Функции паспортно - регистрационной системы России // Вестник МВД.- 2003.-№ 4.-С.22.

[20] Зиядова Д.З. Деятельность органов внутренних дел по контролю за соблюде­нием паспортно-регистрационных правил.-М.: ВНИИ МВД РФ. 2005.-С.28.

[21] Беляев В.П. Контроль органов внутренних дел  за соблюдением паспортно – регистрационных правил // Миграционные процессы.- 2004.-№ 1.-С.94.

[22] Бойченко О.А. Особенности контроля ОВД за работой должностных лиц, ответст­венных за регистрацию // Право.- 2004.-№ 5.-С.18.

[23] Алехин А.П.Крамолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. -М.: ЗЕРЦАЛО, 2004.-С.229.

[24] Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Под ред. А.Коренева.-М.: Юрайт, 2001.-С.158.

[25] Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреж­дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // СЗ РФ.1995. № 19.Ст.183

[26] Организация охраны общественного порядка: Учебник. Под ред. Л.Л.Попова.-М.: Ось-89.-С.89.

[27] Паничкин С.Ю. Проблемы повышения эффективности деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях. -М.: ВНИИ МВД РФ, 2004.-С.63.

[28] Пресухин Р. Природоохранительная деятельность  органов внутренних дел // Природа.- 2004.-№ 2.-С.93.

[29] Осипюк А.А. Взаимодействие ОВД с иными субъектами природоохранной деятельности // Вестник МВД.- 2002.-№ 9.-С.52.

[30] Журавкин О. Экологическое право России. -М.: Юристъ, 2004.-С.185.

[31] Боголюбов А.В. Экология и право // Экологический вестник.- 2004.-С.11.-С.23.

[32] Стариков Ю.Н. Курс общего административного права. Часть третья. -М.: Зерцало, 2003.-С.552.

[33] Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции)» // СЗ РФ. 1993. № 7. Ст. 562.

[34] Бакаев А.А. Предупреждение и пресечение нарушений, связанных с пьянством // Вестник МВД.- 2002.-№1.-С.10

[35] Леушин А.В. Комментарий к Правилам дорожного движения. -М.: Новости, 2004.-С.299

[36] Гирько С.И. Научно – практический комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. -М.: ЭКЗАМН, 2005.-С.551.

[37] Коровников А.В. Вопросы административной ответственности за нарушение антиалкогольного законодательства // Право и экономика.- 2004.-№ 7.-С.13.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты