При планировании мероприятий по розыску водителя, скрывшегося с места происшествия, необходимо предвидеть его противодействие, которое заключается в следующем: во-первых, он стремится быстро скрыться с места происшествия; во-вторых, после происшествия водитель проверяет состояние внешнего вида транспортного средства и уничтожает на нем следы; в-третьих, обеспечивает себе алиби. В этих целях он вносит изменение в транспортные документы, готовит лжесвидетелей, делает заявление в органы милиции об угоне транспортного средства и т. д.
При преследовании изучаются обочины дороги, на которых могут быть следы съезда автомототранспорта с проезжей части, его остановки. В этих местах могут быть обнаружены объекты, свидетельствующие об устранении последствий происшествия: осколки светосигнальных приборов, лобового стекла, поврежденные мелкие детали, следы краски и осыпь грязи со следами коррозии металла, свидетельствующие о попытках выправить повреждения деталей кузова. Кроме того, могут быть обнаружены бумага, тряпки, используемые для уничтожения на транспортном средстве следов крови и других объектов, образовавшихся в результате дорожно-транспортного происшествия. Среди других, имеющих криминалистическое значение объектов, могут быть следы горюче-смазочных материалов (ГСМ), лакокрасочных покрытий (ЛКП) в виде частиц отслоившейся краски, следы обуви водителя или находившихся в транспортном средстве пассажиров.
Если во время преследования удалось задержать водителя, то после допроса его сразу же следует предъявить для опознания свидетелям.
Одновременно с преследованием необходимо организовать заградительные мероприятия с привлечением патрульно-постовой службы милиции и ГАИ. В ходе этих мероприятий блокируются улицы (дороги) района. Вместе с этим проводится комплекс других мер поискового характера.
Если в результате расследования “по горячим следам” обнаружено транспортное средство, то принимаются меры к обнаружению следов лица, управлявшего этим автомототранспортом. Это могут быть следы пальцев рук, частицы почвы на коврике полика кабины, микрочастицы волокон одежды, следы жизнедеятельности человека (слюна, моча и т. д.).
До начала осмотра автомототранспорта через органы ГАИ необходимо установить владельца транспортного средства и немедленно допросить его. Следует иметь в виду, что нередко владельцы автомототранспорта, скрывшиеся с места происшествия, бросают его в безлюдных местах и делают заявление в органы милиции об их угоне. Такие заявления подлежат тщательной проверке, в процессе которой с участием специалиста (медика, криминалиста) необходимо провести освидетельствование водителя с целью обнаружения на его теле телесных повреждений, возникших от ударов об детали кабины, осколков стекла. Если в транспортном средстве повреждено лобовое или другие стекла кузова, то при проведении освидетельствования водителя внимательно осматриваются волосистая часть головы, ушные и носовые отверстия, одежда для обнаружения мелких осколков стекла. Одежду водителя после этого целесообразно исследовать с той же целью в лабораторных условиях.
В результате поисковых мероприятий при обнаружении водителя и транспортного средства информация, полученная в ходе первоначальных следственных действий, используется для обнаружения гаражей, автопредприятий, дворов и других мест хранения транспортных средств.
В автопредприятиях работники органов внутренних дел изучают документы, отражающие маршруты движения и время эксплуатации автомототранспорта, ремонт транспортных средств (заявки, путевые листы, накладные).
В местах стоянки автомототранспорта индивидуальных владельцев выявляются лица, производившие накануне ремонт транспортных средств, подыскивавшие запасные части и лакокрасочные материалы.
При розыске водителя транспортнного средства весьма эффективна помощь общественности. Одновременно с информированием населения о дорожно-транспортном происшествии в местной печати, по радио и телевидению работниками органов внутренних дел проводится опрос граждан, проживающих и работающих в районе места происшествия.
§ 4. Допрос потерпевшего и свидетелей-очевидцев
Допрос потерпевшего позволяет выяснить ряд обстоятельств. Прежде всего потерпевшего следует допросить о его здоровье, т. е. выяснить следующие вопросы: состояние зрения и слуха потерпевшего; не имелось ли физических недостатков, которые ограничивали возможность его передвижения, не находился ли он в состоянии опьянения. Кроме того, у него следует выяснить информацию о видимости, состоянии проезжей части и погодных условиях.
Если потерпевший переходил проезжую часть дороги, то следует уточнить, пересекал ли он проезжую часть по пешеходному переходу, на каком расстоянии от одной из границ разметки перехода он двигался и какой сигнал светофора был включен, когда он начал движение. При движении потерпевшего вблизи пешеходного перехода нужно выяснить, на каком расстоянии от пешеходного перехода он находился.
Наряду с этими вопросами необходимо выяснить: видел ли он транспортное средство и слышал ли шум его двигателя; на каком расстоянии находилось транспортное средство от него в момент начала движения по проезжей части и какова была скорость его движения; в каком темпе он двигался (медленно, спокойно или быстрый бег, медленный, спокойный или быстрый шаг); если менял темп движения, то какие отрезки дороги и каким темпом преодолел; какое расстояние он преодолел от тротуара (обочины) до места наезда; угол пересечения проезжей части; каково было расположение других транспортных средств. Если на проезжей части стояло транспортное средство или находилось другое препятствие, ограничивающее обзор проезжей части, то необходимо выяснить расположение их и расстояние, на котором перед транспортным средством он двигался.
У потерпевшего выясняются также обстоятельства, относящиеся к механизму события: в какую часть тела был нанесен первоначальный удар и какие телесные повреждения ему были нанесены; какова последовательность его перемещения после удара; в какой одежде он находился, имеются ли на ней следы и где одежда находится в данный момент (при необходимости одежда изымается и подвергается исследованию).
В тех случаях, когда водитель на транспортном средстве с места происшествия скрылся, потерпевший допрашивается также о том, останавливалось ли транспортное средство и подходил ли водитель к потерпевшему; какие действия производил на месте происшествия; в каком направлении уехал; не запомнил ли примет водителя и отличительных признаков транспортного средства.
Выяснение этих обстоятельств важно и потому, что в подобных ситуациях нередко водитель, под видом отправления потерпевшего в лечебное учреждение, увозит его с места происшествия и оставляет без помощи а малолюдных местах (строительных площадках, пустырях, лесных массивах).
У потерпевших, находившихся в транспортных средствах, при столкновениях, опрокидываниях и других видах дорожно-транспортных происшествий, необходимо также выяснить: кто находился за рулем транспортного средства; на каком месте находился потерпевший; с какой скоростью вел водитель транспортное средство и как оно располагалось на проезжей части; время и место происшествия; какой сигнал включался на светофоре и на каком расстоянии от светофора в этот момент находилось транспортное средство; где находилось другое транспортное средство, какова была скорость его движения и на каком расстоянии оно находилось; в каком месте произошло столкновение (опрокидывание); какие действия выполнил водитель для предотвращения возникновения столкновения; какие следы образовались на проезжей части, транспортном средстве; как располагались транспортные средства после столкновения.
Кроме того, необходимо выяснить сведения, относящиеся к механизму телесных повреждений: в каком направлении и каким образом тело потерпевшего переместилось в момент столкновения; от соприкосновения с какими частями и какие возникли телесные повреждения и др.
Для обеспечения установления характера и размера последствий происшествия необходимо выяснить: какие телесные повреждения были причинены потерпевшему; в каком лечебном учреждении и как долго он лечился; какие вещи (портфель, зонтик и т. д.) и предметы одежды повреждены; какова их первоначальная стоимость.
Кроме того, следует установить группу вопросов, относящихся к действиям водителя после совершения происшествия. Эти вопросы направлены на выяснение поведения водителя: как он объяснял обстоятельства случившегося; с какими просьбами обращался к потерпевшему; не изменял ли обстановку места происшествия; какую медицинскую помощь он оказывал.
При допросе потерпевшего, как правило, с самого его начала становится очевидным, под влиянием каких факторов формировались его показания. Такими факторами являются оценка потерпевшим своего поведения перед происшествием, а также анализ поведения водителя. Если поведение потерпевшего было неправомерным (например, переход улицы при запрещающим сигнале светофора), то в его показаниях преобладают сведения о грубом нарушении водителем правил безопасности, которое характеризуется достаточным расстоянием для остановки транспортного средства, возможностью видеть пешехода и т. д. В таких случаях следует применять тактические приемы, используемые для допроса лиц, дающих показания. И, наоборот, когда потерпевший не усматривает в своих действиях нарушений Правил дорожного движения, то его показания, как правило, отличаются правдивостью. Эти сведения следует учитывать при избрании тактики допроса в целях получения полных и объективных показаний относительно обстоятельств происшествия.
На формирование показаний свидетелей значительное влияние оказывает их субъективная оценка случившегося, что необходимо учитывать при определении тактики допроса. Условно их можно разделить на три группы.
Свидетели первой группы сохраняют “нейтральное” отношение к водителю и потерпевшему, не осуждая первого и не высказывая сожаления последнему. В основе их такого отношения лежит уверенность в том, что компетентные должностные лица правильно оценят происшедшее и примут справедливое решение. Такие свидетели охотно дают показания и отвечают на уточняющие вопросы.
Свидетели второй группы преувеличивают роль и значение действий водителя по предотвращению вредных последствий, считая возникновение дорожно-транспортного происшествия результатом противоправных действий потерпевшего. Подчеркивая своевременность принятых водителем мер, они часто указывают на такие детали происшествия, о которых не могли знать. Нередко источником их осведомленности является рассказ водителя об обстоятельствах случившегося.
Свидетели третьей группы связывают причину дорожно-транспортного происшествия только с действиями водителя. Они излишне подробно объясняют осторожность и осмотрительность потерпевшего, драматизируя обстоятельства самого происшествия. Такие ситуации характерны для наездов на пешеходов.
Круг обстоятельств, выясняемых при допросе свидетелей, можно подразделить на четыре группы: об условиях восприятия события; о дорожных условиях и дорожной обстановке; об обстоятельствах совершения преступления; о действиях водителя и других лиц после совершения преступления.
На восприятие свидетелем обстоятельств дорожно-транспортного происшествия существенное влияние оказывают такие объективные факторы, Как удаление от места происшествия, условия освещенности, скоротечность процессов дорожно-транспортного происшествия, а также субъективные факторы, определяемые состоянием здоровья свидетеля (дефекты зрения, слуха), профессиональными навыками, возрастом и т. д.
Положительные результаты допроса свидетелей дает предъявление им плана (схемы) места происшествия. Оно способствует четкому определению местонахождения свидетеля, уяснению, какие именно обстоятельства происшедшего он мог видеть. Кроме того план способствует воспроизведению некоторых забытых свидетелем обстоятельств. Он является также своего рода “контрольным звеном”. Сопоставлением показаний свидетеля с данными плана об одних и тех же обстоятельствах позволяет определить осведомленность свидетеля об обстоятельствах случившегося. С тактической точки зрения прежде чем предъявить свидетелю план места происшествия целесообразно до начала фиксации показаний в свободной беседе выяснить, что именно может показать свидетель о происшедшем. Следует остановиться лишь на основных моментах дорожно-транспортного происшествия, отдельных “узлах”.