Нередки случаи наездов в темное время суток на людей, лежащих на проезжей части дороги в состоянии опьянения. Основным при допросе водителя является установление ^возможности обнаружения им лежащего человека. Для этого необходимо знать не только расстояние, с которого водитель мог видеть лежащего человека, но и его местонахождение (в колее, на обочине), характер освещенности, цвет одежды потерпевшего и т. д.
При столкновениях транспортных средств па первоначальном этапе расследования, как правило, не представляется возможны;”:даже предположительно высказаться, кто из водителей допустил преступное нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Поэтому круг вопросов, подлежащих выяснению при допросе каждого водителя—участника события аналогичен. Он определяется обстоятельствами конкретных происшествий. Так, при расследовании попутных столкновений следует знать скорость движения автомототранспорта, дистанцию между транспортными средствами, их расположение на проезжей части. У водителя переднего транспортного средства следует выяснить :какие его действия предшествовали столкновению и чем они были вызваны. У водителя заднего—как он воспринимал действия водителя переднего транспортного средства и на основе каких признаков сделал вывод о характере его действий. Если он тормозил, то включался ли стоп-сигнал, заблокировались ли колеса.
При выяснении обстоятельств совершения столкновения транспортных средств следует иметь в виду, что они возникают на пересечении дорог вследствие преступной небрежности или самонадеянности одного из водителей. В процессе допроса водителей могут сложиться следующие ситуации:
— оба водителя дают правдивые показания;
— один из водителей дает правдивые показания, а другой— ложные;
— оба водителя дают ложные показания (один умышленно искажает обстоятельства совершения преступления, другой—добросовестно заблуждается).
Если оба водителя дают правдивые показания, то в зависимости от сложившейся дорожной обстановки следует выяснить: скорость и расположение транспортных средств перед столкновением, а также расстояние, на котором находились транспортные средства от какого-либо ориентира (границ проезжей части, мачты уличного освещения, светофора); когда водители обнаружили пересекающее путь их следования транспортное средство; какие объекты ограничивали возможность своевременного обнаружения транспортного средства. Важное значение имеет также выяснение момента принятия мер по предотвращению столкновения. При этом следует выяснить, применялось ли торможение и на каком расстоянии от места столкновения эти действия были выполнены.
При выяснении места столкновения следует выяснить координаты места столкновения, наличие и характер свидетельствующих об этом следов, а также расстояние, на которое переместилось каждое транспортное средство после столкновения, расположение их после остановки, какой сигнал был включен в светофоре в момент наезда, столкновения. Вместе с тем устанавливаются наличие, характер и расположение повреждений на транспортных средствах, имеются ли пострадавшие и какие они получили телесные повреждения.
Поскольку водители допрашиваются через некоторое время после происшествия, то необходимо выяснить—'производился ли ремонт транспортных средств. Когда по обстоятельствам дела необходим их дополнительный осмотр или назначение автотехнической экспертизы, то целесообразно принять меры к сохранности неотремонтированных транспортных средств.
При допросе водителей в других ситуациях важно установить, кто из допрошенных дает показания (добросовестно заблуждается). На это могут указывать такие обстоятельства: несоответствие показаний водителя характеру и расположению следов на проезжей части, транспортных средствах и обстановки места происшествия; противоречия в показаниях относительно точно установленных обстоятельств; отсутствие подробного объяснения о происшедшем событии.
Аналогичный круг вопросов выясняется при допросе водителей по поводу встречных (лобовых) столкновений. Однако следует иметь в виду, что нередко водитель транспортного средства, в салоне или кабине которого погиб пассажир, утверждает, что столкновение произошло в результате действий погибшего, который, испугавшись приближающегося автомототранопорта, следующего навстречу, неожиданно резко повернул рулевое колесо в его сторону. Такие показания подлежат детальному выяснению и тщательной оценке.
Основная сложность при допросе водителей по факту касательного столкновения заключается в определении, какой из автомобилей отклонился от линии первоначального движения. Установлению этого обстоятельства может способствовать протокол осмотра места происшествия, в котором зафиксированы следы на проезжей части транспортных средств и положение их после столкновения.
Водителя следует допросить также о том, какие действия он предпринимал после совершения преступления. Это может относиться к действиям по оказанию помощи пострадавшим, сохранению следов преступления, с кем делился впечатлениями об обстоятельствах совершенного преступления.
При задержании водителя, скрывшегося после совершения преступления, помимо перечисленных обстоятельств необходимо выяснить: причину совершения преступления; кому и что именно он рассказал об обстоятельствах совершения преступления; какие меры предпринимал он для сокрытия следов преступления.
§ 6. Назначение судебно-медицинской экспертизы
При расследовании дорожно-транспортных происшествий судебно-медицинская экспертиза назначается на первоначальном этапе. Это объясняется тем, что наряду со сведениями, относящимися к механизму дорожно-транспортного происшествия (положение пешехода в момент наезда, кто из пострадавших находился за рулем транспортного средства и т. д.), возникает необходимость выяснения и других сведений. Например, для установления состояния опьянения водителя или пешехода. Такие сведения необходимы, в частности, для проведения других следственных действий (назначение автотехнической экспертизы, проведение следственного эксперимента). Кроме того, данные судебно-медицинского исследования следов на теле потерпевшего могут содержать информацию, необходимую для розыска водителя транспортного средства, скрывшегося с места происшествия ,.например, при наездах на пешеходов. Судебно-медицинская экспертиза назначается во всех-случаях, когда при дорожно-транспортных происшествиях имеются раненые или погибшие.
При назначении судебно-медицинской экспертизы важно ориентироваться в классификации телесных повреждений, являющихся результатом дорожно-транспортной травмы. Это позволяет правильно сформулировать вопросы эксперту, определить круг и последовательность их постановки.
Причиняемые в результате дорожно-транспортных происшествии телесные повреждения можно разделить на специфические, характерные, нехарактерные.
Специфические телесные повреждения возникают при действии на тело деталей транспортного средства. Например, отпечатки протектора шины, бампера, ободка фары и т. д.
Характерные телесные повреждения возникают только в условиях конкретных обстоятельств дорожно-транспортного преступления (наезде на человека, столкновении, выпадении из транспортного средства и т. п.).
Нехарактерные телесные повреждения могут встречаться при повреждении тела человека любым тупым, тупогранным или острым предметом.
Возможности судебно-медицинской экспертизы позволяют выяснить обстоятельства как относящиеся к механизму образования телесных повреждений, так и механизму дорожно-транспортного происшествия в целом.
При выяснении механизма образования телесных повреждений решаются вопросы о характере, степени, тяжести, расположении телесных повреждений, времени и последовательности их образования, причине смерти. Кроме того, судебно-медицинская экспертиза может ответить на вопросы: о процессах причинения телесных повреждений (являются ли они результатом удара, сдавления, трения); о положении потерпевшего в момент удара (поза потерпевшего, в какую часть тела был нанесен первоначальный удар); о последовательности причинения телесных повреждений (какие возникли от удара транспортным средством, а какие от скольжения тела по проезжей части после падения пострадавшего).
Эксперты также могут установить состояние потерпевшего в момент происшедшего события. Например, состояние опьянения, наличие физических недостатков.
При наезде транспортного средства на потерпевшего устанавливается последовательность причинения телесных повреждений. Если наезд произошел на лежавшего на проезжей части человека, то эксперт может установить наличие следов переезда тела колесами (одного или двух) транспортного средства.
В тех случаях, когда водитель транспортного средства с места происшествия скрылся, судебно-медицинская экспертиза устанавливает наличие характерных телесных повреждений, например, возникших от определенных деталей транспортного средства (бампера, ободка фары и т. п.). Эти сведения позволяют установить тип (грузовой, легковой), марку транспортного средства.
С помощью судебно-медицинской экспертизы можно также установить, кто конкретно управлял транспортным средством. Необходимость решения таких вопросов возникает в случае гибели водителя и пассажира автомобиля при столкновениях, опрокидываниях, наездах на препятствия, а также при задержании водителя, скрывшегося с места происшествия и отрицающего факт управления им транспортного средства.
§ 7. Допрос свидетелей
На следующем этапе расследования допрос свидетелей производится для получения сведений о личности подозреваемого водителя, установление различных обстоятельств, связанных с дорожно-транспортным преступлением. В качестве свидетелей выступают лица, которые в определенной мере могут быть заинтересованы в исходе расследования, т. е. родственники, сослуживцы, знакомые водителя.
При выяснении сведений о личности водителя устанавливаются социальные (трудовой стаж, отношение к труду, участие в общественно-политической деятельности, жилищные условия и т. п.), психологические свойства (моральные черты личности, знания, навыки, индивидуальные особенности и черты характера). Кроме того, следует установить сведения о состоянии здоровья водителя. При этом важно установить, был ли водитель здоров перед поездкой, когда закончил работу в предыдущий день, каков режим работы предприятия.
В процессе подготовки к допросу об этих обстоятельствах целесообразно ознакомиться с распорядком работы предприятия, рабочем дне водителей. Последнее объективно можно установить при изучении путевых листов водителей, на которых имеются время выезда и прибытия на предприятие, маршруты следования, характер перевозимого груза и т. д. Информацию о состоянии водителя можно также получить при изучении документов в медицинском пункте предприятия. Полученные сведения позволяют получить более полные и объективные сведения.
Важным элементом расследования является получение сведений о техническом состоянии транспортного средства до выезда на линию. Такая задача возникает всякий раз, если в момент осмотра транспортного средства на месте происшествия были установлены неисправности различных систем и узлов автомототранспорта. В первую очередь следует допросить лиц, ответственных за техническое состояние транспортного средства и разрешающих его эксплуатацию.
В числе подлежащих выяснению обстоятельств следует установить порядок выпуска транспортных средств на линию в данном предприятии; продолжительность эксплуатации транспортного средства; соблюдение периодичности текущих ремонтов; исправность транспортного средства перед выездом на линию и способы осуществления проверки технического состояния транспортного состояния; каким именно способом осматривалась система, в которой обнаружена неисправность; кто и какой ремонт осуществлял последний раз. Следует также выяснить мнение этих лиц о возможных причинах неисправности, возможности обнаружения ее водителем в пути следования. Одновременно с допросом необходимо произвести выемку документов, содержащих сведения о техническом состоянии транспортного средства (книги выпуска транспортных средств, заявочного ремонта, карточек отпуска деталей или узлов и т. д.).