Желательно при этом представить в распоряжение свидетеля масштабные макеты транспортных средств, пешеходов и других объектов, размещение которых на плане позволяет ввести в допрос элементы моделирования, способствующие конкретизации показаний.
Предмет допроса свидетеля определяется особенностями исходной следственной ситуации. В ситуации, когда известны водитель, транспортное средство и потерпевший, основное внимание при допросе уделяется выяснению дорожных условий, дорожной обстановки и обстоятельств происшествия.
Если водитель с места происшествия скрывался, оставив транспортное средство, а потерпевший известен, то при допросе свидетелей прежде всего следует допросить о приметах водителя, поведении на месте происшествия, которые необходимы для установления его личности.
Когда водитель на транспортном средстве скрывается с места происшествия, то первоочередной задачей допроса является получение сведений о транспортном средстве, водителе и других лицах, находившихся в нем.
С этой целью следует получить подробную информацию о марке, модели, цвете транспортного средства. Если свидетель плохо ориентируется в транспортных средствах, то лучше всего использовать справочные пособия , с помощью которых можно уточнить марку, модель, цвет транспортного средства. При этом следует учитывать некоторые психологические аспекты формирования восприятия, обусловленные быстротечностью дорожно-транспортного происшествия. В частности, при движении с одинаковой скоростью легкового и грузового автомобилей скорость меньшего из них (легкового) может восприниматься большей, чем грузового и, наоборот, скорость грузового автомобиля в этих условиях может занижаться.
Установлению личности водителя способствует подробный допрос о приметах пассажиров транспортного средства, их поведения после происшествия.
Если свидетель видел государственный номерной знак, следует обратить внимание на его цвет и индексы. Нередко в таких случаях удается получить отдельные цифры и буквы номерного знака, что в совокупности с маркой, моделью транспортного средства позволяет через органы Госавтоинспекции установить конкретное транспортное средство.
Чрезвычайно важное значение имеют показания свидетелей в ситуациях, когда водитель на транспортном средстве скрывается с места происшествия и увозит потерпевшего. В числе других вопросов, о которых шла речь ранее, следует установить, может ли свидетель опознать транспортное средство, водителя и по каким именно признакам.
§ 5. Допрос водителя
Основным источником информации о дорожно-транспортном происшествии на первоначальном этапе расследования является допрос водителя.
Независимо от вида дорожно-транспортного происшествия и исходной следственной ситуации сведения, получаемые при допросе водителя, можно разделить на четыре группы:
— о личности водителя и особенностях транспортного средства;
— о дорожных условиях и дорожной обстановке;
— об обстоятельствах совершения происшествия;
— о действиях водителя после дорожно-транспортного происшествия.
При изучении личности водителя, кроме биографических данных, предусмотренных вводной частью протокола допроса, необходимо выяснить следующие вопросы: стаж работы в качестве водителя, его квалификацию, наличие прежних нарушений Правил дорожного движения, за которые он был привлечен к административной или иной ответственности, а также судимости за совершенные преступления. Эта информация поможет правильно выбрать тактику допроса, сформулировать уточняющие вопросы и определить необходимость проведения иных процессуальных действий.
Транспортное средство является важным элементом системы обеспечения безопасности дорожного движения. Поэтому информация о его техническом состоянии имеет важное значение при расследовании дорожно-транспортного происшествия. Если при осмотре места происшествия обнаружена неисправность транспортного средства, то следует выяснить следующие вопросы: было ли оно исправно перед выездом на линию; когда возникла неисправность. При допросе водителя необходимо также установить характер этой неисправности, ее конкретное проявление и установить причину продолжения водителем движения на неисправном транспортном средстве. Одновременно устанавливаются лица, ответственные за техническое состояние транспортных средств.
Информация о дорожной обстановке и дорожных условиях связана с установлением следующих вопросов: видимость, т. е. возможность различать водителем конкретный объект (пешехода, транспортное средство, поворот дороги) с определенного расстояния; освещенность проезжей части в условиях естественного или искусственного (фонари уличного освещения, ближний или дальний свет фар) освещения; профиль проезжей части, тип и состояние дорожного покрытия.
Следует иметь в виду, что показания водителя относительно этих обстоятельств могут не совпадать с теми сведениями, которые отражены в протоколе осмотра места происшествия, ибо нередко от момента дорожно-транспортного происшествия до его осмотра проходит определенное время, в течение которого в обстановке места происшествия происходят различные изменения. Поэтому во время допроса водителя необходимо выяснить следующие вопросы: состояние проезжей части в момент происшествия; когда и какие произошли в нем изменения; каково было состояние проезжей части в момент осмотра; какое время прошло от момента дорожно-транспортного происшествия до начала осмотра. Важно также установить, по каким признакам водитель сделал вывод о состоянии проезжей части (по цвету покрытия, движению транспортного средства во время торможения и т. д.).
К другим сведениям, характеризующим дорожные условия, следует отнести обустройство дороги и средства регулирования уличного движения. Здесь следует выяснить ширину проезжей части, количество полос для движения транспортных средств и способы разделения их, наличие дорожных знаков, 'светофоров и их расположение.
Дорожная обстановка — понятие, которое определяется скоростью движения транспортных средств, характером и интенсивностью движения, расположением их на проезжей части относительно друг друга, особенностями окружающей проезжую часть местности (деревья, пустырь, строения и т. д.). Особенно важно при допросе водителя иметь в виду влияние дорожной обстановки на обзорность, т. е. возможность с рабочего места водителя обозревать определенное пространство проезжей части. Она не остается постоянной, а меняется в зависимости от дорожной обстановки. В силу этого во время допроса важно установить, какому состоянию дорожной обстановки соответствовала обзорность.
Наиболее сложной является часть допроса водителя относительно обстоятельств совершения происшествия и развития механизма происшествия. При этом, основное внимание при допросе уделяется механизму, касающемуся процесса движения объектов, непосредственно перед столкновением или наездом. Следует иметь в виду, что только на основе результатов допроса водителя такие процессы познать невозможно, т. к. необходим совокупный анализ сведений, полученных при допросе водителя, других лиц и заключений экспертов (автотехника, трасолога, медика и др.).
При выявлении обстоятельств дорожно-транспортного происшествия возникает задача, получить точные данные о различных процессах (скорости транспортных средств, темпе движения пешеходов, взаимном расположении движущихся транспортных средств), а также о расположении различных объектов обстановки места происшествия. Поскольку речь идет о количественных показателях, суждения людей о которых являются результатом их субъективной оценки, то задача не всегда может быть решена в ходе допроса.
Содержание допроса различается в зависимости от вида дорожно-транспортного происшествия. При наездах транспортных средств па пешеходов основное внимание при допросе водителя следует уделять выяснению характера движения транспортного средства и пешехода—в катом направлении, относительно друг друга, они передвигались, с какой скоростью (в каком темпе), а также условий, в которых развивалось дорожно-транспортное происшествие.
Оценку показаний водителя следует осуществлять на основе сопоставления показаний свидетелей и данных их протокола осмотра места происшествия, в котором имеются сведения о длине следов торможения. Если же следы торможения при осмотре не обнаружены, то следует использовать в тех же целях сведения из протоколов допроса свидетелей (очевидцев). К показаниям водителя относительно скорости движения транспортного средства следует относиться критически, ибо при отсутствии следов торможения даже опытные водители склонны в своих показаниях занижать величину скорости, ошибочно полагая, что это обстоятельство свидетельствует о проявленной ими осторожности.
Важное значение имеет выяснение у водителя расположения управляемого им транспортного средства непосредственно перед происшествием. Известно, что далеко не всегда на месте происшествия обнаруживаются следы, при анализе которых можно определить место наезда транспортного средства на пешехода. Выяснение расположения на проезжей части дороги транспортного средства позволяет установить место наезда.
В числе других вопросов при допросе водителя необходимо установить скорость транспортного средства, создавшего помеху, его расположение, характер последующего движения.
Выяснение дорожной обстановки необходимо связывать с движением пешехода. Например, с началом его движения от тротуара, появлением из-за движущегося автомобиля и т. д. Относительно характера движения пешехода необходимо выяснить: с какой стороны по направлению движения транспортного средства появился пешеход и на каком расстоянии перед ним; под каким углом он пересекал проезжую часть и каков был темп его движения (медленный, спокойный или быстрый шаг, спокойный или быстрый бег); не останавливался ли он и не менял ли темп движения; в каком месте произошел наезд на него.
Если пешеход появился из-за неподвижного или движущегося препятствия, которое могло ограничивать обзорность водителю, то следует установить его размеры, расположение, а также положение транспортного средства по отношению к нему при появлении пешехода из-за препятствия.
При анализе механизма наезда следует установить: какие действия предпринимал водитель для предотвращения наезда (торможение, объезд, подача звукового или светового сигналов) и на каком расстоянии от пешехода. Кроме того, важно установить и поведение потерпевшего на проезжей части: смотрел ли он в сторону приближавшегося транспортного средства; как реагировал на сигналы водителя. Нередко такой анализ действий водителя и потерпевшего обеспечивает правильное принятие решения по делу.
Так, водитель У. следовал по улице, по середине которой проходили трамвайные пути. Приближаясь к остановке, на которой остановился трамвай, водитель затормозил. Когда трамвай начал движение, то вышедший из него пассажир Н. посмотрел на водителя и знаками показал, что он пропускает автомобиль. Как только автомобиль начал движение, то И. на близком расстоянии от него побежал к тротуару и был сбит автомашиной, получив при этом телесные повреждения. При допросе потерпевший пояснил, что он действительно знаками показал водителю, что пропускает автомобиль, но потом передумал и решил перебежать улицу. При этих обстоятельствах уголовное дело в отношении водителя было прекращено из-за отсутствия в его действиях состава преступления.
При допросе водителя возможно установить механизм причинения телесных повреждений, т. е. выяснить: момент первоначального контакта транспортного средства и тела человека; в какую часть тела и какими деталями автомототранспорта был нанесен удар; в какую сторону упал потерпевший; перемещалось ли тело пострадавшего после удара. Если транспортное средство переехало через тело пострадавшего, то следует установить, какими колесами и по какой части туловища произошел наезд.