Международные структуры, организации и содружества по борьбе с преступностью и терроризмом

Следует отметить важную роль Интерпола, которую он играет в борьбе с терроризмом. В 1998г. Генеральный секретариат Интерпола принимает Руководство по сотрудничеству в борьбе с терроризмом, в котором описаны практические меры, которые могут быть предприняты для совершенствования сотрудничества в борьбе с международным терроризмом. 27 октября 1998г. резолюцией Генеральной Ассамблеи Интерпола принята Декларация по борьбе с терроризмом.

 

2.3 Международная организация уголовной полиции - Интерпол


Предшественница Интерпола Международная комиссия уголовной полиции (МКУП) была создана в 1923 г. и прекратила свое существование в 1938 г. В его нынешнем виде Интерпол создан в 1946 г., а в 1956 г. был принят ныне действующий Устав.

В соответствии с Уставом Интерпол должен:

а) обеспечивать и развивать широкое взаимное сотрудничество всех органов уголовной полиции в пределах существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека;

б) создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению и борьбе с общеуголовной преступностью.

При этом Организации строго запрещается любое вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера. Иными словами, она обязуется содействовать только предупреждению преступности и борьбе с ней, не вторгаясь, в политические и иные дела.

Международная организация уголовной полиции Интерпол включает: Генеральную Ассамблею, Исполнительный комитет, Генеральный секретариат, Национальные центральные бюро, Советников.

Генеральная Ассамблея является высшим органом Организации состоит из делегатов, назначаемых членами Организации.

Функции Генеральной Ассамблеи: выполнение обязанностей, предусмотренных Уставом; определение принципов деятельности и выработка общих мер, которые должны способствовать выполнению целей Организации; рассмотрение и утверждение общего плана работы, предлагаемого Генеральным секретарем на следующий год; принятия решений и дача рекомендаций членам Организации по вопросам, входящим в ее компетенцию; определение финансовой политики Организации; рассмотрение и одобрение соглашений с другими организациями.

Генеральная Ассамблея собирается на свои сессии ежегодно. Решения принимаются простым большинством голосов, за исключением тех, для принятия которых по Уставу требуется большинство в две трети голосов (избрание президента Интерпола, изменения в Уставе и др.).

Исполнительный комитет в целом: осуществляет контроль за исполнением решений Генеральной Ассамблеи; готовит повестку Дня сессий Генеральной Ассамблеи; представляет Генеральной Ассамблее планы работы и предложения, которые он считает целесообразными; осуществляет контроль за деятельностью Генерального секретаря, кроме того, он пользуется всеми полномочиями, которые делегирует ему Ассамблея.

Постоянно действующими службами Интерпола являются Генеральный секретариат и Генеральный секретарь.

Особое место в системе органов Интерпола занимают Национальные Центральные Бюро государств членов Организации Структурно, как правило, НЦБ входит в ведомство, на которое ложится главная ответственность в стране за борьбу с преступностью

Российское НЦБ Интерпола является главным управлением Центрального аппарата МВД России.

Основными задачами НЦБ являются:

• налаживание международного информационного обмена об уголовных деяниях и «международных преступниках»;

• организация исполнения запросов иностранных государств и международных организаций по борьбе с уголовной преступностью;

• наблюдение за реализацией международных договоров, касающихся борьбы с преступностью.

По научным вопросам Организация может консультироваться с Советниками, которые, назначаются Исполнительным комитетом сроком натри года, исполняя исключительно консультативные функции. Советники избираются из лиц, пользующихся международной известностью в интересующей Организацию области деятельности.

Советник может быть отстранен от должности по решению Генеральной Ассамблеи. В настоящее время в Международную организацию уголовной полиции входит 182 государства. СССР, а ныне Российская Федерация является членом Интерпола с 1990г.

3. Региональные международные организации в борьбе с терроризмом


Активно включились в борьбу с терроризмом региональные международные организации. Прежде всего, они приняли ряд региональных международно-правовых документов, определяющих параметры сотрудничества государств по борьбе с международным терроризмом.

Одним из первых встал на этот путь 27 января Совет Европы. В его рамках в 1977г. принята Европейская конвенция о пресечении терроризма, которую Федеральное Собрание Российской Федерации ратифицировало 7 августа 2000г. 28 июня 1978г. принимается еще один документ, косвенно относящийся к сфере борьбы с терроризмом Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами.

На 109-й сессии 8 ноября 2001г. Комитет министров Совета решил немедленно повысить эффективность существующих международных документов по борьбе с терроризмом, принятых в рамках Совета Европы. В связи с этим он создал Многопрофильную группу по международным действиям против терроризма с всеобъемлющим подходом, включающим в себя уголовные, коммерческие, административные и другие правовые аспекты. В своей деятельности группа будет учитывать соответствующие декларации и решения Комитета министров, резолюции Парламентской Ассамблеи и Конференции министров юстиции по борьбе с терроризмом, а также законы и положения о правах человека.

13 июня 2002г. Совет Европейского союза принял Рамочное решение о борьбе с терроризмом, в соответствии с которым каждое государство член Союза обязано принять предусмотренные документом меры, направленные на предупреждение и пресечение террористических актов, а также предание суду или выдачу террористов.

Ответом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) на террористические акты 11 сентября 2001 г. стали Решение по борьбе с терроризмом и План действий по борьбе с терроризмом, принятые на 9-м совещании министров иностранных дел ОБСЕ в декабре 2001 г. в Бухаресте и Декларация и Программа действий, принятые на Бишкекской международной конференции, состоявшейся 1314 декабря 2001 г. в Бишкеке[9]. Кроме того, действующий председатель ОБСЕ назначил бывшего министра иностранных дел Дании Яна Троеборга своим личным представителем для координации деятельности ОБСЕ по борьбе с терроризмом и для выполнения инициатив, предусмотренных Бухарестским и Бишкекским документами, а также активизации деятельности по четырем стратегическим направлениям: поддержание общественного порядка, охрана границ, борьба с контрабандой и финансированием терроризма. ОБСЕ через свои миссии и институты обязуется обеспечивать выполнение этих документов и оказывать поддержку ООН в осуществлении ее деятельности.

На состоявшемся 67 декабря 2002 г. в г. Порту (Португалия) 10-м заседании Совета министров иностранных дел государств участников ОБСЕ была принята Хартия ОБСЕ по противодействию терроризму и борьбе с ним. В документе, состоящем из 28 пунктов, предусмотрен широкий спектр обязательств 55 государств участников ОБСЕ в борьбе с терроризмом.

10 июля 2003 г. вступила в силу Межамериканская конвенция по борьбе с терроризмом, открытая для подписания в июле 2002 г. на XXXII сессии Генеральной Ассамблеи Организации американских государств (ОАГ)[10]. Этим шагом выражено твердое стремление государств Западного полушария внести свой вклад в развитие международно-правовой базы сотрудничества в противодействии терроризму, усиление регионального компонента международной антитеррористической коалиции. Конвенция направлена на практические меры, включая пресечение финансовой подпитки терроризма. Предусмотрено создание Межамериканского комитета по борьбе с терроризмом (СИКТЕ).

Государства участники Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) активно сотрудничают между собой, а также с другими государствами и международными организациями в борьбе с терроризмом. В Бишкекском меморандуме о сотрудничестве и взаимодействии правоохранительных органов и спецслужб Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан от 2 декабря 1999г. стороны объявили об образовании «Бишкекской группы» в составе руководителей их правоохранительных органов, которая рассматривает на совместных совещаниях, проводящихся не реже одного раза в год, актуальные вопросы правоохранительной деятельности.[11]

15 июня 2001г. государства участники ШОС подписали Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.[12] Конвенция регулирует взаимодействие правоохранительных ведомств и спецслужб этих стран в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, процесс обмена информацией между ними, осуществление оперативно-розыскных мероприятии, принятие совместных мер по пресечению поставок вооружения и боеприпасов террористическим организациям.

В Конвенции предусматривается также заключение государствами-участниками отдельного соглашения с целью создания и обеспечения функционирования региональной антитеррористической структуры, значение и сфера деятельности которой, по мнению Президента Российской Федерации В. В. Путина, выходят за границы Центральной Азии.

7 июня 2002г. государства члены ШОС приняли Соглашение об учреждении региональной антитеррористической структуры (РАТС) со штаб-квартирой в Бишкеке (Киргизия). В нем определены основные задачи и функции РАТС, ее органы, правовая база деятельности, ряд других вопросов.

4. Содружество Независимых Государств в борьбе с терроризмом


В силу своего геополитического положения государства - участники Содружества Независимых Государств в условиях современной международной ситуации оказались на переднем крае борьбы с международным терроризмом.

Проблемы борьбы с терроризмом находятся в центре внимания Совета глав государств, Совета глав правительств, Межпарламентской ассамблеи, Совета министров иностранных дел, Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников Содружества, Совета министров внутренних дел, Совета секретарей советов безопасности.

На заседании Совета глав государств - участников СНГ, состоявшемся 25 января 2000г. в Москве, было принято Решение о противодействии международному терроризму в свете итогов Стамбульского саммита ОБСЕ. Советам безопасности государств - участников Содружества совместно с Советом руководителей органов безопасности и специальных служб, Советом министров внутренних дел и Советом министров обороны государств - участников СНГ поручено разработать целевую программу борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, предусмотрев, в том числе создание единого антитеррористического центра.

Государства - участники Содружества создали необходимую международно-правовую базу сотрудничества на региональном уровне в целях борьбы с терроризмом[13]. В апреле 2004г. был принят модельный закон «О борьбе с терроризмом», который в качестве рекомендательного акта закрепил правовые основы борьбы с этим чудовищным злом.

4 июня 1999г. подписан Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом.[14] Его значение состоит в том, что он наряду с традиционными формами определил ряд принципиально новых форм сотрудничества в борьбе с актами терроризма. Среди них следует назвать такие формы, как:

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты