Министерства и центральные (федеральные) ведомства в системе государственного управления

Рис. №1 Схема ведомственного подчинения федеральных министерств, служб и агентств в системе исполнительных органов власти.

Например, руководство деятельностью Федеральной службы охраны РФ и Управления делами Президента РФ (в статусе федерального агентства) напрямую осуществляет Президент РФ, их структура и положения об этих ведомствах устанавливаются и утверждаются указами Президента РФ [6; 9]. В свою очередь, руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы и Федерального агентства по атомной энергии осуществляет Правительство РФ, положения об этих ведомствах утверждаются постановлениями Правительства РФ [16; 17].

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. При этом под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ [1], федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц [8].

Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр). При этом автор считает необходимым подчеркнуть тот факт, что федеральное министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ. Кроме того, федеральное министерство в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ [8].

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. При этом под функциями по контролю и надзору понимается: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов [8].

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. При этом федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. В пределах своей компетенции федеральная служба издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации, и - автор считает необходимым это подчеркнуть -  нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Также следует заметить, что федеральная служба может быть подведомственна как Президенту РФ, так и находиться в ведении Правительства РФ.

Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. При этом под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ. Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Заметим, что федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство, так же как и федеральная служба, вправе в пределах своей компетенции издавать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Также как и федеральная служба, федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ. Само федеральное агентство, также как и федеральная служба, не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти [15].

Автору следует также отметить, что руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Соответственно, руководители федеральных служб и федеральных агентств, не подведомственных напрямую Президенту РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности данных федеральных служб и федеральных агентств, а заместители руководителей этих федеральных служб и федеральных агентств - назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению руководителей федеральных служб и федеральных агентств.

Порядок назначения на должность руководителей и членов коллегиальных органов управления федеральных служб и федеральных агентств, имеющих статус коллегиального органа, определяется Правительством РФ, если иное не установлено федеральным законом.

Делая выводы из вышеизложенного, автор хочет отметить, что структура и система исполнительной власти, в первую очередь, должна обеспечивать:

1) специализацию органов исполнительной власти;

2) организационное обособление функций, исполнение которых создает конфликт;

3) внутреннюю управляемость исполнительной власти;

4) оперативную разработку и согласование политики между органами исполнительной власти.

Автор уверен, что во многом этим требованиям отвечает существующая сегодня трехуровневая система исполнительной власти. Она состоит из органов исполнительной власти разной специализации с организационным обособлением правоустанавливающих, правоприменительных (контрольно-надзорных) функций и функции оказания государственных услуг и управления государственным имуществом: федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Именно функциональная специализация исключает конфликт между функциями выработки политики, исполнением политики и контролем за исполнением политики. По мнению автора, управляемость функционально специализированной системы исполнительной власти должна достигаться, с одной стороны, четким разграничением компетенции органов исполнительной власти, относительной их автономностью, с другой - соподчинением между этими органами исполнительной власти.

§ 1.2 Создание и организация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти


Согласно ст. 78 Конституции РФ [1] федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, как правило, создаются в качестве окружных, межрегиональных, региональных (в границах субъекта Российской Федерации), межрайонных, городских или районных органов. При этом финансирование деятельности данных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти являются государственными органами, находящимися в его подчинении. Данные органы в соответствии с компетенцией федерального органа исполнительной власти и установленными полномочиями выполняют функции по контролю и надзору, по управлению государственным имуществом, по предоставлению государственных услуг и другие функции, в том числе по выполнению задач, связанных с реализацией федеральных программ, планов, отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента РФ, Правительства РФ и соответствующего федерального органа исполнительной власти. Кроме того, они также осуществляют контроль и надзор за выполнением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им в соответствии с федеральными законами полномочий федеральных органов исполнительной власти по предметам совместного ведения, а также за соблюдением требований к качеству и доступности государственных услуг организациями, через которые они оказываются.

Правительство РФ на основе предложений руководителей федеральных служб и агентств, руководство которыми осуществляет Правительство, утверждает схему размещения территориальных органов указанных федеральных органов исполнительной власти. В свою очередь, федеральное министерство на основе предложений руководителей находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств утверждает схему размещения территориальных органов указанных федеральных органов исполнительной власти. При этом схема размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти включает их перечень, фонд оплаты труда и предельную численность работников территориальных органов каждого федерального органа исполнительной власти. Образование территориального органа, а также его реорганизация или упразднение осуществляются руководителем федерального органа исполнительной власти путем принятия решения на основании схемы размещения территориальных органов. Порядок организации деятельности этих органов предусматривается в регламенте соответствующего федерального органа исполнительной власти. При этом руководитель федерального органа исполнительной власти утверждает положение о территориальном органе этого федерального органа исполнительной власти. Следует отметить, что для отдельных федеральных органов исполнительной власти федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ может быть установлен иной порядок образования, реорганизации и упразднения территориальных органов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты