Надзор за исполнением законов в Республике Беларусь

Как показали выборочные исследования, проверка результативности проводится в среднем по каждому 20-25 представлению и 14-18 протесту. Если иметь в виду, что не все прокурорские акты приводят к устранению нарушений законов и обстоятельств, им способствующих, то станет понятной необходимость использования методических рекомендаций по вопросу проверки результативности мер, предпринятых прокурорами для устранения нарушений законов.

Чтобы достичь в этом больших успехов, прежде всего, необходимо установить, что снижает эффективность прокурорского реагирования. Такими отрицательными факторами могут быть недостатки предпринимаемых прокурором мер для устранения нарушений законов и обстоятельств, им способствующих; неудовлетворительное реагирование на прокурорские акты со стороны их адресатов; объективная невозможность устранить полностью некоторые нарушения законов и обстоятельства, им способствующие.

В каждом случае своевременная информация о том, что акты прокурорского реагирования не достигают поставленной перед прокурором цели, позволит ему принять дополнительные меры, т.е. обратиться к иным органам с этим вопросом. Стремление прокурора получить информацию о результативности предпринятых мер дисциплинирует должностных лиц, к которым обращены данные акты, заставляет их прилагать дополнительные усилия для разработки и реализации мероприятий, направленных на полное устранение нарушений. И наоборот, пассивное отношение прокурора к этому вопросу может привести к ухудшению состояния законности, снижению авторитета прокурора и его актов. Отсутствие заинтересованности в результатах рассмотрения, например протестов и представлений (имеются в виду не ответы о «принятых мерах», а изменения в состоянии законности), является проявлением формализма в работе.

Рассмотрим предварительные условия, соблюдение которых повысит активность работы по проведению проверок результативности прокурорских актов:

Осведомленность в предписаниях Генерального прокурора Республики Беларусь по вопросам проверки результативности мер, предпринимавшихся прокурорами для устранения нарушений законов и обстоятельств, им способствующих. Генеральный прокурор в свете требований законов относительно повышения действенности мер, направленных на устранение нарушений законности, указывает на необходимость проверки результативности актов прокурорского реагирования.

Руководство в своей деятельности правилом, согласно которому получение прокурором сообщений о мерах, предпринятых в связи с рассмотрением поступивших от него протестов и представлений, не исчерпывает вопроса о проверке результативности актов прокурорского реагирования. Проведенные в течение последних исследования позволили убедиться в том, что многие сообщения, содержащие утверждения об устранении нарушений законов, не соответствуют действительности. Чтобы избежать формализма в этом деле, надо независимо от поступления сообщений решать вопрос: результативность каких протестов и представлений ему следует проверить на месте.

Ориентированность в методах, позволяющих повысить удельный вес контрольных (повторных) проверок результативности актов прокурорского реагирования. Сказанное необходимо потому, что при правильной организации работы по проверке результативности актов прокурорского реагирования можно увеличить число контрольных проверок за счет привлечения к указанной работе других органов.

В результате реализации изложенных предварительных условий прокурор сможет, в частности: точно соблюдать требования Генерального прокурора Республики Беларусь относительно контроля за фактическим устранением вскрытых нарушений закона; увеличить число контрольных проверок. [15. С.53-55]

ГЛАВА 2. АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ В ПОРЯДКЕ ОБЩЕГО НАДЗОРА


2.1. Требования, предъявляемые к актам прокурорского реагирования


Акт прокурорского реагирования можно определить как нормативно закреплённое средство реагирования прокурора на нарушение законов, используемое в предусмотренных законом формах в ходе реализации полномочий по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. [9. C.207]

Общих требований, принятых в юридической науке «Прокурорский надзор», существует пять:

1)    Они должны быть посвящены актуальному, значительному событию, относящемуся к нарушениям закона, что обуславливает процессуальную необходимость вмешательства именно прокурора и принятия им соответствующего решения.

2)    Своевременность вынесения актов прокурорского реагирования. [16. С.58] Хоть в законе и не установлено срока давности для опротестования прокурором незаконного акта, прокурор обязан принять оперативные меры по устранению этого правонарушения. Только своевременно принесенный протест может дать положительный результат. [15. С.57]

3)    Выводы и предложения прокурора, содержащиеся в его правовых актах, должны быть аргументированными, основываться на достоверных, проверенных фактах, а не на домыслах, слухах и мнениях. [17. С.58] Прокурору не следует предрешать те меры административного или дисциплинарного воздействия, которые руководитель может применить в отношении лица, допустившего нарушение закона. Руководитель это определит самостоятельно с учетом иных обстоятельств, в том числе и характеристики виновного

4)    Важно, в какую форму облекаются акты прокурорского надзора. Между содержанием и формой протеста или представления должно быть органическое единство: форма должна всегда соответствовать содержанию.

Практикой выработана определенная структура и реквизиты каждого из документов прокурорского реагирования на нарушение закона. [15. С.57]

5) Общее требование, предъявляемое к актам, заключается в том, чтобы эти документы были юридически и стилистически грамотными. [17. С.58] Если протест или представление прокурора отвечают изложенным выше требованиям, они тем самым выполняют свое предназначение. [15. С.58]

2.2. Протест как акт прокурорского реагирования


Одним из основных, наиболее последовательно отражающих специфику прокурорского надзора полномочий по устранению нарушений закона является право опротестования противоречащих закону правовых актов. Оно прямо указано в Указе Петра I от 27 апреля 1722 г. «О должности генерал-прокурора»

Принесение протеста следует рассматривать не только как право, но и как обязанность прокурора. Во всех случаях выявление противоречащих закону правовых актов прокурор не должен уклонятся от реагирования. [13. С.218]

Протест прокурора – это акт (документ) прокурорского реагирования на нормативно-правовой акт государственного органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими данными требование об отмене данного акта или приведении его в соответствии с законом. [18. С.85]

Поскольку имеется определенная специфика в составлении и правовом назначении прокурорского реагирования на нарушение закона, необходимо остановиться на характеристике каждого из них.

Протест

Протест прокурора как правовой документ должен отвечать определенным требованиям.

В протесте должны содержаться следующие элементы:

– наименование опротестованного акта или действия;

– кем и когда этот акт издан;

– содержание опротестованного правового акта;

– правовое обоснование незаконного акта;

– указание на норму нарушенного закона;

– предложение прокурора об отмене или приведении в соответствие с законом опротестованного акта;

– требование о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушивших закон;

– предложение о рассмотрении протеста в установленный законом 10-дневный срок и сообщение о результатах рассмотрения;

– должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин;

– дата принесения протеста.

Протест приносится на противоречащий или несоответствующий закону правовой акт (отличие от представления), изданный органом государственной власти или управления, субъектами хозяйствования, а также на устные распоряжения должностных лиц.

Предметом опротестования может быть не только правовой акт, но и незаконное действие должностного лица.

Протест приносится в орган, издавший незаконный акт или в вышестоящий орган. Это определяет прокурор автор протеста в зависимости от конкретных обстоятельств. Если, по мнению прокурора не требуется вмешательства вышестоящего органа или вышестоящего должностного лица, протест приносится в орган или должностному лицу, принявшему незаконный правовой акт. Если установленное прокурором нарушение закона носит распространенный характер в той или иной отрасли хозяйства, он, конечно, обязан направить протест в вышестоящий орган, чтобы последним были приняты необходимые меры по устранению имеющихся нарушений закона. В вышестоящий орган приносится протест и в тех случаях, когда нижестоящим органом был отклонен первоначальный протест прокурора.

В протесте прокурор излагает требование об отмене правового акта или приведение его в соответствие с законом, а также требование о прекращении незаконного действия должностных лиц, а также восстановление нарушенного права. Принесение протеста прокурором автоматически приостанавливает исполнение опротестованного акта. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-тидневный срок после его поступления. В исключительных случаях, там, где необходимо немедленное приостановление правового акта, могущего повлечь тяжкие последствия, прокурор может потребовать приостановление действия этого акта немедленно.

О результатах рассмотрения протеста в обязательном порядке уведомляют прокурора в письменной форме.

В силу распространенности нарушенного закона прокурор вправе поставить вопрос о рассмотрении протеста на коллегии областного звена или министерства. О дне рассмотрения протеста сообщается прокурору, где прокурор вправе участвовать и аргументировать свой протест.

После того, как прокурор получит сообщение об удовлетворении протеста, он не может считать законченной свою миссию. Через определенное время необходимо проверить фактическое исполнение требований, содержащихся в его протесте. [15. С.58,59]

Если по каким-либо причинам рассмотрение протеста задерживается, должностное лицо которому направлен этот протест, обязано сообщить прокурору о причинах такой задержки.

Однако во всех случаях не рассмотрения протеста в установленный срок прокурор должен потребовать объяснения от должностных лиц, в обязанности которых входит рассмотрение протеста и принятие по нему соответствующих мер.

Когда же и это не даёт должного эффекта, прокурор обращается к вышестоящему должностному лицу, чтобы тот принял меры к рассмотрению протеста. Должностное лицо обязано строго взыскать со своего подчинённого за несвоевременность рассмотрения протеста прокурора, ибо это то же нарушение закона. [17. С.60]

Судье по административным делам и исполнительным производствам суда Центрального района города Минска

Бычко А.В.



ПРОТЕСТ

на постановление о привлечении

к административной ответственности

по ст.156-1 КоАП Республики Беларусь

Курилова И.А.


Постановлением от 26.10.2006 на основании ст.156-1 КоАП Республики Беларусь Курилов Игорь Аркадьевич, 15.02.1956 года рождения, женатый, работающий, проживающий по адресу: Минский район, п. Большевик, ул. Центральная, 27-5, подвергнут административному взысканию в виде штрафа в доход государства в размере 3-х базовых величин – 93 000 рублей.

Полагаю, что данное постановление вынесено незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям.

Курилов И.А. признан виновным в том, 26.08.2006 около 10 часов 15 минут, на перекрестке ул. Гая и Орловская в г. Минске, нанес Бабецкой А.А. несколько ударов в область лица и шеи, хватал за руки, чем умышленно нанес ей побои.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты