Налоговые правонарушения в российском законодательстве
План
Введение
1. Общая характеристика налогового правонарушения
1.1 Понятие и признаки налогового правонарушения
1.2 Виды налоговых правонарушений
2. Общие условия и порядок применения налоговой ответственности
2.1 Правовая природа налоговой ответственности
2.2 Общие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений
2.3 Элементы состава налогового правонарушения
Заключение
Библиография
Введение
Применение мер ответственности в сфере налогообложения постоянно вызывает повышенное внимание налогоплательщиков, так как оно весьма серьезно затрагивает их права, в особенности право собственности. В Постановлении от 17.12.1996 № 20-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что право частной собственности не является абсолютным и может быть ограничено в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Рассмотрение налоговой ответственности, является особенно актуальным в связи с продолжающимся реформированием законодательства о налогах и сборах. Наверно, каждый налогоплательщик хотя бы раз решал для себя вопросы, являются те или иные действия нарушением налогового законодательства, не приведут ли они к взысканию штрафов, а если да, то в каком размере и можно ли снизить их, какие обстоятельства необходимо учитывать при этом.
Кроме того, актуальность темы исследования обусловлена все более обостряющейся проблемой наполнения бюджетов всех уровней, финансирования социальной сферы, оборонного комплекса и других важных государственных программ, что, вполне естественно, требует более пристального внимания к исследованию всего комплекса вопросов совершенствования налоговой системы России.
По экспертным оценкам более 60 процентов налогоплательщиков либо уклоняются от их уплаты, либо скрывают истинные размеры своих доходов и других объектов налогообложения.
Эта огромная цифра сигнализирует о явном неблагополучии в налоговой системе. Не все хотят платить налоги, тем более что не всегда понятно, на какие нужды и как эффективно используются бюджетные средства государственными учреждениями и чиновниками. В свою очередь, органы налогового контроля государства наращивают усилия по выявлению и пресечению налоговых правонарушений, привлечению виновных к ответственности и стремятся, таким образом, выполнить свою главную задачу — наполнение доходных частей бюджетов и внебюджетных фондов.
Налоговое законодательство в сравнении со многими другими отраслями Российского права находится в стадии становления и, естественно поэтому, страдает многими недостатками, просчетами и пробелами. Предмет правового регулирования затрагивает существенные интересы практически всего населения страны, а посему требует серьезных научных изысканий, всестороннего, полного и объективного обоснования изменения существующей налоговой системы. Актуальность предлагаемой работы определяется во многом также и тем обстоятельством, что в настоящее время продолжают осуществляться меры по реформированию налоговой системы России.
С развитием налогового законодательства параллельно развиваются и способы его нарушения. Это неизбежный процесс, поэтому тема не теряет своей актуальности.
Целью настоящего исследования является рассмотрение налоговых правонарушений в российском законодательстве.
Для достижения цели необходимо решить задачи: раскрыть понятие, признаки и состав налогового правонарушения; классифицировать налоговые правонарушения; рассмотреть условия привлечения к ответственности, выявить и сформулировать основные проблемы.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых, политологов и др. авторов, относящиеся к теме исследования. При написании работы использовалось действующее законодательство России. Нормативная база исследования включает, помимо норм налогового права, источники других отраслей права: конституционного, гражданского, финансового, административного, уголовного и др.
1. Общая характеристика налогового правонарушения
1.1 Понятие и признаки налогового правонарушения
Основаниями налоговой ответственности выступают: 1) нормативное основание - закрепленная в законе нормативная модель правонарушения; 2) фактическое основание - реально совершенное налоговое правонарушение; 3) процессуальное основание - акт налогового органа или суда о привлечении к ответственности.
Налоговое правонарушение - виновно совершенное, вредное, противоправное деяние (действие или бездействие), за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность. Признаки налогового правонарушения включают противоправность, реальность, вредность, виновность, наказуемость.
Противоправность состоит в нарушении действующих норм налогового законодательства. Совершение вредного, осуждаемого деяния, причиняющего ущерб общественным отношениям, но не предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве налогового правонарушения, не является основанием налоговой ответственности. Например, перерегистрация налогоплательщика в оффшорной зоне или иные способы оптимизации налогообложения не поощряются государством, но и налоговым правонарушением признаваться не могут. Квалификации деяния в качестве налогового правонарушения по аналогии также не допускается.
Налоговое правонарушение должно быть совершено реально. Это означает, что ответственность наступает только за фактически совершенное, то есть объективированное вовне деяние. При этом налоговое правонарушение может выразиться в форме действия или бездействия. Первое предполагает несоблюдение запретов, второе - неисполнение обязанностей. Субъективное вменение, то есть ответственность за какие-либо проявления психической деятельности (мысли, чувства, намерения, убеждения) или за определенные качества личности (национальность, вероисповедание, социальное положение, родственные или дружеские связи), не допускается. Cogitationis poenam nemo patitur - никто не несет ответственности за свои мысли. Например, руководитель и главный бухгалтер организации могут сколь угодно долго мечтать, обсуждать и планировать налоговое правонарушение, но сама по себе такая деятельность - до реального воплощения незаконной идеи на практике - не влечет привлечение к ответственности.
Вредность деяния не названа законодателем в качестве обязательного признака налогового правонарушения. Такое положение, видимо, связано с преобладанием в налоговом праве формальных составов, ответственность за совершение которых наступает независимо от того, причинен ли реальный ущерб, возникли или нет негативные материальные последствия.
К сожалению, в литературе нередко смешивается вредность как общее свойство любого правонарушения и вред как реальные последствия отдельных правонарушений. Любое правонарушение причиняет вред действующему правопорядку, хотя этот вред не всегда может быть выражен материально. "Общественная вредность является сущностным свойством правонарушения, которое причиняет вред обществу и интересам отдельных граждан независимо от осознания данного обстоятельства законодателем"[1]. Именно вредность (общественная опасность - по уголовно-правовой терминологии) деяния обусловливает его нормативное запрещение. Если поведение лица не несет никаких существенных угроз общественным или частным ценностям, запрещать его не имеет смысла.
Наказуемость. Не всякое неисполнение юридической обязанности или несоблюдение запрета, установленного налоговым законодательством, является налоговым правонарушением. Им признаются лишь деяния, совершение которых влечет применение налоговых санкций.
Виновность выражается в психически волевом отношении нарушителя к правонарушению и его вредным последствиям. Правонарушение возможно только тогда, когда у нарушителя существует реальная возможность выбора своего поведения, иными словами, когда они могут поступить по-разному - правомерно или неправомерно в зависимости от своего сознательно-волевого усмотрения. То есть у нарушителя должна быть осознанная возможность не совершать налоговое правонарушение. Виновность заключается в том, что лицо умышленно или по неосторожности выбирает неправомерное поведение в сфере налогообложения.
Нормативно закреплены две формы вины - умысел и неосторожность. Умысел (dolus - по лат.) предполагает, что лицо, совершившее налоговое правонарушение, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Неосторожность (culpa - по лат.) представляет собой такую форму вины, при которой лицо, совершившее налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших из-за этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Как видим, Налоговым кодексом Российской Федерации не выделяет в качестве разновидности неосторожной вины самонадеянность, сущность которой состоит в том, что нарушитель, предвидя возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение.
Значительные сложности вызывает определение вины коллективных субъектов права. Очевидно, трактовка вины как психического отношения к деянию и его последствиям здесь не подходит, поскольку организация не обладает ни психикой, ни волей, ни сознанием. В процессе многочисленных дискуссий зарубежными и отечественными авторами предлагались различные концепции виновности юридического лица, которые можно условно сгруппировать в два блока:
1) концепция вины в объективном смысле, когда виновность организации выводится непосредственно из ее противоправного поведения, то есть за основу берется объективная сторона правонарушения, и организация признается виновной исходя из ее фактических действий (бездействия) как деликтоспособного субъекта права по совершению правонарушения;
2) концепция вины в субъективном смысле, когда виновность организации определяется исходя из виновности ее уполномоченных представителей.
Проблема в том, что разнообразие этих концепций перенесено в действующее законодательство, которое не содержит общего, унифицированного определения вины коллективных субъектов. Рассмотрим, как виновность организаций определяется в различных отраслях российского права.
НК РФ, п. 4 ст. 110 |
Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения. |
Субъективно-правовая концепция |
КоАП РФ, п. 2 ст. 2.1 |
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. |
Объективно-правовая концепция |
ГК РФ, п. 1 ст. 401 |
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. |
Объективно-правовая концепция |