Налоговые правонарушения в российском законодательстве

Квалифицируемым признаком данного правонарушения является умысел.

2. Ответственность иных обязанных лиц:

а) ответственность налогового агента:

- за неисполнение обязанностей по удержанию с налогоплательщика и (или) перечислению в бюджет удержанных сумм налогов.

Ранее специальной ответственности налогового агента законодательством установлено не было. Между тем налоговыми органами предпринимались попытки самостоятельно сформировать систему налогового контроля за деятельностью налоговых агентов. На основе изданных самой налоговой службой нормативных и внутриведомственных актов органы ГНИ в бесспорном порядке списывали с налоговых агентов суммы налогов, не удержанные ими своевременно с налогоплательщиков (см. п.5.4 Инструкции Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц", Письма Госналогинспекции по г. Москве от 9 июня 1997 г. N 11-13/12730, от 6 мая 1996 г. N 11-13/9369). Однако подобная практика выглядела совершенно необоснованной и противоречила нормам налогового законодательства;

- незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, на территорию или в помещение налогового агента;

- несоблюдение установленного Налоговым кодексом Российской Федерации порядка владения, пользования, распоряжения имуществом, на которое наложен арест;

- непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством;

- непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике по запросу налогового органа либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями;

- неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации это лицо должно сообщить налоговому органу (ст.1291, введенная в Кодекс Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ);

б) ответственность свидетеля:

- неявка, уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении;

- неправомерный отказ от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний;

в) ответственность эксперта, переводчика, специалиста:

- отказ от участия в проведении налоговой проверки;

- дача заведомо ложного заключения (осуществление заведомо ложного перевода).

Глава 18 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает отдельные виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение. Применение к банковским учреждениям финансовых санкций производится посредством взыскания штрафа или пени. В последнем случае взыскание производится в бесспорном порядке.

Остановимся на предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации видах правонарушений:

а) открытие банком счета налогоплательщику без предъявления последним свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

До принятия Налогового кодекса Российской Федерации аналогичные нормы ответственности содержались в п.1 Указа N 1006. Однако в соответствии с требованиями данного Указа к ответственности за совершение этого правонарушения привлекались руководители кредитных учреждений;

б) несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем;

в) нарушение срока исполнения платежных документов о перечислении налога.

Ответственность за совершение данного правонарушения ранее была предусмотрена ст.15 Закона об основах налоговой системы, в соответствии с которой банковское учреждение отвечало за задержку исполнения поручения клиента на перечисление налогов, а также за задержку и использование неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов[5].

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность лишь за сам факт нарушения банком срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

г) неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового органа.

За совершение данного правонарушения ответственность в административном порядке несут также должностные лица банковского учреждения;

д) неправомерное неисполнение банком в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пени;

е) совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которого в банке находится инкассовое поручение налогового органа;

ж) непредставление банками налоговым органам сведений о финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов[6].

Существует множество налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена не только Налоговым кодексом, но и Уголовным кодексом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.



2. Общие условия и порядок применения налоговой ответственности

2.1 Правовая природа налоговой ответственности

Вопрос о понятии, специфике и отраслевой природе налоговой ответственности является дискуссионным. Во многом это обусловлено тем, что отечественная правовая наука до сих пор не выработала универсального определения юридической ответственности.

Налоговая ответственность - это охранительное правоотношение между государством и правонарушителем (налогоплательщиком, налоговым агентом и т.д.), где государству в лице налоговых органов и судов принадлежит право налагать налоговые санкции за совершенные налоговые правонарушения, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, а у нарушителя - обязанность эти санкции уплатить.

Привлечение к налоговой ответственности преследует карательно-штрафную и превентивно-воспитательную цели. В литературе приводятся аргументы в пользу того, что налоговая ответственность выполняет также и правовосстановительную функцию. С этим нельзя согласиться. Действительно, в сфере налогообложения используются и правовосстановительные средства, к которым относятся взыскание недоимки и пени. Что же касается налоговых санкций, то их применение не должно рассматриваться как фискальный инструмент, то есть дополнительный источник бюджетных доходов.

Налоговые санкции носят исключительно имущественный характер и применяются в виде штрафов. Установление штрафа как единственно возможной меры ответственности за налоговые правонарушения не способствует индивидуализации и эффективности наказания. В сфере налоговой ответственности оправданно применение всей системы административных взысканий, включая административный арест. Применение взысканий за налоговые правонарушения должно преследовать цели не компенсационно-восстановительного (эту задачу решает взыскание недоимки и пеней), а карательно-воспитательного характера. Поэтому наряду с имущественными санкциями вполне допустимо за налоговые правонарушения применять весь спектр мер административно-правовой ответственности, включая взыскания личного и организационного характера.

Рассмотрим проблему правовой природы налоговой ответственности. Налоговый кодекс Российской Федерации включает в предмет налогового законодательства отношения, возникающие в процессе "привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения". О какой разновидности ответственности идет речь в Налоговом кодексе Российской Федерации - административной, налоговой или какой-либо иной? Очевидно, законодатель затруднился идентифицировать отраслевую природу ответственности, вследствие чего возникла существенная неопределенность в правовом регулировании налоговых правоотношений.

К этой проблеме существует ряд подходов, которые можно сгруппировать в три блока: 1) речь идет об административной ответственности за налоговые правонарушения; какие-либо основания для выделения в отдельный вид налоговой ответственности, включая употребление термина "налоговая ответственность", отсутствуют; 2) налоговая ответственность представляет собой новый, самостоятельный вид юридической ответственности, обладающий значительной отраслевой спецификой; 3) налоговая ответственность является разновидностью административной ответственности со значительной процессуальной спецификой.

Полагаем, в настоящий момент более адекватной является последняя точка зрения. Налоговую ответственность следует рассматривать как особую разновидность административной ответственности, имеющую существенные особенности в сфере налогового процесса.

Действительно, налоговое правонарушение как основание налоговой ответственности по своей природе и признакам идентично административному проступку. Единственным отличительным признаком выступает объект посягательства - налоговое правонарушение всегда совершается в нарушение налогового законодательства. Но само по себе это обстоятельство вряд ли свидетельствует об особой отраслевой природе ответственности. Дело в том, что административная ответственность обладает известной универсальностью и применяется за нарушение норм практически всех отраслей законодательства - как публичных, так и частноправовых. Полагаем, универсальность, то есть межотраслевой характер, - это атрибутивное качество любой юридической ответственности, претендующей рассматриваться в качестве самостоятельного вида. Очевидно, налоговая ответственность указанным качеством не обладает.

К числу особенностей налоговой ответственности ранее относили следующие признаки: включение в число деликтоспособных субъектов коллективных образований, безвиновный характер (объективное вменение), бесспорное взыскание санкций с юридических лиц, пеню и изъятие сокрытого или заниженного дохода (прибыли) как особые виды финансовых санкций[7]. Эти признаки действительно имели основания в налоговом законодательстве, действовавшем до вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации, и были обусловлены двумя обстоятельствами. В настоящее время презумпция невиновности и судебный порядок взыскания официально закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации, штраф установлен в качестве единственно возможной налоговой санкции, административная ответственность организаций включена в новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, какие-либо принципиальные отличия правовых основ налоговой ответственности от административной в настоящее время отсутствуют.

Принципы налоговой ответственности - это общие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Анализ налогового законодательства, научной литературы и судебной практики позволяет выделить принципы: 1) законности; 2) однократности; 3) ответственности за вину; 4) презумпции невиновности; 5) справедливости наказания.

При концептуальной разработке института налоговой ответственности следует учитывать глубинные субъективно-мотивационные факторы налоговых деликтов. Дело в том, что чувство собственности является древнейшим инстинктом, причем инстинктом врожденным, а не приобретенным в процессе социальной адаптации. Главными аргументами в пользу этого тезиса являются многочисленные наблюдения за поведением животных и детей. Р. Пайпс верно подметил: "Приобретательство, которое ранее считали присущим только человеку и приписывали воздействию его культуры, свойственно всем живым существам"[8]. Попробуйте отобрать игрушку у ребенка, причем совершенно не важно - свою или чужую! А ведь именно у детей поведение определяется не интеллектом, а врожденными инстинктивно-эмоциональными стимуляторами. Многочисленные наблюдения позволяют утверждать, что наряду с инстинктами самосохранения, доминирования и продолжения рода собственнические инстинкты определяют сущность человека разумного[9].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты