Несостоятельность (банкротство) кредитной организации

Таким образом, ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента внесения Банком России в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи о ликвидации кредитной организации. С этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а кредитная организация – ликвидированной.

Порядок и перечень документов, которые после завершения процедуры конкурсного производства и ликвидации кредитной организации передаются в Архивный фонд РФ, установлены в письме Банка России от 05 августа 1998 года «О размещении архивов и порядке уничтожения документов при ликвидации кредитных организаций»[58]


4.2. Особенности признания ликвидируемой кредитной организации и отсутствующей кредитной организации банкротом

Если стоимость кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, такая кредитная организация ликвидируется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[59].

Кредитная организация может быть ликвидирована в любое время (например, по решению учредителей (участников) кредитной организации или органа управления кредитной организации, уполномоченного на это учредительными документами кредитной организации) в порядке, предусмотренном ст. 61-64 ГК РФ. При этом ликвидация кредитной организации влечет ее прекращение без перехода правопреемства к другим лицам.

В процессе ликвидации кредитной организации может выявиться недостаточность ее средств для расчетов со всеми кредиторами. Если стоимость имущества кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, такая кредитная организация ликвидируется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», с особенностями установленными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В случае обнаружения указанных обстоятельств право на подачу заявления о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом имеют кредиторы кредитной организации и Банк России.

Следует подчеркнуть, что в отличии от рассмотренных ранее случаев, когда в арбитражный суд подается заявление о признании кредитной организации банкротом, в арбитражный суд подается заявление о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом.

В случае обнаружения обстоятельства, в соответствии с которым стоимость имущества кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, ликвидационная комиссия (ликвидатор) ликвидируемой кредитной организации обязана (обязан) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом.

Таким образом, в отличие от кредиторов кредитной организации и Банка России, которые могут и не подавать в арбитражный суд указанного выше заявления, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана (обязан) совершить указанное действие. При этом заявление о признании кредитной организации банкротом подается в арбитражный суд независимо от размера задолженности кредитной организации.

Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» члены ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушение требований о подаче в арбитражный суд заявления о признании кредитной организации банкротом, могут быть лишены права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами (дисквалифицированы) на срок и в порядке, которые установлены названным Федеральным законом.

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустивший нарушение обязанности по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом, несет субсидиарную ответственность по неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам кредитной организации[60].

Арбитражный суд назначает рассмотрение дела о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом не позднее чем через один месяц после вынесения арбитражным судом определения о принятии указанного заявления. По результатам рассмотрения данного дела арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемой организации банкротом и об открытии конкурсного производства и назначает конкурсного управляющего.

Особенность по назначению конкурсного управляющего не сохранила правило ч. 2 ст. 175 Закона о банкротстве 1998 г., в соответствии с которым полномочия конкурсного управляющего могли быть возложены на ликвидатора либо председателя ликвидационной комиссии, хотя в ряде случаев это было целесообразно. Таким образом, в настоящее время для назначения конкурсного управляющего необходимо соблюсти все требования ст. 50.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемой кредитной организации в месячный срок с момента публикации объявления о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом.

Каких-либо особенностей конкурсного производства гл. XI Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и гл. VII Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» не устанавливает (кроме того, что кредиторы имеют право предъявить свои требования к должнику в течение месячного срока с даты опубликования объявления о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом. Поэтому представляется, что подлежат применению нормы  гл. VII Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и гл. VI Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

В случаях, если кредитная организация – должник фактически прекратила свою деятельность, отсутствует или если установить ее место нахождения ее руководителя не представляется возможным (в течение года по месту его работы и жительства нет сведений о месте его пребывания), заявление о признании такой кредитной организации банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом, а также Банком России независимо от размера кредиторской задолженности.

Арбитражный суд в тридцатидневный срок со дня принятия к производству заявления о признании отсутствующей кредитной организации банкротом принимает решение о признании отсутствующей кредитной организации – должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Конкурсным управляющим отсутствующей кредитной организации – должника утверждается Агентство. За осуществление полномочий конкурсного управляющего отсутствующей кредитной организации – должника Агентству вознаграждение не назначается.

В ходе своей деятельности конкурсный управляющий должен письменно уведомить всех известных ему кредиторов о банкротстве отсутствующей кредитной организации, кредиторам предоставляется один месяц со дня получения уведомления на предъявление требований. Данное положение не устанавливает последствия опоздания кредитора с заявлением требований, вследствие чего, очевидно, надлежит применять общие положения Закона о банкротстве.

Конкурсный управляющий, осуществляя ликвидационные мероприятия, может обнаружить имущество должника. Представляется, что это может быть как имущество, каким-то образом скрытое, что позволяет сделать вывод о неправомерных действиях руководителя должника либо иных лиц, так и имущество, поступившее должнику в рамках конкурса, например находившееся у третьих лиц без должных оснований. Если имущество у должника появилось, то конкурсный управляющий может ходатайствовать перед арбитражным судом о прекращении упрощенной процедуры банкротства и перехода к процедурам банкротства, предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Указанное ходатайство является основанием для вынесения арбитражным судом определения о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства.

Удовлетворение требований кредиторов отсутствующей кредитной организации – должника осуществляется в порядке очередности, предусмотренной ст. 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и ст. 50.36 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». При этом покрытие судебных расходов осуществляется вне очереди. Кредиторы вправе обжаловать результаты рассмотрения их требований конкурсным управляющим в арбитражный суд до момента утверждения ликвидационного баланса.

После расчетов с кредиторами конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс и представляет его в арбитражный суд вместе с отчетом о своей деятельности.

Если у отсутствующей кредитной организации – должника есть какое-либо имущество, оно реализуется (очевидно, реализация должна производится по нормам гл. VII Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», с учетом особенностей статуса отсутствующего должника), после чего вырученные средства распределяются между кредиторами[61].

Решение арбитражного суда о признании банкротом отсутствующей кредитной организации направляется в Банк России, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

Таким образом, банкротство отсутствующей кредитной организации осуществляется в следующем порядке:     

1. конкурсный кредитор, уполномоченный орган или Банк России подают в арбитражный суд заявление о признании отсутствующей кредитной организации – должника банкротом;

2. арбитражный суд независимо от размера кредиторской задолженности принимает заявление о признании отсутствующей кредитной организации – должника банкротом к производству;

3. в тридцатидневный срок со дня принятия к производству заявления о признании отсутствующей кредитной организации банкротом принимает решение о признании отсутствующей кредитной организации – должника банкротом и об открытии конкурсного производства; конкурсным управляющим отсутствующей кредитной организации – должника утверждается Агентство;

4. указанное решение арбитражного суда направляется в Банк России, а также в федеральный орган исполнительной власти;

5. конкурсный управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующей кредитной организации всех известных ему кредиторов этой кредитной организации;

6. конкурсный управляющий, в случае обнаружения имущества должника ходатайствует перед арбитражным судом о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к процедуре банкротства по общим основаниям;

7. конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс и представляет его (баланс) на согласование в Банк России;

8. согласование ликвидационного баланса Банком России;

9. арбитражный суд рассматривает отчет конкурсного управляющего, после чего выносит определение о завершении конкурсного производства;

10. конкурсный управляющий в течение тридцати дней с момента вынесения указанного определения представляет его в Банк России;

11. Банк России вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций запись о ликвидации кредитной организации. С этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а отсутствующая кредитная организация – ликвидированной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты