Несостоятельность (банкротство) кредитной организации

Реструктуризация баланса (санация) предполагает прямое или косвенное увеличение капитала. В Германии и Швейцарии существует практика, когда надзорный орган путем ужесточения контроля, а также мер «морального воздействия» побуждает акционеров и собственников к предоставлению дополнительного капитала. Тем самым акционеры подают публике сигнал, что они уверены в жизнеспособности и будущей рентабельности банка. Отказ акционеров от соответствующих действий может рассматриваться в качестве аргумента для инициирования процедуры банкротства.

Президент Банка Франции может предложить акционерам банка, попавшего в затруднительное положение, продолжать выполнение своих обязанностей или прибегнуть к поддержке других банков, что может, в конечном счете, означать слияние и поглощение.

В Скандинавских странах в увеличении капитала традиционно значительную роль играет государство - либо в форме прямых вложений, либо в форме предоставления гарантий. 

Важнейшую роль в организации процедуры воздействия на «проблемные» банки за рубежом играют системы депозитного страхования (СДС).

Основными функциями этих систем являются: обеспечение стабильности и укрепление доверия к банковской и финансовой системам, защита интересов мелких вкладчиков, минимизация издержек страхования.

Так, к числу основных задач Фонда страхования вкладов частных банков в Германии относится оказание необходимой помощи в интересах вкладчиков и недопущение снижения доверия к частным кредитным учреждениям. Для решения этой задачи используются все необходимые меры, в том числе платежи отдельным кредиторам, финансовая поддержка банков, предоставление гарантий или принятие на себя их обязательств. Наряду с этим можно использовать и такие меры, как временное закрытие банка, запрет на осуществление финансовых операций, которые не служат цели погашения долгов, запрет на прием новых вкладов и т.д.

В Германии в 1974 г. по инициативе Федерального банка был создан Консорциальный банк ликвидности («Лико-банк»)[15], который предоставляет в целом устойчивым кредитным учреждениям ликвидные средства, если они испытывают временные платежные затруднения. Уставный фонд банка был сформирован за счет средств Федерального банка (30%), а также взносов всех банковских групп Германии. 

Употребление в законодательстве термина «банкротство» в скобках после термина «несостоятельность» обусловлено тем, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», так же, как и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», носит комплексный характер. Это означает, что наряду с гражданско-правовыми, административно-правовыми и иными нормами положения этих законов содержат и уголовно-правовые нормы, хотя последние, включенные в текст названных законов, носят преимущественно бланковый (отсылочный) характер.

          Таким образом, если принять во внимание известные требования к языку закона (в особенности такие, как устойчивость и совместимость со всем комплексом употребляемых а законодательстве терминов), то становится очевидно, что применение рассматриваемых понятий в различных смыслах (т. е. отдельно в гражданско-правовом и отдельно в уголовно-правовом) было бы сопряжено со значительными трудностями. Если же вспомнить, что наряду с основными (первичными) отраслями права в российской системе права присутствуют и комплексные (вторичные) отрасли (например, банковское право, страховое право, экологическое право и др.), то становится ясно, что нет необходимости в возведении «непреодолимой стены» между рассматриваемыми понятиями, а в отдельных случаях это может быть даже вредным.  

  

Глава 2. Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций




Наличие объемной и весьма тщательно прописанной системы мероприятий, направленных на предупреждение несостоятельности банков, является одной из характерных особенностей Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», которая выгодно отличает его от Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

          В первом из названных законов регулированию отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, посвящены три главы полностью (гл. II-IV), а также отдельные статьи других глав (всего 29 статей), в во втором Законе вопросам предупреждения банкротства посвящена всего лишь одна глава, состоящая из двух статей[16].

          Указанное обстоятельство обусловлено тем, что несостоятельность кредитных организаций, в отличие от других участников гражданского оборота, всегда связана с большими финансовыми потерями для их клиентов, а в некоторых случаях может являться причиной банкротства юридических и физических лиц, являющихся вкладчиками и кредиторами банков.

          Анализ положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», приводит к выводу о том, что он, безусловно, представляет реальные возможности для восстановления ликвидности и платежеспособности кредитной организации, испытывающей временные финансовые трудности.

          Кредитная организация, ее учредители (участники) обязаны принять необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Предупреждение банкротства – очень важная стадия развития конкурсных отношений, так как в ее рамках руководство должника, его участники, третьи лица могут перейти к взаимоустраивающему соглашению, направленному на преодоление временных финансовых сложностей, и тем самым предотвратить проведение конкурсного процесса в отношении должника.    

Перечень мер по предупреждению банкротства кредитных организаций включает (см. прил. 2):

1.                  финансовое оздоровление кредитной организации;

2.                  назначение временной организации по управлению кредитной организацией;

3.                  реорганизацию кредитной организации.

Перечисленные меры по предупреждению банкротства кредитных организаций (см. прил. 4) осуществляются при возникновении оснований, предусмотренных ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Всего предусмотрено пять таких оснований, причем их число является исчерпывающим и для наступления соответствующих последствий – достаточно хотя бы одного из них.

Первое основание предусматривает случай, при котором кредитная организация не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации.

Второе основание – кредитная организация не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на счетах кредитной организации.

Таким образом, для наступления второго основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации достаточно, чтобы кредитная организация хотя бы один раз исполнила соответствующие обязательства с опозданием на срок более трех дней. Причиной такого опоздания должно быть отсутствие или недостаточность денежных средств на ее корреспондентских счетах.     

Третье основание – кредитная организация допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России.

Расчет собственных средств (капитала) кредитной организации производится в порядке, предусмотренным Положением Банка России от 01 июня 1998 г. «О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций»[17] (в ред. Указаний Банка России от 31 декабря 1998 г[18]. и от 04 февраля 1999 г.[19])

В соответствии с этой методикой величина собственных средств (капитала) кредитных организаций определяется суммированием основного и дополнительного капитала.

Четвертое основание – нарушение норматива достаточности собственных средств (капитала), установленного Банком России.

Нормативы достаточности собственных средств (капитала) банка установлены в Инструкции Банка России от 01 октября 1997 г. «О порядке регулирования деятельности банков» (в ред. Указаний Банка России от 01 февраля 1999 г.).

Пятое основание – нарушение кредитной организацией норматива текущей ликвидности, установленной Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%.

Согласно ст. 66 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:

соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;

соотношение ее ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие лекгореализуемые активы) и суммарных активов. Под ликвидностью банка понимается способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств.

В п. 1 ст. 17 и п. 1 ст. 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» установлены несколько иные основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.

Следует различать меры по предупреждению банкротства кредитных организаций, которые могут осуществляться кредитной организацией самостоятельно, и меры, проводимые по требованию Банка России. Этим обусловлены различия в основаниях для осуществления конкретных мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.

Самостоятельно кредитная организация может осуществлять следующие меры по предупреждению своего банкротства: во-первых, финансовое оздоровление; во-вторых, реорганизацию.

Иное дело, если меры по предупреждению банкротства кредитной организации проводятся по требованию Банка России, который вправе: потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению; назначить временную администрацию; потребовать осуществления реорганизации кредитной организации.

Таким образом, требование Банка России о реорганизации кредитной организации (см. прил. 4) будет законным лишь в случае возникновения обстоятельств, указанных не в ст. 4, а в п. 1 ст. 32 (который отсылает к п.п. 1-3 ст. 17) Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Банк России не вправе назначить временную администрацию, если отсутствуют основания, предусмотренные ст. 17 названного Закона.

Меры по предупреждению банкротства кредитной организации осуществляются при наличии одного или нескольких перечисленных выше оснований.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты