Несостоятельность (банкротство) кредитной организации

          Введение процедуры финансового оздоровления позволяет сделать вывод об усилении продолжниковой направленности российского конкурсного законодательства. 

Финансовое оздоровление кредитной организации является первоочередной мерой по предупреждению ее банкротства. Оно осуществляется при возникновении оснований, установленных ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», и должно осуществляться своевременно по инициативе кредитной организации, ее учредителей (участников) либо по требованию Банка России.

Следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 76 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России вправе осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций только по решению Совета директоров Банка России.

Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» меры, направленные на финансовое оздоровление кредитной организации, принимаются учредителями (участниками) кредитной организации до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании кредитной организации банкротом.

В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры (ст. 7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций») (см. прил. 3):

- оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

- изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;

- изменение организационной структуры кредитной организации;

- приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала);

- иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.

Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией – это одна из трех мер направленных на предупреждение банкротства кредитной организации, и одна из мер принудительных мер воздействия, применяемых к кредитным организациям.

Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Решение о назначении временной администрации принимается Банком России по собственной инициативе либо по просьбе членов правления, Совета акционеров соответствующего банка, а также его кредиторов.

Временная администрация по управлению кредитной организации назначается приказом (распоряжением) Председателя Банка России или по его поручению – заместителя Председателя Банка России по представлению Департамента банковского надзора Банка России с учетом предложений территориального Главного управления (Национального банка) Центрального банка РФ.

В процедуре финансового оздоровления следует отметить отличительную особенность Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии с требованиями ст. 80 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» финансовое оздоровление вводится арбитражным судом, на срок не более чем два года, назначается административный управляющий, органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями (ст. 82), по итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления (ст. 92).

Среди нормативных актов Банка России, в соответствии с которыми действует временная администрация, необходимо назвать: Положение Банка России от 25 февраля 1999 г. «О порядке выдачи и аннулировании Банком России аттестатов руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации»[20]; Указание Банка России от 25 марта 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в положение «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации» № 265 от 02 апреля 1996 г.»[21]; Временное положение о временной администрации по управлению коммерческими банками и другими кредитными учреждениями[22], а также письма Банка России от 25 марта 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[23] и от 02 апреля 1998 г. «О порядке применения мер воздействия к реорганизующимся кредитным организациям[24]  

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» предусмотрено пять оснований для назначения временной администрации (см. прил. 4):

1.                  кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2.                  кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России (см. прил. 2 на обороте);

3.                  кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20% (см. прил. 3);

4.                  кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;

5.                  в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Временная администрация назначается Банком России на срок не более шести месяцев.

Задачей временной администрации является сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов и вкладчиков, а также акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

При назначении временной администрации в кредитную организацию после отзыва лицензии на осуществление банковских операций полномочия исполнительных органов управления кредитной организации (единоличного и коллегиального) считаются приостановленными[25].

Порядок функционирования временной администрации регулируют следующие Федеральные законы: «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (п. 5 ч. 2 ст. 75), «О банках и банковской деятельности» (ст. 19).

Ранее, этот порядок наряду с названными Законами регулировался и Федеральным законом «О реструктуризации кредитных организаций» (гл. I)[26],

  Государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», далее АРКО, являлась правопреемником открытого акционерного общества небанковской кредитной организацией «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» по всем правам и обязательствам последнего, в том числе по трудовым договорам.

 АРКО осуществляла планы реструктуризации кредитных организаций, утвержденные открытым акционерным обществом небанковской кредитной организацией «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» независимо от доли участия последнего в уставном капитале кредитной организации.

В соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2004 года № 87-ФЗ «О признании утратившим силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации Государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций»[27] АРКО было принято ликвидировать, денежные средства передать Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», далее Агентство[28].

В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции (см. прил. 5):

- проводит обследование кредитной организации;

- устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»[29];

- разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение;

- контролирует распоряжение имуществом кредитной организации.

- выполняет иные функции в соответствии с Федеральными законами.

          В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции (см. прил. 5):

- реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации;

- проводит обследование кредитной организации;

- устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

- разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение;

- контролирует распоряжение имуществом кредитной организации.

- принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации;

- устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам;

- принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией;

- обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации;

- выполняет иные функции в соответствии с Федеральными законами.

В целях установления требований кредиторов временная администрация осуществляет публикацию в официальном издании, содержащую сведения о кредитной организации. В свою очередь, кредиторы кредитной организации вправе предъявить свои требования к кредитной организации в любой момент в период деятельности временной администрации. Временная администрация рассматривает предъявленное требование и по результатам рассмотрения не позднее 30 рабочих дней со дня получения этого требования вносит его в реестр требований кредиторов при обоснованности предъявленного требования. В тот же срок временная администрация уведомляет соответствующего кредитора о включении его требования в реестр требований кредиторов, либо об отказе в таком включении. В реестре указываются сведения о размере и составе требования к должнику, а также об очередности удовлетворения этих требований. На основании полученных требований кредиторов временная администрация составляет реестр требований кредиторов. В реестре требований кредиторов учет требований кредиторов ведется в валюте Российской Федерации. Требования кредиторов, выраженные в иностранной валюте, учитываются в реестре требований кредиторов в рублях по курсу, установленному Банком России на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций[30].  

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты