Нормы таможенного права: толкование, применение и действие

В определенном количестве норм таможенного права гипотеза усложнена и не четко выделяется, но она имеется и следует из содержания той или иной нормы. Например, ст. 236 ТК гласит: «Должностные лица несут ответственность за административного таможенного правонарушения, если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований, установленных настоящим кодексом, а также иными актами законодательства Республики Беларусь по таможенному делу и международным договорам Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Республики Беларусь». Здесь гипотеза усложнена и ясно не отделена от диспозиции, но она есть и очевидна. Её можно изложить так: если в служебные обязанности должностных лиц в момент совершения им правонарушения входило обеспечение выполнения требований, установленных настоящим кодексом, а также иными актами законодательства Республики Беларусь по таможенному делу и международными договорами Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, то соответствующие таможенные органы имеют право привлечь их к ответственности за нарушение таможенных правил (диспозиция). Следовательно, в первой части указанной статьи заключена гипотеза, то есть условие, при котором применяется данное правило поведения, и диспозиция, то есть само правило поведения. Хотя в этих гипотезе и диспозиции содержится и своя мера ответственности, то есть она заключает и прямой смысл определенной санкции.

Санкция указывает на последствия несоблюдения нормы таможенного права, которые в ней содержатся и непосредственно вытекают из действий участников таможенных правоотношений. Санкция здесь выступает в роли результирующего компонента рассматриваемой нормы. В ряде норм таможенного права санкция, пусть даже и не четко выраженная, в общем плане упоминается в самом тексте закона, причем с нечетко выраженной гипотезой. Например, ст. 193-10 КоАП гласит, что «Транспортировка, хранение, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от такого контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией товаров и транспортных средств или без их конфискации либо с взысканием стоимости этих товаров и транспортных средств или без взыскания их стоимости». Первое положение этой статьи представляет нечеткую гипотезу: если транспортировка, хранение[...] товаров и транспортных средств, ввезенных помимо таможенного контроля, либо с сокрытием. В конце статьи зафиксирована санкция (расплывчатая).

В ряде законодательных актов таможенной направленности санкция прямо не указывается: или она вытекает из нормы таможенного права, либо указана в других нормах. Например, в статье 56 ТК, указано, что ответственность за уплату таможенных платежей может нести владелец магазина беспошлинной торговли. В этих статьях санкции не указаны, то есть четко не сказано, что последует за тем, если, скажем, какое-то лицо (либо лица) допустит нарушение этого правила (говорится «может быть возложена ответственность», а может быть и не возложена, или «ответственность несет владелец», а может и не несет). Однако в иных актах предусмотрена ответственность за уплату таможенных платежей с согласия таможенного органа. Отсюда санкция обычно или имеется, или предполагается в той или иной норме таможенного права, хотя она может и не быть отражена в тексте нормативного акта, в статье и др., в которых зафиксирована диспозиция и норма. Санкция является частью нормы таможенного права, которая определяет принудительные меры, обеспечивающие соблюдение участниками правоотношений таможенно-юридических норм.

Необходимо отметить своеобразие норм уголовного права, которые регулируют некоторые таможенно-правовые отношения. Эти нормы предусматривают некоторые виды преступлений в сфере таможенного дела и наказания, подлежащие применению к лицам, их совершившим. В этих нормах санкция, как правило, определяется четко и ясно – конкретные меры наказания тут же следуют за соответствующие преступления в таможенной сфере. Гипотеза и диспозиция в них зачастую просто сливаются. Вследствие этого таможенно-правовые нормы, содержащиеся в таможенном законодательстве, порой состоят не из трех, а из двух элементов – из диспозиции (куда вливается и гипотеза) и санкции. В статье 229 УК указано, что незаконный экспорт товаров, технологий, услуг и иных объектов экспортного контроля, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники, – наказывается лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации. Первая часть нормы описывает само преступление в таможенной сфере (это диспозиция); содержат в себе гипотезу и ее без труда можно выразить, на примере так: незаконный экспорт товаров, технологий, услуг и иных объектов экспортного контроля, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения. Вторая часть указанной нормы, устанавливает вид и размер наказания за указанные неправомерные действия, – наказывается лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации, – что составляет санкцию нормы таможенного права.

Учитывая последние разработки ученых-юристов, занимающихся теоретическим анализом норм права[3], можно следующим образом классифицировать элементы норм:

·  в зависимости от их построения гипотезы бывают простые (эти гипотезы предполагают какое-то одно условие, посредством которого реализуется норма таможенного права); сложные (здесь необходимо выполнить два и более условий для применения данной нормы);

·  в зависимости от формы выражения – абстрактные (гипотеза указывает на действия норм таможенного права и акцентирует их внимание на общих, родовых признаках); казуистические (гипотеза связывает реализацию рассматриваемой нормы с отдельными случаями, которые трудно или невозможно отразить посредством абстрактной гипотезы).

Диспозиции в зависимости от формы их выражения, как и нормы таможенного права, можно классифицировать на: уполномочивающие (представляют субъектам таможенных правоотношений право на совершение положительных действий); обязывающие (возлагают на этих субъектов обязанность совершения определенных действий); запрещающие (содержат запрет на совершение противоправных действий или бездействие).

Санкции в таможенной сфере можно классифицировать прежде всего в зависимости от степени их определенности на: абсолютно-определенные (точно указывают меру государственного принуждения, которая должна быть применена в случае нарушения норм таможенного права, например, указанный выше восьмилетний срок лишения свободы); относительно-определенные (устанавливают низшую и высшую меру государственного принуждения к правонарушителям норм таможенного права (допустим, наказывается штрафом) и альтернативными (позволяют правоприменителю выбрать из двух, трех одну меру наказания к нарушителю таможенного законодательства (например, наказывается штрафом или исправительными работами на определенный срок)).

Санкции в таможенной сфере также различают по функциональности и отраслевой принадлежности. В этом контексте можно говорить о функциональных дисциплинарно-правовых санкциях (например, освобождение от должности, перевод на другую работу), об административно-правовых санкциях (в частности, штраф, конфискация товаров); о гражданско-правовых санкциях (изъятие транспортных средств, возмещение убытков, уплата неустойки и др.); об уголовно-правовых санкциях (например, обязательные работы, лишение свободы нарушителя).


Применение норм таможенного права


Для точного и правильного применения норм таможенного права к той или иной таможенной ситуации необходимо, прежде всего, чтобы тот, кто применяет ту или иную рассматриваемую норму (начальник таможни, инспектор, юрист и др.), четко уяснил ее смысл и содержание. Каждая норма таможенного права выражена в законах как источниках таможенного права. В законах отражается содержание норм таможенного права, их цели, направленность, суть, взаимосвязи с другими нормами т.д., поэтому для уяснения конкретной нормы таможенного права требуется изучение самого закона, в котором данная норма содержится, его анализ, исследование структуры, регулятивных возможностей и потенций. В результате уяснения смысла, содержание закона в таможенной сфере выступает как его толкование, так и непосредственное изучение в целях дальнейшего применения на практике. К такому толкованию закона в таможенной области либо иных актов по таможенному делу приходится прибегать в процессе применения указанных законов и актов к конкретным ситуациям, при решении правовых задач в ходе правового регулирования таможенных отношений.

Толкованию подлежит любой источник таможенного права, то есть закон или иной акт таможенной направленности, устанавливающий правовые предписания, правила поведения субъектов таможенных правоотношений. Нормы таможенного права заключают в себе специфические правила поведения и регулируют типичные правовые ситуации, которые представляют практический интерес для субъектов таможенных отношений. Эти нормы, так или иначе, не принимают во внимание особенности каждой отдельной ситуации, задачи, казуса, а характеризуют лишь их основные, наиболее значимые черты. Например, ст. 174 ТК устанавливает, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, необходимых для таможенных целей. Таможенный орган вправе запросить дополнительные сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, представленных документах и для иных таможенных целей. Перечень указанных документов и дополнительных сведений определяется ГТК. Ни статья кодекса, ни перечень иных документов и дополнительных сведений ГТК не могут предусмотреть всех данных фактов и коллизий, которые могут возникнуть между этими участниками правоотношений; и они не могут отразить все виды информации, необходимые для реализации обозначенных таможенных целей. Поэтому в статье устанавливаются лишь наиболее общие и типичные моменты при передаче информации таможенному органу; при этом они отдельно не расписываются.

По этим и иным причинам применение конкретных норм права в конкретной ситуации непременно предполагает уяснение смысла и содержание указанной нормы, ее расширительного толкования, объяснения, увязки с поведением отдельных людей. Прежде чем приступить к толкованию закона в рассматриваемой сфере, применяющий норму таможенного права субъект права должен удостоверится в наличии данного закона (или статьи) и в подлинности текста. Наличие данного закона и его текста должно быть установлено субъектом, применяющим рассматриваемую норму, по официальному изданию конкретного закона или кодекса, а не по перепечатке последних в книге либо сборнике статей. Необходимо убедиться, действует ли в этот момент исследуемый закон и не отменен ли он; одновременно нужно удостовериться, не вносились ли в него какие-либо изменения и дополнения. После установления наличия интересующего закона и его текста очень важно определить, что именно в нем содержится необходимое вам правовое предписание (норма) и что это предписание (норма) имеет юридическую силу и является обязательной для исполнения.

В процессе применения нормы таможенного права необходимо также убедиться в том, что эта норма может быть сориентирована на интересующие вас отношения и что она принята органом, имеющим по закону право применять подобные нормы. Например, при применении законов, декретов или указов Президента Республики Беларусь в таможенной сфере такого вопроса не возникает, поскольку компетенция высшего законодательного органа и Президента Беларуси, принимающих подобные акты, а также порядок издания данных актов регламентированы в Конституции Республики Беларусь либо других законах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты