Общественные отношения в сфере деятельности органов государственной безопасности на современном этапе

Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее Пограничная служба) – государственная военная организация, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере охраны и защиты Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.

Направлениями пограничной деятельности являются:

·                   защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

·        защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничных территорий, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

Деятельность пограничных органов и пограничных войск федеральной службы безопасности по данному направлению осуществляется на основании статьи 30 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, существующими на сегодняшний день.

Пограничные органы и пограничные войска охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они:

§   обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;

§   осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

§   проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность;

§   осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;

§   ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;

§   осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничные органы и пограничные войска;

§   участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;

§   проводят при необходимости пограничные поиски и операции.

Защиту и охрану экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничных территорий, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации Пограничная служба осуществляет на основании нескольких Федеральных законов Российской Федерации. Это:

o        Федеральный закон от 30 ноября 1995 года №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;

o        Федеральный закон от 31 июля 1998 года №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;

o        Федеральный закон от 17 декабря 1998 года №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Защита и охрана экономических и иных законных интересов России подразумевает под собой широкий спектр деятельности Пограничной службы. На практике она заключается, прежде всего, в защите и охране морских биоресурсов. Под «морскими биоресурсами» следует понимать водные биологические ресурсы, обитающие во внутреннем море Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в Открытом море.

Российская Федерация осуществляет суверенные права на континентальном шельфе в целях разработки его живых ресурсов (ст.5 ФЗ «О континентальном шельфе РФ»), т.е. осуществляет юрисдикцию в отношении защиты и сохранения морской среды, в частности, в связи с промыслом живых ресурсов.

В исключительной экономической зоне Россия осуществляет суверенные права в целях промысла и сохранения живых ресурсов и управления ими. Живые ресурсы исключительной экономической зоны находятся в ведении Российской Федерации. Регулирование деятельности по разработке (промыслу) таких ресурсов и их охрана входят в компетенцию Правительства РФ (ст. 5 ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ»).

Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г № 67 «О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания» установлено, что Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации осуществляет во взаимодействии с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, Федеральной службой лесного хозяйства России и их территориальными органами.

Система Защиты Национальных Интересов России в морском пограничном пространстве создавалась и развивалась в соответствии с развитием российского государства и, в зависимости от различных исторических периодов претерпевала различные изменения. В настоящее время она представляет совокупность организационных и правовых мероприятий, осуществляемых в целях защиты национальных интересов России в морском пограничном пространстве, включает деятельность федеральных органов, органов субъектов России, местного самоуправления, общественных и иных организаций и объединений, а также граждан и других лиц, оказывающих содействие в защите национальных интересов России. Исторический анализ подтверждает, что государство является главным субъектом безопасности личности, общества, региона и самого государства.

Для осуществления своих функций органы и войска Пограничной службы ФСБ России законодательством наделены соответствующими полномочиями. Но на практике, широты данных пограничникам полномочий явно не хватает. Простым примером тому может служить явное несоответствие штрафов, взимаемых с лиц и организаций, осуществляющих промысел морских биоресурсов в территориальных водах Российской Федерации с нарушением установленных правил, тому колоссальному ущербу, который наносится экономике нашего государства. Но это лишь малая толика того, что необходимо было бы усовершенствовать в рамках пограничной политики Российской Федерации. Как показывает анализ процессов, происходящих в пограничной сфере Российской Федерации, сложившаяся система защиты интересов страны на государственной границе не позволяет достаточно эффективно и адекватно реагировать на новые угрозы и вызовы пограничной безопасности государства. И хотя граница всегда была барометром межгосударственных отношений, медленный процесс придания ей современного облика не отвечает в полной мере геополитическому положению нашей страны, изменениям в политической, экономической, социальной и других сферах жизни общества, а также в международных, внешнеэкономических и других видах деятельности Российского государства.

Накопившийся комплекс проблем в пограничной сфере потребует принятия безотлагательных мер по их решению. Всесторонний анализ обстановки на государственной границе и на приграничной территории России, основных угроз национальной безопасности страны и их негативного влияния на общественно-политическую обстановку в стране был дан в докладе Директора ФСБ России Николая Платоновича Патрушева на заседании Совета Безопасности Коллегии ФСБ России 15 января 2004 года при подведении итогов минувшего, 2003 года.

Результаты комплексного анализа обстановки на государственной границе и на приграничных территориях России свидетельствует о том, что основные угрозы национальной безопасности России в пограничной сфере исходят от противоправной деятельности международных террористических организаций, иных преступных, в том числе трансграничных, группировок, занятых в сферах контрабандного перемещения через государственную границу наркотических средств, оружия и боеприпасов, материальных и культурных ценностей, хищения природных ресурсов и незаконной миграции.

Наибольшую опасность представляет, во-первых, террористическая деятельность. В последние годы особенную активность террористические организации и группы проявляют на государственной границе и приграничной территории. Прежде всего, это проявляется на Северном Кавказе, где при финансовой поддержке зарубежных радикально настроенных исламских группировок и организаций продолжают действовать международные террористические организации, которые не отказались от своих идей отторжения от России Северного Кавказа и создания на его территории так называемого исламского государства от Чёрного до Каспийского моря. Примером тому могут быть события декабря 2003 года в Дагестане, связанные с попыткой группы боевиков осуществить переход через государственную границу в Грузию на участке пограничной заставы «Мокок».

Попытки проникновения членов террористических организаций отмечаются практически на всех участках государственной границы. Так, за 10 месяцев 2003 года в пунктах пропуска выявлено 375 иностранных граждан, которым установленным порядком закрыт въезд в Российскую Федерацию, в том числе в связи с принадлежностью к террористическим организациям.

Во-вторых, ввиду того, что ряд стран Центральной Азии являются ведущими производителями и поставщиками наркотиков в мире, большая часть наркотических средств опийной группы идёт через южные рубежи. В 1999 – 2003 годах на таджико-афганской границе пограничными органами и пограничными войсками ФСБ России задержано около 17,9 тонны наркотиков, из которых около половины составил героин. На российско-казахстанском участке границы за последние 5 лет задержано около 2,5 тонны наркотических средств, в том числе более 790 кг героина.

Следует учесть, что значительная часть доходов от незаконного оборота наркотиков активно используется для финансирования террористической деятельности.

В-третьих, негативное влияние на экономику страны оказывает деятельность преступных группировок, занятых в сферах незаконного перемещения через государственную границу товаров и грузов.

Так, в результате осуществления пограничными органами контроля за пропуск через пункты пропуска товаров и грузов за первое полугодие 2003 года предотвращённый ущерб государству, по официальной оценке Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, составил более 1,6 млрд. рублей.

В настоящее время контрабанда через государственную границу приобрела характер организованной преступности. За последние пять лет пограничники во взаимодействии с таможенными органами изъяли контрабанды на общую сумму более 827 млн. рублей и около 6,8 млн. долларов США. Наибольшая интенсивность контрабандных потоков отмечается на российско-казахском и российско-украинском участках государственной границы, где задержано около 70 % общего объёма контрабанды, изъятой на российской границе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты