Общественные отношения в сфере деятельности органов государственной безопасности на современном этапе

Таким образом, оценивая реорганизацию органов НКВД СССР, осуществленную накануне войны, имела как позитивные, так и негативные стороны.

По второму положению: «Основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации сводятся к обеспечению государственной безопасности»

Функции Федеральной службы безопасности Российской Федерации закреплены в Положении о Федеральной службе безопасности утверждённом Указом Президента Российской Федерации № 960 от 11 августа 2003 года. Российский законодатель четко определил направления деятельности ФСБ: контрразведка, борьба с терроризмом и преступностью, разведывательная деятельность, охрана государственных границ России и обеспечение информационной безопасности государства. Изменение указанного перечня возможно лишь путем принятия специальных федеральных законов. Действующее законодательство не разделяет задачи органов безопасности на основные и второстепенные. Их приоритетность определяют особенности складывающейся политической, экономической, социальной, криминогенной обстановки в стране, ее отдельных регионах и на международной арене.

Исходя из динамики угроз, в ФСБ России идет поиск наиболее оптимальной структуры ее организационного построения. Критерий изменений структуры Службы один - поиск наиболее оптимальной схемы построения ФСБ России, концентрация имеющихся ресурсов на наиболее опасных направлениях, упразднение дублирующих параллельных звеньев.
Верность закону, а не каким бы то ни было лицам, работа только в правовом поле – вот основной принцип построения спецслужбы России сегодня. В этом заключена важная гарантия неповторения трагических страниц советского периода.

На сегодняшний день, используя открытость российского общества, трудности переходного периода, прозрачность наших границ и связанную с этим массовую миграцию, секретные иностранные службы развернули широкомасштабную вербовочную работу. Среди доминирующих факторов оперативной обстановки конца 90-х годов XX века – начала XXI века следует выделить возросший уровень присутствия спецслужб стран НАТО на территории России, усиление их деятельности по созданию широких разведывательных позиций в различных слоях российского общества и звеньях госаппарата, в том числе и на перспективу. Наряду с разведорганами блока НАТО к тайной борьбе против России подключились созданные под их патронажем спецслужбы отдельных стран бывшего Варшавского Договора. Как в далекие двадцатые, в оперативных сводках российских контрразведчиков вновь появляются данные о работе иностранных разведок с территорий наших ближайших соседей. Говоря о приоритетах в борьбе с устремлениями иностранных спецслужб, прежде всего, необходимо упомянуть агентурную разведку, поскольку деятельность завербованных зарубежными спецслужбами российских граждан наносит нашему обществу самый значительный ущерб. А в совокупности с технической разведкой он усиливается вдвойне.

Наряду с контрразведкой, другим важнейшим направлением деятельности ФСБ России является в наши дни борьба с терроризмом, с политическим и религиозным экстремизмом. Эти явления стали специфической формой разрешения противоречий в условиях нестабильности в стране. Российское общество все чаще и чаще становится свидетелем террористических акций, как криминального, так и политического характера. Серьезным очагом напряженности сегодня является территория Северного Кавказа и особенно Чечни, ставшей, по сути, плацдармом сил международного терроризма, прибежищем асоциальных элементов, авантюристов и наемников, действующих под прикрытием религиозных лозунгов. Требуется многое сделать, чтобы нормализовать здесь обстановку. Предстоит длительная и тяжелая борьба, с неизбежными жертвами и потерями, во имя сохранения территориальной целостности страны, межконфессионального согласия, мира и спокойствия нашего многонационального народа.

Еще одно приоритетное направление в работе ФСБ России - это обеспечение экономической безопасности России, а также борьба с экономическими преступлениями и коррупцией. Принимаются конкретные меры по ограждению крупных государственных экономических программ и инвестиционных проектов от преступных посягательств. Ведется борьба с незаконным экспортом товаров, вымогательством, контрабандой наркотиков и оружия, духовных и культурных ценностей. При решении этих задач ФСБ России активно сотрудничает с другими правоохранительными органами страны, а в ряде случаев - таких как борьба с организованной международной преступностью - и с соответствующими ведомствами других государств.
И, наконец, ФСБ России вменяется в обязанность выявление, предупреждение и пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, преследующих цели насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, посягающих на территориальную целостность страны. Борьба, происходящая между различными политическими силами, обострение которой неизбежно в период предвыборных кампаний, не должна превращаться в борьбу с молодой российской демократической государственностью, выливаться в дискредитацию самих институтов власти.

Являясь централизованной вертикальной федеральной структурой, подчиненной напрямую Президенту страны, ФСБ России защищает общенациональные интересы. Для ее действий в рамках обозначенных в законе полномочий, неприкасаемых быть не должно.

Таким образом, Федеральная служба безопасности Российской Федерации решает комплекс стоящих перед ней задач по обеспечению защиты нашего государства от внутренних и внешних угроз.

По третьему положению: «Деятельность в сфере обеспечения пограничной безопасности требует дальнейшего совершенствования».

Любое государство, и Россия здесь не исключение, начинается с границы. Пограничная безопасность исторически является одной из важных составляющих обеспечения государственной безопасности России. Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере охраны и защиты Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.

Направлениями пограничной деятельности являются:

- защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

- защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничных территорий, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

Пограничная безопасность государства взаимосвязана с другими видами безопасности, а также с соответствующими сферами и подсистемами национальной безопасности. Общественная безопасность, связанная с преступностью и поддержанием правопорядка в обществе, тем выше, чем надёжнее прикрыта государственная граница от проникновения через неё криминальных элементов, провоза контрабанды, осуществления других противоправных действий. В тоже время общественная безопасность влияет на способность государства решать задачи пограничной безопасности России. Информационная безопасность, обеспечивающая безопасность информационных ресурсов, технологий, каналов связи, телекоммуникационных систем и сетей, банков данных, всей информационной сферы страны, создаёт предпосылки для повышения уровня пограничной безопасности и опирается, в свою очередь, на информационные возможности органов пограничной службы.

Как показывает анализ процессов, происходящих в пограничной сфере Российской Федерации, сложившаяся система защиты интересов страны на государственной границе не позволяет достаточно эффективно и адекватно реагировать на новые угрозы и вызовы пограничной безопасности государства (террористическая деятельность, контрабанда наркотиков, транснациональная преступность, незаконная миграция, угроза территориальной целостности и др.). И хотя граница всегда была барометром межгосударственных отношений, медленный процесс придания ей современного облика не отвечает в полной мере геополитическому положению нашей страны, изменениям в политической, экономической, социальной и других сферах жизни общества, а также в международных, внешнеэкономических и других видах деятельности Российского государства.

Накопившийся комплекс проблем в пограничной сфере потребует принятия безотлагательных мер по их решению. Для этого учреждена Государственная пограничная комиссия во главе с Председателем Правительства Российской Федерации. Основными задачами комиссии являются:

оценка угроз безопасности Российской Федерации в пограничной сфере и разработка комплекса мер по их нейтрализации;

определение национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере;

подготовка предложений для определения основ пограничной политики Российской Федерации, в рамках проводимой ею внешней и внутренней политики, а также система мер по их реализации;

определение приоритетов в реализации основных направлений пограничной политики Российской Федерации с учётом экономических, финансовых и иных возможностей государства;

координация деятельности субъектов пограничной политики Российской Федерации;

решение комплекса проблем, возникающих при реализации основных направлений пограничной политики Российской Федерации;

рассмотрение проектов федеральных целевых программ и планов, направленных на совершенствование защиты и обустройства государственной границы Российской Федерации;

подготовка предложений для определения основных направлений обеспечения безопасности Российской Федерации и коллективной безопасности на внешних границах государств – участников Содружества Независимых Государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

инициирование и организация разработки проектов нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обеспечения защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, а также деятельности федеральных органов государственной власти в пограничной сфере, совершенствование нормативных правовых актов в этой области.

С целью формирования правовой основы государственной пограничной политики и упорядочения деятельности федеральных органов исполнительной власти на границе целесообразно провести системную инвентаризаций всего законодательства, относящегося к пограничной сфере.

Таким образом, пограничная деятельность является одним из наиболее важных направлений деятельность Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты:

1.                Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Справочная правовая система «Гарант» от 07.03.2004 г.

2.                Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Справочная правовая система «Гарант» от 07.03.2004 г.

3.                Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // Справочная правовая система «Гарант» от 07.03.2004 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты