б) лечение посредством хирургических вмешательств и инвазивных методов, наблюдение и лечение беременных женщин, больных, страдающих наркоманией, онкологическими , опасными и особо опасными инфекционными, в том числе заразными кожно-венерическими заболеваниями, а также психическими заболеваниями в агрессивных формах, и выдача соответствующих заключений;
в) проведение экспертизы по определению временной или стойкой утраты трудоспособности, а также декретированных периодических и предварительных медицинских осмотров и обследований граждан;
г) лечение животных, страдающих особо опасными заболеваниями;
д) изготовление орденов и медалей;
е) производство знаков, свидетельствующих об уплате государственных сборов и пошлин;
ж) оказание почтовых услуг (исключая экспресс-почту), изготовление знаков почтовой оплаты;
з) производство и реализация военной специальной и боевой техники, взрывчатых веществ (за исключением ружейного пороха), а также производство любых видов оружия;
и) государственный учёт, государственная регистрация и техническая инвентаризация (в том числе паспортизация) недвижимого имущества, восстановление документов на право собственности и хозяйственного ведения указанным имуществом;
к) печатание и чеканка денег, печатание государственных ценных бумаг;
л) проведение астрономо-геодизических, гравиметрических работ в области гидрометеорологии.
Лицензирование является ещё одним способом ограничения свободы общества в выборе реализуемых им видов деятельности. Однако в отличии от других способов ограничения правоспособности общества - запрета или установления государственной монополии, которые не могут быть преодолены по инициативе ООО, - право на осуществление лицензируемых видов деятельности может приобретаться посредством получения лицензии, в соответствии с законом "о лицензировании отдельных видов деятельности". Исчерпывающий перечень видов деятельности определён в ст.8 данного закона.
Лицензия в соответствии со ст.2 данного закона, представляет собой официальный документ, выданный лицензируемым органом удостоверяющий право лицензиата на осуществление указанного в нём вида деятельности в течении определённого срока при соблюдении лицензионных условий.
Государственное лицензирование отдельных видов деятельности означает, что организации, не имеющие соответствующей лицензии, не вправе заниматься такой деятельностью, и поэтому можно говорить об известном ограничении содержания правоспособности.[89]
Деятельность юридического лица (ООО) - это, естественно, деятельность людей, составляющих организацию, ибо только они способны к сознательным волевым действиям. Однако их роль в осуществлении дееспособности юридического лица различна. Одни своими действиями приобретают и создают для юридического лица (ООО) права и обязанности, другие способствуют осуществлению уже приобретённых прав и выполнению обязанностей. Приобретение и отчасти осуществление прав и обязанностей - прерогатива так называемого органа юридического лица. [90]
Орган юридического лица - это правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то полномочий (без доверенности).[91] В соответствии со ст.61 ГК РМ с момента своего создания юридическое лицо осуществляет права и исполняет обязанности через управляющего, т.е. именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица.
Согласно п.83 Положения 500 высшим органом управления общества является Общее собрание пайщиков (участников), которое правомочно принимать решения по всем, без исключения вопросам деятельности общества.
В исключительную компетенцию Общего собрания, согласно Положению 500 (т.е. в не передаваемую другим органам компетенцию), входит принятие решения по следующим вопросам:
1) Изменение устава, увеличение и уменьшение уставного капитала;
2) Утверждение годового отчёта и годового баланса, распределение прибыли;
3) Выборы Правления;
4) Выборы и отзыв ревизора;
5) Утверждение порядка оплаты труда и должностных окладов членов правления и ревизора;
6) Исключение пайщика (участника) общества;
Данное положение не соответствует ст.154 п.2 ГК РМ, согласно которой участник исключается из состава общества только на основании судебного решения. Таким образом, следует исключить данное положение, с момента вступления в силу нового ГК РМ.
7) Одобрение договоров, ценность которых превышает 1/4 часть уставного фонда, а также договоров заключаемых между обществом и его пайщиками (участниками);
8) Определение материальной ответственности председателя, членов правления и ревизора;
9) Реорганизация и ликвидация общества.
К исключительной компетенции Общего собрания пайщиков могут быть отнесены и другие вопросы, установленные в уставе.
Общее собрание пайщиков (участников) считается правомочным, если его участники представляют не менее 3/4 голосов общества. В случае отсутствия на Общем собрании требуемого кворума Правление созывает новое Общее собрание с той же повесткой дня. Оно проводится в срок не более 2-х недель после несостоявшегося собрания и является правомочным независимо от количества представленных на собрании голосов(п.90 Положения 500).
Решения собрания по всем вопросам принимаются простым большинством голосов, за исключением перечисленных выше в подпунктах 1; 2; 6 и 9 (п.83 Положения 500). Для принятия решения по этим вопросам требуется большинство голосов - 3/4 пайщиков. В случае, если участников менее трёх и они располагают равным паем, вопрос решается по взаимной договорённости.(п.91 Положения 500)
Пайщик не имеет право голоса при решении вопроса о привлечении его к ответственности и при одобрении договора между ним и обществом (п.91 Положения 500). Данная норма призвана устранить конфликт интересов.
Участниками в уставе могут быть установлены и другие вопро-сы, принятие решений по которым требует квалифицированного большинства голосов, во всяком случае такого запрета в законодательстве не существует, в том числе и в Положении 500.
Уместным было бы, на мой взгляд, преобразовать п.91 Положения 500, путём добавления диспозитивной части: "если большее количество голосов не установлено учредительным документами", что соответствует духу диспозитивности гражданско-правового регулирования данных правоотношений.
Решения, в случае если это предусмотрено в уставе, по вопросам относящимся к исключительной компетенции Общего собрания, могут приниматься без созыва Общего собрания, путём рассылки проекта письменного решения всем пайщикам, которые голосуют письменно и отправляют принятые решения отправителю(место нахождения Правления общества). После чего принятое решение доводится до сведения пайщиков в письменной форме(п.93 Положения 500). В силу научно-технического прогресса следовало бы на мой взгляд расширить форму посредством которой доводится до сведения принятое решение посредством рассылки. Так последнее предложение п.93 Положения 500 можно было бы изложить следующим образом: "Результаты голосования, принятое решение и дата его принятия доводятся до сведения пайщиков, в условленной форме утверждённой уставом, не позднее 8 дней со дня получения последнего голоса.".
Следует отметить, что Общее собрание пайщиков созывается Правлением, но не реже одного раза в год.
Исполнительным органом общества является Правление (п.95 Положения500). Его создание обязательно, в силу ст.61 ГК РМ, и создаётся он для решения текущих вопросов деятельности общества: организация деятельности общества, ведение делопроизводства и бухгалтерского учёта, приём на работу работников (в том числе и директора-распорядителя, главного бухгалтера и других специалистов) и освобождение их от работы, заключение сделок от имени общества, составление годового отчёта, годового баланса и представление их общему собранию. Помимо решения текущих вопросов общества Правление должно в рамках устава выполнять решения Общего собрания.
Правление вправе принимать решение по всем вопросам деятельности общества, не относящимся к исключительной компетенции Общего собрания пайщиков(п.96 Положения 500).
В процессе своей деятельности Правление руководствуется действующим законодательством, уставом, а в случае принятия Общим собранием "Положения о деятельности Правления" и данным положением.
Правление может быть как единоличным органом(директор, генеральный директор), так и коллегиальным(Правление, дирекция), причём в последнем случае члены правления избирают из своего состава председателя Правления(Генерального директора).
В небольших обществах Положение 500 рекомендует вместо Правления избрать директора.
Следует отметить, что в случае если в ООО единственный учредитель, то Правление назначается, а если их несколько то избирается.
Председатель Правления (генеральный директор, директор) представляет общество в сношениях с третьими лицами без доверенности. Такое же право в документах об учреждении может предоставляться членам Правления или директору-распорядителю.(п.98 Положения 500)
Председатель Правления или если использовать терминологию ст.61 - "управляющий" является физическое лицо, которое в силу учредительных документов назначено или избрано действовать в отношениях с третьими лицами единолично или коллегиально от имени и в интересах ООО. Управляющим, разумеется, может быть лицо с неограниченной дееспособностью.
Отношения между обществом и лицами, составляющими его исполнительные органы , как правило, сходны с поручением.
В случае, если правление это коллегиальный орган, то либо в уставе непосредственно, либо в отдельном "Положении о деятельности Правления", ссылка на который должна быть указана в уставе, необходимо определить компетенцию председателя Правления и членов Правления, для эффективного осуществления ими своих функций. Члены правления, если это предусмотрено уставом или "Положением о деятельности Правления", могут иметь право контрассигнации при принятии решения.
Правление подотчётно Общему собранию пайщиков и орга-низует выполнение решений Общего собрания(п.96 Положения 500).
Продолжительность деятельности Правления не установлено законодательством, а значит этот вопрос предоставляется на решение участникам. Отзыв управляющего допустим в любое время, никаких ограничений со стороны законодателя не предусмотрено.
Закон "о предпринимательстве и предприятиях"в ст.4 рекомендует собственникам предприятий передавать правомочия по осуществлению предпринимательской деятельности менеджеру-руководителю на основе контракта.
Контракт между собственником(участником) и менеджером-руководителем общества может в себя включать права и обязанности сторон, финансовые взаимоотношения, ответственность, срок действия и условия расторжения контракта.
Закон не обезует общество создавать другие органы, однако по желанию участников могут быть созданы ещё и дополнительные к указанным органы управления, компетенция которых должна быть определена в уставе(например, совещательные, наблюдательные, консультативные и др.)
Обычно наблюдательный совет в ООО создаётся, если его коллектив довольно многочислен.
Гражданские права и обязанности для общества могут приобретать его представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами ООО.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18