Общие тенденции в развитии и совершенствовании нормативной базы исполнительного производства в хозяйственных и арбитражных судах

Содержание исполнительного документа четко и подробно регламентировано ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Согласно этой статье в исполнительном документе обязательно должны быть указаны: наименование суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ; дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера; дата принятия судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению; наименования взыскателя - организации и должника – организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя – гражданина и должника – гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника – гражданина и место его работы; резолютивная часть судебного акта или акта другого органа; дата вступления в силу судебного акта или акта другого органа; дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению. В ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» приведены не все, а только основные реквизиты, которые обязательно должны быть изложены в исполнительном документе.

Содержание исполнительного документа, выданного на основании различных судебных актов и актов других органов, имеет некоторую специфику, отличаются и требования, предъявляемые к различным исполнительным документам.


2.3 Сроки в исполнительном производстве

Осуществление и защита прав должно осуществляться без неоправданной задержки, в сроки, позволяющие оптимально обеспечить право заинтересованных лиц. Оперативность этого права особенно важна при нарушениях таких прав, которые могут повлиять на исход и признание недействительными их результатов. Вместе с тем упоминаемые нарушения в идеале не влияют и не могут повлиять на материальный или иной интерес, за защитой которого заинтересованное лицо обратилось в суд, но в то же время могут существенно ущемлять права и законные интересы участников хозяйственного права.

Правила о сроках и сроках исковой давности закрепленные в действующем законодательстве Республики Беларусь позволяют установить в каждом конкретном случае фактические обстоятельства дела, что способствует вынесению правильных решений, стабилизации хозяйственного оборота, устранению неопределённости в отношениях его участников, укреплению договорной дисциплины, стимулирует активность субъектов хозяйственного права, эффективности защиты нарушенных прав.

Исполнительные документы должны быть предъявлены к исполнению в установленные законом сроки. Нарушение этих сроков влечет возвращение исполнительного документа без исполнения. В ст. 15 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указываются сроки для предъявления некоторых исполнительных документов к исполнению, сроки предъявления других исполнительных документов устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов. Обычно сроки определены периодом времени, поэтому предъявление исполнительных документов к исполнению может быть совершено в течение всего указанного периода.

Специальные правила действуют в отношении сроков предъявления к исполнению исполнительных документов о взыскании периодических платежей (взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, и др.). Такие исполнительные документы сохраняют силу на все время, на которое присуждены платежи. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению подобного рода делам исчисляются тоже своеобразно – для каждого платежа в отдельности.

В соответствии со ст. 337 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению не позднее шести месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке либо рассрочке его исполнения, или со дня вступления в законную силу определения хозяйственного суда о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению.

В случае если исполнение судебного постановления было приостановлено, время, на которое оно приостанавливалось, не засчитывается в шестимесячный срок для предъявления исполнительного документа к исполнению.

По решениям о взыскании периодических платежей срок для предъявления исполнительного документа к исполнению действует для каждого платежа в отдельности, а его течение начинается со дня наступления срока каждого платежа.

Исполнительное производство не может быть возбуждено по исполнительным документам, в отношении которых истек срок давности для их предъявления к исполнению.

Срок давности для предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением его взыскателем к исполнению в банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию либо возбуждением исполнительного производства, если иное не предусмотрено законодательством.

В случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено частично, исчисление нового срока для предъявления исполнительного документа к исполнению начинается со дня его возвращения банком, небанковской кредитно-финансовой организацией или судебным исполнителем взыскателю.

После перерыва течение срока давности начинается вновь, при этом истекшее время не засчитывается в новый срок.

Исполнительный документ считается предъявленным к исполнению со дня получения банком, небанковской кредитно-финансовой организацией или судебным исполнителем надлежащим образом оформленных заявления и исполнительного документа.

Пропущенный срок на предъявление исполнительного документа к исполнению может быть восстановлен только судом, принявшим соответствующий акт.

Пропущенный срок может быть восстановлен лишь на предъявление исполнительного листа и судебного приказа, то есть исполнительных документов, выданных только на основании судебных актов. По другим исполнительным документам пропущенные сроки восстановлению не подлежат.

Восстановление пропущенных сроков возможно, если они были пропущены по уважительным причинам.

Заявление о восстановлении пропущенного срока подается в хозяйственный суд, принявший судебный акт, или в хозяйственный суд, выдавший приказ.

По результатам рассмотрения заявления выносится определение, которое направляется взыскателю и должнику.

Хозяйственный суд, принявший судебный акт, по заявлению взыскателя, должника или судебного исполнителя вправе до истечения срока, установленного для предъявления приказа к исполнению, отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Предоставляя должнику отсрочку или рассрочку исполнения судебного акта, хозяйственный суд может принять меры по обеспечению исполнения судебного акта.

Исполнение по исполнительным документам осуществляется судебным исполнителем хозяйственного суда, в районе деятельности которого должник находится, проживает или осуществляет хозяйственную деятельность, или по месту нахождения его имущества.

Если в процессе исполнения должник выбыл на постоянное местонахождение или жительство на территорию юрисдикции другого хозяйственного суда и имущества, на которое можно было бы обратить взыскание по прежнему месту нахождения или жительства должника, не осталось, то судебный исполнитель направляет исполнительный документ судебному исполнителю другого хозяйственного суда по новому месту нахождения или жительства должника, о чем извещает взыскателя.

Установленные законом сроки предъявления исполнительного документа к исполнению могут быть прерваны в случаях, указанных в ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Установлены следующие основания для перерыва течения срока: предъявление исполнительного документа к исполнению; частичное исполнение исполнительного документа должником.

Перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению означает, что время, истекшее до возникновения обстоятельств, послуживших основанием для перерыва, в расчет не принимается. После перерыва течение этого срока начинается снова на весь период, предусмотренный в законе для данного исполнительного документа.

В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для взыскания является его дубликат, выдаваемый судом или другим органом, вынесшим соответствующий акт, в порядке, предусмотренном федеральным законом.

2.3 Стадии исполнительного производства

исполнительное производство арбитражный суд

Возбуждение исполнительного производства – первый этап процесса исполнения исполнительного документа. На этом этапе судебный пристав – исполнитель (судебный исполнитель), получив исполнительный документ, должен установить наличие или отсутствие оснований для возбуждения исполнительного производства, после чего принять решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства.

В рамках этой стадии судебный пристав-исполнитель (судебный исполнитель) может также принять меры по обеспечению будущего исполнения требований исполнительного документа.

До возбуждения исполнительного производства никакие исполнительные действия совершены быть не могут. Данное требование вытекает из того, что совершение исполнительных действий сопряжено с возможностью применения к должнику мер государственно-властного принуждения в виде мер принудительного исполнения, существенно ущемляющих и ограничивающих его имущественные права.

Возбуждению исполнительного производства предшествует фактическое предъявление исполнительного документа к взысканию. На данном этапе судебный пристав-исполнитель принимает исполнительный документ от взыскателя, или от суда, или иного органа, выдавшего исполнительный документ. Однако само по себе фактическое принятие судебным приставом-исполнителем исполнительного документа еще не означает последующего возбуждения исполнительного производства.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в качестве оснований для возбуждения исполнительного производства называет только два обстоятельства: соответствие исполнительного документа требованиям ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и соблюдение взыскателем срока для предъявления исполнительного документа к взысканию (ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Вместе с тем практика показывает, что судебный пристав-исполнитель (судебный исполнитель), решая вопрос о возбуждении исполнительного производства, должен проверить и учесть целый ряд других юридически не менее важных качеств исполнительного документа (правильно ли определена взыскателем подведомственность исполнения требований предъявленного исполнительного документа, вступило ли в законную силу решение, на основании которого выдан исполнительный документ и др.), отсутствие или несоблюдение которых лишает предъявляемый документ исполнительной силы и исключает возможность возбуждения исполнительного производства.

С возбуждением исполнительного производства закон связывает наступление определенных правовых последствий, как для должника, так и для взыскателя. С момента возбуждения исполнительного производства отношения между сторонами или иными субъектами исполнительного производства и судебным приставом-исполнителем (судебным исполнителем) приобретают характер отношений власти и подчинения, за нарушение требований судебного пристава-исполнителя (судебного исполнителя) для субъектов исполнительного производства могут наступить негативные последствия в виде применения штрафных санкций и применения иных мер ответственности (принудительный привод, привлечение к уголовной ответственности).

Возбуждение исполнительного производства оформляется судебным приставом-исполнителем в форме вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства. Данное постановление должно быть вынесено в течение трех дней с момента предъявления ему исполнительного документа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты