Общие тенденции в развитии и совершенствовании нормативной базы исполнительного производства в хозяйственных и арбитражных судах

Постановление о возбуждении исполнительного производства состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной. В целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в постановлении.

Судебный исполнитель возбуждает исполнительное производство только после получения надлежаще оформленных исполнительных документов и письменного заявления взыскателя.

Судебный исполнитель после проверки правильности оформления исполнительного документа, наличия права на принудительное исполнение и соблюдения порядка его осуществления возбуждает исполнительное производство.

Судебный исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства по основаниям, указанным в ст.358 ХПК Республики Беларусь.

Постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительно производства выносится судебным исполнителем в трехдневный срок со дня поступления ходатайства о принудительном исполнении с надлежаще оформленными исполнительными документами.

В случае отказа в возбуждении исполнительного производства по истечении сроков на обжалование действий судебного исполнителя исполнительный документ направляется в хозяйственный суд или иной государственный орган, выдавший его.

Судебный исполнитель возвращает исполнительный документ лицу, ходатайствующему о возбуждении исполнительного производства, в случае обнаружения неправильности в оформлении исполнительного документа, подачи исполнительного документа не по месту исполнения и т.д.

Возвращение исполнительного документа не является препятствием для нового предъявления исполнительного документа к исполнению после устранения отмеченных судебным исполнителем нарушений.

Под добровольным исполнением в исполнительном производстве понимается самостоятельное исполнение должником требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок до применения к нему государственно-властного принуждения в виде мер принудительного исполнения. [20]

По законодательству Российской Федерации срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Принудительное исполнение исполнительного документа в Республике Беларусь производится по истечении семи дней, предоставленных судебным исполнителем для добровольного исполнения требований исполнительного документа, за исключением немедленного исполнения исполнительного документа, выданного на основании судебного постановления.

Основными последствиями несоблюдения срока для добровольного исполнения для должника будут применения мер принудительного исполнения и взыскание исполнительского сбора, причем взыскание исполнительского сбора возможно в случае, если срок для добровольного исполнения был нарушен должником без уважительных причин.

Согласно ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст. 211 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель (судебный исполнитель) по своей инициативе или по заявлению сторон, а также сами стороны вправе обратится в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением об отсрочке или о рассрочке его исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения. Указанные нормы содержат предельно общий регламент, устанавливающий порядок отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, изменения способа и порядка их исполнения. Основания для совершения указанных юридических действий носят сугубо оценочный характер, поскольку в законодательстве невозможно дать исчерпывающий перечень оснований, обуславливающих необходимость для совершения указанных действий.

Решение об отсрочке и рассрочке исполнения, изменении способа и порядка исполнения всегда принимается судом или иным органом, который выдал исполнительный документ. В этом их разница от отложения исполнительных действий, которое может быть осуществлено и по постановлению судебного пристава-исполнителя (судебного исполнителя).

Отсрочка исполнения заключается в принятии решения соответствующим органом о начале исполнительных действий с иной даты, не соответствующей общим условиям совершения исполнительных действий по данному виду исполнительных документов.

Рассрочка исполнения заключается в предоставлении должнику возможности исполнить требования исполнительного документа, например о выплате денежных средств, не единовременно, а в течение определенного периода времени, что может быть обусловлено графиком поступления денежных средств на счет должника, графиком изготовления соответствующей продукции в условиях конвейерного или иного циклического по характеру производства.

Отложение исполнительных действий близко по своей юридической характеристике к отсрочке исполнения. Однако в отличие от отсрочки исполнения отложение исполнительных действий в соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об исполнительном производстве» возможно по решению более широкого круга лиц: по заявлению взыскателя или должника; на основании определения судьи; по инициативе судебного пристава-исполнителя.

Отложение исполнительных действий по инициативе должника или судебного пристава-исполнителя возможно на срок не более 10 дней. В остальных случаях предельные сроки отложения исполнительных действий определяются взыскателем либо в определении судьи.

Хозяйственный суд, на исполнении в котором находится исполнительное производство, по заявлению стороны в этом производстве вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного постановления, на основании которого возбуждено исполнительное производство. Вопросы об отсрочке или рассрочке исполнения судебного постановления решаются в судебном заседании с извещением сторон по исполнительному производству и судебного исполнителя, однако их неявка не препятствует рассмотрению указанных вопросов. По результатам рассмотрения вопросов об отсрочке или рассрочке исполнения судебного постановления хозяйственный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном ХПК.

При наличии обстоятельств, препятствующих совершению отдельного исполнительного действия, судебный исполнитель по заявлению должника или по собственной инициативе вправе отложить совершение отдельного исполнительного действия на срок не более тридцати дней.

В соответствии с главой 27 Инструкции по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь отложение совершения отдельного исполнительного действия заключается в переносе срока совершения определенного исполнительного действия при наличии обстоятельств, препятствующих его совершению в установленный срок.

Судебный исполнитель при наличии обстоятельств, препятствующих совершению отдельного исполнительного действия, вправе на срок не более тридцати дней отложить совершение отдельного исполнительного действия:

- по заявлению должника;

- по собственной инициативе.

При разрешении вопроса об отложении отдельного исполнительного действия по заявлению должника судебный исполнитель учитывает обстоятельства, которые могут повлиять в дальнейшем на своевременное и полное исполнение исполнительного документа.

Приостановление исполнительного производства также представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий наряду с отложением исполнительных действий и их отсрочкой. Однако в отличие от иных юридических действий приостановление осуществляется не на конкретный период времени, а на неопределенный период до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу. В зависимости от оснований приостановление исполнительного производства совершается либо в обязательном порядке (ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве» Российской Федерации; ст. 362 ХПК, ст. 12.6 и ч. 3 ст. 14.8 Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях.) либо может осуществляться по усмотрению соответствующего суда (ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве» Российской Федерации) или судебного исполнителя. В любом случае приостановление исполнительного производства возможно только по основаниям, указанным в ст. 39 и 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Данные перечни носят исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат.

Хозяйственный суд или судебный исполнитель вправе приостановить исполнительное производство в следующих случаях:

- письменной просьбы должника - индивидуального предпринимателя или гражданина, пребывающего в составе Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск или воинских формирований Республики Беларусь на срочной военной службе или привлеченного для исполнения государственной обязанности;

- нахождения должника - индивидуального предпринимателя или гражданина в длительной (более трех месяцев) служебной командировке;

- нахождения должника - индивидуального предпринимателя или гражданина более трех месяцев в лечебном учреждении;

- подачи жалобы (протеста) на постановления или действия (бездействие) судебного исполнителя;

- письменной просьбы взыскателя;

- в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Исполнительное производство возобновляется по заявлению взыскателя или по инициативе судебного исполнителя или хозяйственного суда после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, и по истечении предельного срока приостановления исполнительного документа, предусмотренного статьей 364 ХПК.

Исполнительное производство возобновляется по заявлению взыскателя или по инициативе судебного исполнителя или хозяйственного суда после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление.

О возобновлении исполнительного производства хозяйственный суд выносит определение, а судебный исполнитель – постановление, копия которого направляется сторонам.

Прекращение исполнительного производства как юридическое действие имеет ряд существенных признаков:

- оно производится только по основаниям, указанным в ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве», указанный перечень расширенному толкованию не подлежит;

- решение о прекращении исполнительного производства принимается только соответствующим судом;

- после прекращения исполнительного производства его возобновление невозможно, за исключением случаев, когда определение о прекращении исполнительного производства было отменено в судебном порядке.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона «Об исполнительном производстве» правовые последствия прекращения исполнительного производства в основном сводятся к следующему: прекращенное исполнительное производство не может быть возобновлено вновь; судебное определение направляется в соответствующее подразделение судебных приставов; после получения вступившего в законную силу определения о прекращении исполнительного производства судебный пристав – исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению;

на исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку об основании прекращения исполнительного производства со ссылкой на судебное определение;

исполнительное производство оканчивается, судебное определение и исполнительный документ возвращаются в суд или иной орган, выдавший данный документ.

Рассмотрение вопроса о прекращении исполнительного производства производится хозяйственным судом или судебным исполнителем. По результатам рассмотрения вопроса о прекращении исполнительного производства хозяйственный суд выносит определение, а судебный исполнитель – постановление, которые могут быть обжалованы в установленном порядке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты