Обжалование и опротестование действий государственных органов

 При решении вопроса о порядке обжалования судебного акта судьи арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности необходимо руководствоваться ч. 3 ст. 30.1 КоАП и нормами арбитражного процессуального законодательства, но не пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ.

 Порядок подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности регулирует статья 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95—ФЗ (ред. от 27.12.2005, с изменением от 02.03.2006)[5].

 Однако, имеет место коллизия права в отношении уплаты государственной пошлины по данной категории дел в рамках арбитражного процесса, так как между нормами НК РФ и нормами АПК РФ существуют противоречия. Так, ст. 333.37 НК РФ не содержит положений об освобождении от уплаты государственной пошлины заявителей при подаче заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава—исполнителя, а также заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Между тем ч. 2 ст. 329 и ч. 4 ст. 208 АПК РФ[6], содержащие соответствующие положения о том, что такие заявления государственной пошлиной не оплачиваются, не отменены.

Мы видим данную коллизию в праве в отношении госпошлины, так как это ставит под вопрос равноправие участников административных отношений.

 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 (ред. от 02.06.2004) "О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"[7], определяет, что при применении данной нормы необходимо иметь в виду, что в предусмотренном ею порядке подлежат обжалованию постановления, вынесенные уполномоченными органами или должностными лицами, но не судами общей юрисдикции по подведомственным им делам.

 В таком же порядке обжалуется определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с предписаниями ч. 4 ст. 30.1 КоАП, т.е. в зависимости от того, каким органом или должностным лицом вынесено такое определение.

 По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение.

Таким образом, мы видим, что под субъекты данного права подпадают все лица административных правоотношений.

Теперь рассмотрим порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, который закреплен в статье 30.2 КоАП.

 Данной статьей определены отдельные аспекты подачи и движения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае вынесения постановления о назначении административного наказания.

 Необходимо понимать, что жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. В этом случае она немедленно направляется в принявший постановление орган по делу для выполнения требований ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ или районный судья обращается с запросом об истребовании материалов дела к субъекту, рассмотревшему дело по существу, который в свою очередь обязан направить все имеющиеся у него материалы районному судье.

Когда, жалоба ошибочно адресована суду, органу, должностному лицу, которые не уполномочены рассматривать данную жалобу, она передается по назначению судье, органу, должностному лицу, правомочным ее рассматривать в соответствии с положениями части 1 статьи 30.1 КоАП РФ.

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы (ч. 2 ст. 30.2 КоАП РФ).

Так, КоАП не требует от подателя жалобы прилагать к ней какие—либо документы, в том числе уведомление о вручении жалобы административному органу. К форме и содержанию жалобы не предъявляются какие—либо требования, следовательно, она может составляться в произвольной форме (ст. 30.2 КоАП); рассмотрение жалобы может производиться без вызова органа, должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление; срок рассмотрения жалобы (ст. 30.5 КоАП) исчисляется лишь с момента поступления жалобы со всеми материалами дела об административном правонарушении, представление которых возлагается на орган, вынесший обжалуемое постановление (ст. 30.2 КоАП), и т.п.

Мы видим, что к порядку подачи жалобы не применяются усложненные формы составления и содержания жалобы. Это делает возможность обжалования постановления практически всеми гражданами, даже не имеющими специального юридического образования.

В случае если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток (ч. 4 ст. 30.2 КоАП РФ).

На основании Закона РФ от 27.04.1993 N 4866—1 (ред. от 14.12.1995) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 26 декабря 1995 г.[8], к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

—нарушены права и свободы гражданина;

—созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

—незаконно на гражданина возложена какая—либо обязанность или он незаконно привлечен к какой—либо ответственности.

 Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

 Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях государственной пошлиной не облагаются (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

Таким образом, мы рассмотрели порядок подачи жалобы по постановлению по делу об административном правонарушении. Это является одним из важных вопросов рассматриваемой темы, так как определяет возможность защиты нарушенного права и выражения несогласия с вынесенным решением.

Рассмотрим вопрос, связанный со сроками обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Этому вопросу посвящена статья 30.3 КоАП.

Установлен единый срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении — 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Данный срок начинает исчисляться со следующего дня, за днем вручения или получения копии постановления лицом, имеющим полномочия по обжалованию данного документа.

Несмотря на то, что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении названного срока, это определение исходя, из общих принципов осуществления правосудия может быть обжаловано. Поскольку оно исключает возможность дальнейшего движения дела об административном правонарушении. Это влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 25.05.2006) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения"[9].

В судебной практике уважительными причинами пропуска срока на подачу жалобы признаются: недостаточная юридическая осведомленность гражданина о порядке подачи жалоб, временный выезд с постоянного места жительства, стечение семейных обстоятельств. Так, мы видим, что существуют определенные условия, которые необходимы для определения срока подачи жалобы более чем в десять дней.

При получении жалобы с пропущенным сроком на ее подачу, независимо от причин этого, судья принимает меры к приостановлению исполнения постановления, формально вступившего в законную силу, но фактически оспоренного и подлежащего пересмотру.

В случае истечения срока при принесении протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и/или последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление срока прокурором должно быть подано заявление о восстановлении этого срока, которое рассматривается соответствующими районными судами.

Пятидневный срок установлен по таким категориям дел, как дела в отношении административных правонарушений посягающих на права граждан в сфере проведения выборов и референдумов.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 (ред. от 02.06.2004) "О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"[10], содержит разъяснение по вопросу вынесения определения об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении. В данной ситуации, несмотря на то, что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования указанного определения, оно исходя, из общих принципов осуществления правосудия может быть обжаловано, поскольку это определение исключает возможность дальнейшего движения дела, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту нарушенного права.

Итак, мы рассмотрели сроки подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, а также особенности и условия подачи жалобы.

Рассмотрим следующий вопрос, связанный с подготовкой к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Этот вопрос закреплен правом в статье 30.4 КоАП.

Подготовка к рассмотрению жалобы выступает составляющим элементом процессуальных гарантий, в рамках полного, всестороннего и объективного рассмотрения всех обстоятельств дела.

Выясняются обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данным судьей, должностным лицом, например, родственные связи или заинтересованность в разрешении дела.

 А также, обстоятельства, наличие которых несовместимо с производством по делу об административном правонарушении, например, крайняя необходимость, истечение сроков давности или отмена закона, установившего административную ответственность.

 Вопросы назначения и проведения экспертизы, с учетом истребования дополнительных материалов регламентируются в соответствии со статьями 26.4, 26.5, 26.8, 26.10 КоАП РФ[11]. В этих статьях определены правовые моменты, при которых могут быть истребованы дополнительные материалы.

Не конкретизированы основы явки лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.

 В течение трех суток, жалоба со всеми материалами дела направляется на рассмотрение по подведомственности, если не относится к компетенции судьи, должностного лица, к которым она поступила.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты