Организация регионального и местного управления в федерациях
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра теории и практики государственного управления
Курсовая работа
на тему: Организация регионального и местного управления в федерациях (на примере США, Германии)
Студента
4 курса, специальности
"Государственное управление и право"
группы ПРСОГУ-4 Д.В. Гут
Научный руководитель: М.Е. Янчук
Минск 2009
Содержание
Введение
1. Особенности американской системы регионального и местного управления
1.1 Общие положения американского федерализма
1.2 Правовые основы
1.3 Региональное управление
1.4 Местное управление
2. Современное состояние германского регионального и местного управления
2.1 Общие положения германского федерализма
2.2 Правовые основы
2.3 Региональное управление
2.4 Местное управление
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы определяется тем, что современная жизнь поставила перед юридической наукой и управленческой практикой ряд конкретных задач, связанных с необходимостью исследования передового опыта функционирования муниципальных институтов.
Интерес к институту местного управления вызван не только оказываемым им влиянием на развитие правовых реформ, но и признанием его основополагающей роли в решении вопросов жизнеобеспечения населения и построения гражданского общества и социального государства. Проблематика развития местного управления является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной юридической науке. Вопросы организации местной власти и ее соотношении с государственной властью остаются актуальными на протяжении многих лет и продолжают влиять на её практическую реализацию. В теории и практике местного самоуправления выделяются два основных, прямо противоположных подхода. Согласно первому государство не оказывает определяющего влияния на местное самоуправление, за исключением правового регулирования. В основу другого подхода легла теория, в соответствии с которой местное самоуправление есть форма государственного управления, самоуправление рассматривается как продолжение государственной власти на местах.
Особенности организации и развития местного управления в зарубежных странах становятся актуальными теоретическими и практическими проблемами в свете перспектив сближения Республики Беларусь с Европейским сообществом. Интерес к немецкому и американскому опыту организации публичного управления и местного самоуправления, определяется не только тем, что эти страны имеют глубокие демократические традиции, но в них уже реализованы многие идеи, которые для Беларуси являются пока программными конституционными ориентирами (правовое государство, социальное государство, развитое гражданское общество).
Объектом исследования настоящей работы является совокупность норм, регулирующих правовой статус местных органов управления. Исследованию подвергаются непосредственно теоретические воззрения и практическая деятельность органов регионального и местного управления и местного самоуправления в федерациях.
Предметом исследования являются организационная структура и деятельность региональных местных органов власти, формальные, организационные и функциональные аспекты этой деятельности.
Целью написания настоящей курсовой работы является проведение комплексного исследования организации структуры региональной и местной системы управления на примере двух экономически и социально развитых федераций - Федеративной Республики Германия и Соединённых Штатов Америки.
Поставленная цель предопределила следующие задачи исследования:
изучить правовое регулирование организации и деятельности местных органов в США и ФРГ;
на основе сравнительного анализа организации местных органов обосновать роль государства в функционировании местного самоуправления;
изучить природу местного самоуправления как самостоятельного института и важнейшего элемента государственно-правовой структуры;
исследовать действующие в зарубежных государствах системы местного самоуправления, выявить их достоинства и недостатки, показать неразрывность местного управления и самоуправления, и сформулировать вывод о применении отдельных их элементов в Республике Беларусь.
В связи с поставленными задачами курсовая работа состоит из разделов, подразделов и пунктов.
1. Особенности американской системы регионального и местного управления
1.1 Общие положения американского федерализма
США - это федеративное государство с формой правления президентская республика. Исторически оно создавалось как сильно децентрализованное государство на основе политического союза между добившимися независимости колониями, которые при объединении сохранили за собой конституционные гарантии своих прав. В общих чертах система общественного управления США сформировалась в XVII-XVIII вв. и в настоящее время она представлена 50 штатами и примерно 82.000 органов местной власти (3041 графство, 19076 муниципалитетов, 16734 тауншипов, 14851 школьных и 28588 специальных округов). [4]
Территория США включает также острова Пуэрто-Рико (3,4 млн. жителей) и Гуага. (110 тыс). Острова Микронезии (Республика Палау, Соединенные Штаты Микронезии и др.) являются "ассоциированными государствами" с США. Большинство из них - члены ООН, у них есть избираемые парламенты и президенты. Пуэрто-Рико считается "свободно присоединившимся государством", этот остров - не член ООН. Население Пуэрто-Рико и Гуама избирает законодательные собрания и губернаторов (как и штаты). Законы США имеют здесь верховенство (как и в штатах), но все эти территории (несубъекты федерации) не имеют представительства в сенате, а в палату представителей они посылают только по одному делегату (резиденту-комиссару) с правом совещательного голоса. Не имея представительства в федеральных органах, их жители не платят федеральных налогов. [14]
1.2 Правовые основы
Конституция закрепила федеративную форму территориального устройства страны; США состоят из 50 штатов и федерального округа Колумбия с особым статусом, на территории которого находится столица страны - город Вашингтон. Национально-этнические различия среди населения не получили отражения в государственной структуре, федеральный основной закон имеет приоритет перед конституциями штатов, поскольку "Конституция и законы Соединенных Штатов, изданные в ее исполнение, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены властью Соединенных Штатов, являются высшими законами страны, и судьи в каждом штате обязываются к их исполнению, даже если в Конституции и законах любого штата встречаются противоречащие друг другу постановления" (второй абзац ст. VI Конституции США). Основные законы штатов признают верховенство федеральной Конституции. Так, Конституция Калифорнии в разделе 3 ст.1 указывает: "Штат Калифорния составляет неотъемлемую часть Американского Союза и Конституция Соединенных Штатов является высшим законом страны". Штаты могут принять только республиканскую форму правления (раздел 4 ст. IV). В Конституции США регулируется вопрос о распределении компетенции между федерацией и ее субъектами. Полномочия Конгресса указаны в разделе 8 ст.1. Законы Соединенных Штатов и договоры, заключенные их органами, являются "высшими законами страны" (ст. VI). Раздел 9 той же статьи перечисляет конституционные ограничения полномочий Конгресса, а раздел 10 - области, в отношении которых вводятся ограничения для штатов. Поправка X, вступившая в силу в 1791 г., отразила требования антифедералистов и определила, что "полномочия, не предоставленные настоящей Конституцией Соединенным Штатам и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются соответственно за штатами или за народом". В каждом штате, следовательно, сосуществуют две системы права: федеральное право и право штата. [9]
Структура власти в штатах продолжает определяться местными конституциями. Все они по своим основополагающим политико-правовым принципам сходны с федеральным образцом, но не повторяют его. Организация власти в штатах построена на жестоком разделении законодательной и исполнительной властей. [1]
1.3 Региональное управление
Штаты копируют федеральную систему власти; они имеют парламент, называемый законодательным собранием или легислатурой, включающий две палаты. Исключение составляет штат Небраска, в 1937 г. учредивший у себя однопалатный представительный орган. Весьма похожа на федеральную и исполнительная власть в штатах, возглавляемая губернатором. Судебная система в наибольшей мере отличается от федеральной. Судьи во многих штатах избираются, а не назначаются; в ряде штатов предусмотрен институт отзыва судей путем народного голосования. Другими словами, в штатах, где существует институт отзыва, не признается гарантия несменяемости судей как важнейшего средства обеспечения независимости и беспристрастности судебной власти. Институты непосредственной демократии, и не только в отношении судейского корпуса, нашли широкое применение в субъектах федерации США. Ее виды - народная инициатива, референдум, отзыв должностных лиц. [9]
Законодательная власть в штатах принадлежит представительным учреждениям, разнообразным по названиям, но обычно объединенным понятием "легислатура". Подобно федеральному конгрессу, они состоят из двух палат - палата представителей и Сенат. [1]
Главой исполнительной власти в штате является губернатор, избираемый, как правило, прямыми выборами (в одном из штатов - выборщиками) на 2-4 года. Законы передаются на подпись губернатору, который обладает правом отлагательного вето (оно преодолевается, как и в федерации). Однако в отличие от президента США губернатор не назначает всю администрацию штата. Некоторые должностные лица - казначей, атторней и др. - могут избираться непосредственно гражданами. Но и в этом случае губернатор координирует их деятельность и в какой-то мере руководит ими. [14]
Наряду с независимыми должностными лицами в штатах существует большое число автономных департаментов, комиссий и советов. Некоторые из них формально подчинены губернатору, другие действуют вполне самостоятельно. [1]
Власти штатов (исполнительные и законодательные) действуют вполне независимо от федеральных органов, кроме случаев нарушения конституции США. [1]
В соответствии с доктриной дуалистического федерализма конституция разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и сферу исключительной компетенции штатов. Со временем сфера компетенции федерации была расширена толкованиями Верховного суда США на основе доктрины подразумеваемых в конституции полномочий. Иногда штаты протестуют против этого, обращаясь в федеральные суды с исками о вторжении в компетенцию штатов. С другой стороны, федерация ежегодно предоставляет штатам значительные денежные субсидии, правда, на строго определенные цели, проверяя их использование. Кроме того, в последние десятилетия федерация, стремясь разгрузить федеральный бюджет, передает штатам многие полномочия по решению социальных вопросов. [14]
Конституция США по существу запрещает штатам осуществление внешних сношений. [12]
1.4 Местное управление
Система местного самоуправления и управления в штатах строится на основе административно-территориального деления, а последнее входит в компетенцию штатов. Поэтому системы местного самоуправления в разных штатах различны.