Органы государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления

Правительство РФ в пределах своей компетенции издает по­становления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Все акты Правительства обязательны к исполнению на всей терри­тории Российской Федерации, всеми субъектами РФ и органа­ми местного самоуправления.

Министры осуществляют общее руководство деятельностью своих министерств на основе единоначалия и несут персональ­ную ответственность за выполнение возложенных на министер­ство задач.

В каждом министерстве и ведомстве образуется коллегия в составе министра (председателя коллегии), его заместителей, а также других руководящих работников центрального аппарата министерства.

Министерство издает в пределах своей компетенции прика­зы, постановления, инструкции, директивы.

Правительство РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать со­ответствующих должностных лиц.

Основные направления в деятельности Правительства РФ определяются в соответствии с Конституцией РФ, федераль­ными законами, указами Президента РФ. Правительство раз­рабатывает и представляет Государственной Думе федераль­ный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Го­сударственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспе­чивает проведение в Российской Федерации единой государст­венной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуще­ствляет управление федеральной собственностью; осуществля­ет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с пре­ступностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Конституция РФ не устанавливает срока полномочий Пра­вительства, но предусматривает возможность отставки Прави­тельства. Это может быть в случаях, когда:

- Правительство слагает свои полномочия перед вновь из­бранным Президентом РФ;

— Правительство само подает в отставку, которая принима­ется или отклоняется Президентом;

— Президент самостоятельно  отправляет  Правительство  в отставку;

- Государственная Дума выражает недоверие Правительст­ву РФ;

— Председатель Правительства ставит перед Государствен­ной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государст­венная Дума в доверии отказывает, то Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства либо о  роспуске Государственной Думы.

В случае отставки или сложения полномочий по поручению Президента РФ Правительство продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

1.5. Судебная система Российской Федерации

Под судебной системой Российской Федерации понимается совокупность всех судов России. Судебная система устанавли­вается Конституцией РФ, федеральными конституционными законами.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» закрепил един­ство судебной системы, которое обеспечивается путем:

— установления судебной системы Российской Федерации Конституцией и федеральным конституционным законом;

— соблюдения  всеми  федеральными  судами  и  мировыми судьями установленных федеральными законами правил судо­производства;

- применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных  законов,   федеральных  законов,   общепри­знанных принципов и норм международного права и междуна­родных договоров Российской Федерации, а также конститу­ций (уставов) и других законов субъектов РФ;

— признания обязательности исполнения на всей террито­рии Российской Федерации судебных постановлений, вступив­ших в законную силу;

— законодательного закрепления единства статуса судей;

— финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъек­тов РФ, составляющие судебную систему Российской Федера­ции.

К федеральным судам относятся:

— Конституционный Суд РФ;

— Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитраж­ные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, состав­ляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (устав­ные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции.

Конституционный Суд РФ был учрежден решением Съезда народных депутатов РСФСР 19 декабря 1990 г. Его предшест­венником можно считать Комитет конституционного надзора СССР, который просуществовал с 1989 по 1991 г. В СССР по­добного рода институтов не было.

Порядок организации и деятельности Конституционного Суда РФ определен Федеральным конституционным законом от 24 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Фе­дерации».

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначае­мых на должность Советом Федерации по представлению Пре­зидента РФ.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не ме­нее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юри­дическое образование и стаж работы по юридической профес­сии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квали­фикацией в области права.

Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 15 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи 70 лет. Назначение на второй срок не допускается.

Конституционный Суд РФ из своего состава сроком на три года избирает Председателя, заместителя и судью-секретаря Конституционного Суда.

Основные задачи Конституционного Суда РФ заключаются в защите конституционного строя; защите основных прав и свобод человека; поддержании верховенства и прямого дейст­вия Конституции.

Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Прези­дента РФ.

Полномочия Конституционного Суда можно свести в не­сколько групп.

1. Дача заключений о соответствии Конституции РФ:

— федеральных   законов,   нормативных   актов   Президен­та РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правитель­ства РФ;

- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, от­носящимся к ведению органов государственной власти Россий­ской Федерации и совместному ведению органов государствен­ной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;

— договоров между органами государственной власти Рос­сийской Федерации и органами государственной власти субъ­ектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

— не вступивших в силу международных договоров Россий­ской Федерации.

Акты или их отдельные положения, признанные неконсти­туционными, утрачивают силу. Не соответствующие Конститу­ции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

2.  Разрешение споров о компетенции:

— между федеральными органами государственной власти;

— между органами государственной власти Российской Фе­дерации и органами государственной власти субъектов РФ;

— между   высшими   государственными   органами   субъек­тов РФ.

Конституционный Суд РФ по жалобам граждан на наруше­ние их конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона.

3. Толкование Конституции РФ по запросам: - Президента РФ;

— Правительства РФ;

— Государственной Думы, Совета Федерации;

— органов законодательной власти субъектов РФ. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производится путем поименного опроса судей. Судья, не со­гласный с решением Конституционного Суда, вправе письмен­но изложить свое особое мнение.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не под­лежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Наряду с Конституционным Судом РФ существуют консти­туционные суды республик в составе Российской Федерации и уставные суды других субъектов РФ, которые являются судами субъектов РФ и призваны обеспечить контроль за соблюдением конституций республик, уставов краев и областей. Однако эти суды не составляют единой системы с федеральным Конститу­ционным Судом.

Суды общей юрисдикции рассматривают дела трех катего­рий — уголовные (дела о преступлениях, исчерпывающий пере­чень которых дан в Уголовном кодексе РФ); гражданские (дела об имущественных и неимущественных спорах, вытекающих из гражданско-правовых, семейных и иных отношений, а также об установлении наиболее значимых юридических фактов и со­стояний); дела об административных правонарушениях.

Система судов общей юрисдикции представляет собой еди­ную систему, построенную по принципу звеньев и инстанций. Звено судебной системы — определенное законом положение суда в системе судов, его компетенция (подсудность и т. п.). Инстанция - это процессуальные полномочия суда того или иного звена судебной системы. В этом значении различаются суды первой, кассационной (апелляционной) и надзорной ин­станции. Например, областной суд является вторым звеном в судебной системе, но может действовать как суд первой, касса­ционной и надзорной инстанции.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, является Верховный Суд РФ. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрис­дикции, включая военные и специализированные федеральные суды; в пределах своей компетенции рассматривает дела в ка­честве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой инстанции. Вер­ховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей су­дебной инстанцией по отношению к верховным судам респуб­лик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск. Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам су­дебной практики. Полномочия, порядок его образования и деятельности устанавливаются федеральным конституционным законом.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд го­рода федерального значения, суд автономной области, суд авто­номного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Федерации. Полномочия, порядок образования и деятельности судов этого звена устанавливаются федеральным конституционным законом.

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществля­ет другие полномочия, предусмотренные федеральным консти­туционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судеб­ного района. Полномочия, порядок образования и деятельно­сти районного суда устанавливаются федеральным конституци­онным законом.

Военные суды относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом пре­дусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и вто­рой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся об­стоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельно­сти военных судов устанавливаются Федеральным конституци­онным законом от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты