Основные экономические, социальные и культурные права и свободы граждан РФ: понятие, конституционное закрепление, содержание, реализация и их защита на примере Калужской области

Учитывая практику прошлых лет, Конституция 1993 года особо оговаривает, что сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Это является важной гарантией защиты здоровья человека, поскольку распространение заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. может привести к ужасному результату, например, последствия аварии на Чернобыльской АЭС.

В государстве действует программа, которая предусматривает помощь лицам, пострадавшим от экологического правонарушения. Граждане могут обращаться с требованиями, восстанавливающими это право, что является основанием предупредительного воздействия на предприятия и организации, нарушающие экологическое законодательство.

К культурным правам можно отнести права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без которой человек не может полноценно существовать. Культурные права - это особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни.

Конституционно закреплены принципы, гарантирующие свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ).

Согласно Конституции, каждый может заниматься творческой деятельностью; и государственные органы, и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годы тоталитарного режима. Гарантия свободы творчества проявляется в недопустимости цензуры, воспрепятствование проявлению творчества наказуемо в соответствии с российским законодательством.

Государство гарантирует авторам охрану интеллектуальной собственности, устанавливая порядок привлечения к ответственности лиц, нарушивших данное право. В качестве гарантии защиты авторских прав законодательство предусматривает уголовную, гражданскую и административную ответственность, Так, незаконное использование объектов авторского права, присвоение авторства влечет за собой уголовную ответственность (ст. 146 УК РФ). Владельцы нарушенных прав вправе требовать их восстановления, материальной компенсации.

Вывод: Конституция РФ, провозглашая Россию демократическим и правовым государством, большое внимание уделяет закреплению основных прав и свобод человека и гражданина и их гарантий. Их перечень и содержание соответствует международно-правовым актам в этой области. По сравнению с конституциями других стран, наша Конституция в основном им соответствует, а также в ней содержатся и более четкие и подробные формулировки. В Конституции РФ получили закрепление и некоторые права, которых нет в Основных Законах других стран. Например, право на благоприятную окружающую среду, культурные права.

Из недостатков можно отметить отсутствие в ее содержании такого права, как право на труд и оплату его по количеству и качеству. В статье 37 Конституции РФ говорится только о свободе труда, в то время, когда статья 23 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: "Каждый человек имеет право на труд ...".

Таким образом, потенциал в области прав и свобод в Конституции РФ заложен большой. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит ориентиром для дальнейшего совершенствования всей системы основных прав и свобод и человека и гражданина и их гарантий в условиях развития демократического общества.

Реализация и эффективность норм о правах и свободах человека в любом государстве зависит от многих факторов. Но в первую очередь это зависит от конституционных гарантий, от того, как государство в своем Основном Законе гарантирует реальное осуществление основных прав и свобод.

конституция закрепление право гражданин

Глава II. Закрепление гарантий реализаций конституционных прав и свобод в законодательстве Калужской области

2.1 Устав Калужской области о гарантиях реализации прав и свобод в Калужской области

Одним из основных документов, регламентирующим гарантию реализации прав и свобод человека и гражданина в Калужской области, является Устав Калужской области.

Глава III Устава, закрепляет гарантии прав и свобод человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации, а также иные общепризнанные его права и свободы. Согласно ст.7 ч.2 данной главы, органы государственной власти и органы местного самоуправления в Калужской области, обязаны соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Устав четко закрепляет, что права и свободы человека и гражданина в Калужской области гарантируются и защищаются в равной мере независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Ч.4 ст.7 Устава Калужской области закреплено, что для защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения органами государственной власти Калужской области, органами местного самоуправления и должностными лицами в Калужской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом, настоящим Уставом, законом Калужской области учреждается должность Уполномоченного по правам человека в Калужской области (см. Гл.II п.2.2 курсовой работы).

Ст.12, 14 Устава калужской области закрепляет основные права человека и гражданина, проживающего на территории Калужской области: «Граждане имеют право на народную правотворческую инициативу по предметам ведения Калужской области и вопросам местного значения», «Народная правотворческая инициатива подлежит обязательному рассмотрению органами государственной власти Калужской области и органами местного самоуправления, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию». Согласно ст.14 ч.1 Гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории Калужской области, достигший возраста 18 лет, вправе избирать в органы государственной власти Калужской области и органы местного самоуправления, голосовать на референдуме Калужской области, местном референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях и действиях по подготовке референдума, ч.2 данной статьи гласит «Гражданин Российской Федерации, достигший возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Калужской области, законами Калужской области, может быть избран в органы государственной власти Калужской области и органы местного самоуправления».


2.2 Институт Уполномоченного по правам человека в Калужской области и его деятельность по защите прав и свобод


В проектах Конституции РФ, обсуждавшихся в 1990-1993г Конституционной комиссией, упоминание о Парламентском уполномоченном по правам человека появилось с 1991 года.

22 ноября 1991 года Верховный Совет РСФСР, по предложению Президента РСФСР Б.Н.Ельцина принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина, последняя, 40-я статья, которой предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который "назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР". Полномочия Парламентского уполномоченного и порядок их осуществления должны были быть установлены законом. Это решение так и не было осуществлено.

Проект Конституции, обсуждавшийся с мая 1993г. Конституционным совещанием и вынесенный, с некоторыми модификациями, на референдум 12 декабря 1993, содержал лишь одно упоминание об Уполномоченном по правам человека - в статье о полномочиях Государственной Думы.

Государственная Дума первого созыва назначила Уполномоченного по правам человека 17 января 1994 года в рамках пакетного соглашения, которым между думскими фракциями и группами были распределены также должности руководителей Государственной Думы и ее Комитетов и Председателя Счетной палаты. Первым Уполномоченным по правам человека (УПЧ) стал Сергей Адамович КОВАЛЕВ, представлявший фракцию "Выбор России".

Первый калужский УПЧ, в соответствии с Законом «Об Уполномоченном по правам человека в Калужской области» № 124-ОЗ от 10.06.2002 г. был избран Законодательным Собранием Калужской области 18 сентября 2003 года. Им стал Юрий Иванович Зельников. Он приступил к исполнению своих обязанностей с 9 октября 2003 года.

В соответствии с законом «Об Уполномоченном по правам человека» от 10 июня 2002 года N 124-ОЗ, Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Законодательным Собранием Калужской области. Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Калужской области о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, законодательством Российской Федерации, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. При осуществлении своих полномочий, он независим и неподотчетен каким-либо органам государственной власти Калужской области и должностным лицам Калужской области. В своей деятельности он руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом Калужской области, законодательством Калужской области, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст.4 Закона, на должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее опыт защиты прав и свобод человека и гражданина и обладающее безупречной репутацией. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Законодательное Собрание Калужской области Губернатором Калужской области, депутатами Законодательного Собрания Калужской области, Правительством Калужской области, представительными органами местного самоуправления, общественными объединениями. Эти предложения вносятся в Законодательное Собрание Калужской области в течение 30 календарных дней до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного. От кандидатов, претендующих на должность Уполномоченного требуются следующие документы:

1.      предложение в письменной форме о кандидатах на должность Уполномоченного от субъектов выдвижения кандидатов на должность Уполномоченного, указанных в пункте 1 ст. 5 настоящего Закона;

2.      выписка из протокола общего собрания (конференции) общественного объединения о выдвижении кандидата, либо выписка из протокола заседания коллегиального органа управления общественного объединения о выдвижении кандидата;

3.      заявление кандидата на имя Председателя Законодательного Собрания Калужской области, выражающее его согласие на выдвижение на должность Уполномоченного;

4.      копия документа, подтверждающего личность кандидата на должность Уполномоченного как гражданина Российской Федерации;

5.      нотариально заверенная копия диплома об образовании;

6.      заверенная в установленном порядке копия трудовой книжки, подтверждающая основное место работы или службы и занимаемую должность кандидата на должность Уполномоченного.

Предварительное рассмотрение кандидатур на должность Уполномоченного по правам человека в Калужской области осуществляется комитетом по законодательству Законодательного Собрания Калужской области в течение 14-ти календарных дней со дня окончания срока внесения предложений о кандидатах.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты