Основные экономические, социальные и культурные права и свободы граждан РФ: понятие, конституционное закрепление, содержание, реализация и их защита на примере Калужской области

Согласно ст.6 Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Законодательным Собранием Калужской области большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Калужской области по результатам тайного голосования. До проведения голосования каждому из кандидатов на должность Уполномоченного предоставляется право выступить перед депутатами. В случае если при назначении ни один из кандидатов на должность Уполномоченного не набрал необходимого количества голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим в первом туре наибольшее количество голосов.

При вступлении в должность Уполномоченный в торжественной обстановке приносит присягу следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией РФ, законодательством РФ, законодательством Калужской области, справедливостью и голосом совести".

Уполномоченный назначается на должность сроком на 5 лет, считая со дня вступления в силу постановления о его назначении. Его полномочия прекращаются со дня вступления в силу постановления о назначении вновь назначенного Уполномоченного. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд. 

Уполномоченный не может являться депутатом Законодательного Собрания Калужской области, депутатом представительного органа местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельностью, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

В соответствии с Гл.3 ст.12 Закона, Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Калужской области иностранных граждан и лиц без гражданства на нарушение прав и свобод человека и гражданина, ведет личный прием граждан, оказывает им бесплатную помощь по вопросам, относящимся к его компетенции. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти Калужской области, иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом Калужской области, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, муниципальных служащих Калужской области, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Жалоба подается не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право: принять жалобу к рассмотрению; разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу органу государственной власти Калужской области, государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу Калужской области, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению. В течение 10 дней Уполномоченный уведомляет о своем решении заявителя.

Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается аппарат, который осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение его деятельности. Уполномоченный и его аппарат являются государственным органом Калужской области с правом юридического лица, имеющим расчетный и другие счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением герба Калужской области. Уполномоченный утверждает структуру аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях и непосредственно руководит его работой, устанавливает штатное расписание своего аппарата. Работники аппарата Уполномоченного являются государственными служащими Калужской области. При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться на общественных началах экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина. Финансирование деятельности Уполномоченного и его аппарата осуществляется из средств областного бюджета.

Вывод: Через 8 лет после избрания первого уполномоченного по правам человека в РФ, в Калужской области был принят Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Калужской области». В данном акте четко определена не только цель создания данной должности – «обеспечение гарантий государственной защиты прав граждан, соблюдения и уважения их государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами Калужской области», но и средства обеспечения плодотворной его работы - независимость УПЧ, полномочия, необходимый аппарат и его финансирование.



Заключение

Анализ института конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации позволяет сделать вывод, что Конституция РФ соответствует Конституции демократического правового государства. В ней закреплены основные права и свободы человека и гражданина и их гарантии, соответствующие положениям основных международно-правовых документов в этой области. Четко построенная система Конституции позволяет увидеть, что нормы, содержащие определения прав и свобод подкрепляются гарантиями их реализации и защиты.

Тем не менее, приходится констатировать, что в современных условиях важной и неотложной задачей российской государственности является реализация и защита прав человека и гражданина. Даже закрепленные в Основном Законе государства, многие гарантии не работают, остаются лишь на бумаге. Ослабление государственности, потеря управляемости общественными процессами привели к росту незащищенности человека, невозможности использования им всего объема прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ.

Положение дел с реализацией и защитой прав и свобод человека в Российской Федерации, особенно в социально-экономической сфере, вызывает определенную тревогу. Наиболее общими причинами складывающейся обстановки является спад общественного производства и ухудшение материального положения широких слоев населения, а также недостаточная разработанность правовой базы по регулированию и защите прав и свобод человека на федеральном и местном уровнях.

Принимаемые нормативные правовые акты не всегда учитывают приоритет прав человека, не соответствуют новым экономическим условиям, не подкрепляются финансовой силой государства, в результате чего остаются нереализованными. Немало национальных законов расходятся с общепринятыми международными стандартами. Недостаточно четко в законодательных актах прописываются предусмотренные Конституцией РФ обязанности и ответственность государства по обеспечению прав граждан, особенно в вопросах защиты собственности, финансовых обязательств, контроля за соблюдением правоохранительного законодательства. В правоприменительной практике не отработан механизм прямого действия конституционных и международных норм о правах человека.

Укрепление российской государственности, признающей приоритет прав и свобод человека, должно начинаться с совершенствования уже существующих процедур защиты прав и свобод индивида - судебных, административных, и создания новых. Необходима эффективная деятельность Президента, как гаранта прав и свобод граждан, Парламента, Правительства, Уполномоченного по правам человека, Конституционного Суда, на которых, прежде всего, возложена задача охраны и защиты прав индивида. Важную роль в этом процессе призваны сыграть органы местного самоуправления, которые должны создать свои структуры, помогающие обеспечить законность и права человека.

Одно из основных направлений защиты прав человека - совершенствование юридических механизмов, институтов, процедур, обеспечивающих эту защиту. Однако самые совершенные юридические механизмы бессильны защитить права и свободы в условиях политической нестабильности, развала экономики, социальной и национальной конфронтации, потери ценностных ориентиров, духовно-нравственной деградации общества. Поэтому процесс совершенствования юридических механизмов и процедур защиты прав и свобод человека должен сопровождаться деятельностью, направленной на достижение политической стабилизации и консолидации общества и формирование демократического правового государства, приостановку экономического спада и создание предпосылок социальной государственности, так как именно социальная ориентированность государства признается сегодня всем мировым сообществом и выступает основой гарантирования прав "второго поколения" - экономических, социальных и культурных, упрочение законности и правопорядка, изменение социально-психологической обстановки общества, в котором царит безответственность и вседозволенность.

Права человека призваны занять достойное место в обществе, как это предусмотрено в статье 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

Необходимо в самое ближайшее время переломить все негативные тенденции и осуществить комплекс взаимосвязанных и объединенных общей концепцией мер, направленных на то, чтобы провозглашенные Конституцией РФ права и свободы и их гарантии не остались мертвой буквой, а превратились в реальность повседневной жизни.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г. Международное право в документах М. 1982г.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966г. Ведомости Верховного Совета СССР 1976г. № 17. Ст.291.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 1,9 декабря 1966г. Ведомости Верховного Совета СССР 1976г. № 17. Ст.291.

4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. Российская газета 1995г. 5 апреля.

5. Конституция Российской Федерации. М.: Эксмо, 2005. – 64 с.

6. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991г. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991г. № 52 ст.1863.

7. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". СЗ РФ 1997г. №9. Ст.1011.

8. Федеральный закон от 13 января 1996г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании". СЗ РФ 1996г. № З. Ст.150.

9. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. ВВС РФ 1993г. № ЗЗ. Ст.1318.

10. Воеводин Л.Д. О формах конституционного закрепления свободы личности. Советское государство и право. М. 1982 г. № 4.

11. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. 1996г.

12. Конституционное право Российской Федерации: учебник / под ред. Баглай М.В. Габричидзе Б.Н. - М.: 1996.

13. Казанчев Ю.Д. Конституционное право Российской Федерации. Вопросы и ответы. - М.:1998- 184 с.

14. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М. 1997г.

15. Ф. Люшер "Конституционная защита прав и свобод личности". - М.: "Прогресс-Универс", 1993.


 


[1] Конституция РФ. - М.: Издательство Эксмо, 2005.  Гл. 2 ст.17 п.2

[2] Козлова Е.И.., Кутафин О.Е. Конс­титуционное право России. Юрист, М.1995г. С.196

[3] Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М. 1997г. С.399-400

[4] Конституционное право Российской Федерации: учебник / под ред. Баглай М.В. Габричидзе Б.Н. -   М.: 1996.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты