В свою очередь, эффективность таких преобразований немыслима без комплексного подхода к решению данной проблемы, заключающейся в единстве общего и специального предупреждения преступлений. Нужно сказать, что взаимосвязь общей и специальной систем предупреждения изучаемого вида преступления должна быть внутренняя, органическая. Нельзя средствами специального предупреждения решить задачи общего предупреждения, точно так же мероприятия общепредупредительного значения не могут быть поставлены в полную зависимость от решения задач борьбы с отдельными видами преступлений.
Для предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в целом и организации либо содержания наркопритонов в частности первостепенное значение должны иметь масштабные общегосударственные меры, направленные на нейтрализацию, ограничение сферы и силы действия базисных, прежде всего экономических причин и условий. По мнению А.Э. Жалинского, только «комплекс общецентральных мер, направленных на повышение материального уровня общества, в сочетании с правовыми и иными мерами, способны противостоять преступным проявлениям и содействовать их сокращению». Действительно, «успешно бороться с преступностью можно лишь тогда, когда действуют устойчивые экономические, социально - политические отношения». Именно сбалансированное развитие экономики, укрепление государственных институтов власти, поворот к решению давно назревших социальных проблем, а также стабилизации политических отношений являются мощными стимулами в борьбе с преступностью, отдельными видами преступлений, включая организацию и содержание наркопритонов.
Рассмотрение проблемы предупреждения преступлений, совершаемых на почве наркомании, тесно связано с особенностями рассматриваемых преступлений и существенной спецификой причин и условий, их обусловливающих. В этой связи противостоять набирающим силу негативным явлениям с помощью стандартных, апробированных ранее методов борьбы практически невозможно. Мировой опыт показывает, что разовые, пусть даже очень жесткие меры бесперспективны. Поэтому говорить сейчас о принятии эффективных мер противодействия рассматриваемым преступлениям весьма сложно.
В целях общего предупреждения изучаемого нами преступления необходимо обозначить несколько главных направлений, по которым, по мнению соискателя, следовало бы развивать борьбу с ним.
Большинство ученых и практических работников едины во мнении и склонны утверждать, что вопросы предупреждения наркопреступлений следует связывать с комплексом мер, направленных на вытеснение теневой экономики, теневой политики, теневой юстиции и криминальной субкультуры. Без завершения начатых в стране преобразований, стабилизации экономики крайне трудно будет добиться значительных успехов как в деле противодействия рассматриваемому преступлению, так и преступности в целом. Продуманная социальная политика, ориентированная на человека, его нужды и интересы должны лежать в основе коррекции проводимых реформ и усиления их социальной направленности. Главным ее направлением является преодоление экономического и социального кризисов, сокращение разрыва между обеспеченными слоями населения и теми, кто живет за чертой бедности, возвращение человеку уверенности в стабильном функционировании институтов власти и управления.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно заключить, что специально - криминологические меры по оптимизации средств противодействия организации и содержания притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ можно разделить на две группы: меры, носящие опосредованный, по отношению к рассматриваемому деянию, характер, и меры, направленные непосредственно на противодействие ему.
В свою очередь, среди первых следует выделить три группы: предупреждение незаконного потребления указанных средств (веществ); лечение и социальная реабилитация больных наркоманией; организационное обеспечение. Ко второй группе мер следует отнести совершенствование уголовного законодательства на основе интеграции соответствующих норм УК стран СНГ в российское уголовное законодательство.
2.1 Меры социально-криминологического и организационно - управленческого характера
Прежде чем говорить о конкретных мерах противодействия организации либо содержанию притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ, необходимо определиться в концептуальном плане в отношении противодействия наркомании. Л.И. Романова классифицирует существующие национальные модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков. Сюда входит и лечение, и реабилитация наркоманов от болезненной зависимости [32. С. 248-249].
Первая группа — «группа жесткой политики». Правительства таких стран ведут борьбу с незаконным оборотом наркотиков самыми жесткими средствами, вплоть до смертной казни, законодательство в отношении распространителей наркотиков максимально ужесточено. К таким странам относятся в первую очередь Малайзия, Иран и Пакистан. Указанный подход разделяется и некоторыми российскими авторами [26. С. 95].
Вторая группа — «группа жесткого контроля». Здесь осуществляется жесткий контроль за всеми видами наркотиков, идет активное противодействие наркомафии, но крайние меры не принимаются (США, Великобритания, Франция). В США, например, в большинстве штатов существует наказание не только за хранение и употребление, но и за попытку приобретения наркотиков. В Англии и Франции наркоманов в судебном порядке отправляют на принудительное лечение. Однако надо отметить, что в последние три года в этих странах отмечается движение в сторону большего ужесточения. Одновременно в этой группе стран, прежде всего в США, борьба с наркотиками в сфере закона сочетается с мощной информационно-пропагандистской кампанией, направленной на наиболее уязвимые категории населения — безработных, учащихся школ и студентов. Это связано главным образом с осознанием того, что наркомания несет гигантские потери для общества — ежегодно ущерб от нее составляет примерно 150 миллиардов долларов.
Третья — «либеральная группа». Наиболее известным ее представителем является Голландия, а также Швейцария.
Так, начиная с января 1994 года, в Швейцарии проводится научный эксперимент, в рамках которого ограниченное число наркоманов получает героин в виде инъекций в сочетании с приемом метадона. По инициативе движения «Врачи без границ» больным бесплатно раздаются новые шприцы в обмен на использованные. Отмечено некоторое сокращение смертности среди наркоманов. Результаты реализации проекта, продолжительность которого рассчитана на три года, должна оценить Всемирная организация здравоохранения. Но в настоящее время подавляющее большинство населения Швейцарии на проводимом референдуме о дальнейшей легализации наркотиков высказалось категорически против этого решения.
В Голландии, например, пошли по пути легализации потребления так называемых «легких» наркотиков, в частности марихуаны и гашиша. Аналогичное положение сложилось и в ряде других европейских стран. Однако уже сейчас эксперимент, проводимый в Швейцарии и Голландии, имеет и ярко выраженную негативную сторону. Сюда, как пчелы на мед, стали слетаться наркоманы, торговцы и прочие распространители наркотической отравы. По поводу подобной политики высказывается мнение, что Голландия, в первую очередь Амстердам, превратилась в «наркотическую яму Европы».
Само же голландское правительство считает, что их страна имеет свои особенности, которые позволяют ей своим же путем бороться с наркоманией. В частности, в стране нет собственных «сырьевых запасов» и баз для производства наркотиков. В то же время здесь существует немало возможностей для обеспечения эффективного контроля за наркоманами и создания мощной системы благотворительности, медицинской помощи и реабилитации нуждающихся. «Но не всем государствам подходит опыт Голландии», — пишет Л.И. Романова.
С ней консолидируются и другие. «Хорошо известно, что переход к тяжелым наркотикам происходит чаще всего через привыкание к легким. Это лишь одна из стадий, и многие употребляющие легкие наркотики на ней не останавливаются. В российских условиях — это совершенно недопустимая инициатива и надо ей всячески препятствовать», — отмечает В.Черкесов [38. С. 20] .
К числу мер, носящих опосредованный по отношению к рассматриваемому деянию характер, следует отнести:
1. Предупреждение незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
2. Лечение и социальная реабилитация больных наркоманией.
3. Организационное обеспечение.
Содержанием первой группы мер является:
- создание межведомственной информационно-аналитической службы, обеспечивающей оперативный сбор информации о масштабах незаконного распространения наркотических средств, психотропных веществ и наркомании;
- проведение необходимого анализа и представления соответствующим ведомствам предложений и рекомендаций по определению групп потенциальных потребителей наркотических средств и психотропных веществ, медико-юридическое обоснование по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, и проведение комплекса профилактических мероприятий;
- организация подготовки специалистов из числа педагогов, работников медицинских, социально-психологических и правоохранительных служб для выполнения профилактической работы с группами повышенного риска, разработка организационных форм их привлечения к этой деятельности и материальной заинтересованности;
- изучение накопленного в стране и за рубежом опыта школьного, дошкольного и семейного антинаркотического воспитания и с учетом его осуществления поэтапного формирования и реализации соответствующих научно обоснованных программ;
- формирование основных направлений участия средств массовой информации в вопросах антинаркотической пропаганды, формирование методик и тактики сотрудничества с ними по вопросам профилактики наркомании, организация систематического анализа эффективности соответствующих программ;
- разработка и последовательное осуществление мероприятий по организационному и финансовому содействию психопрофилактической работы с населением, поддержка общественных объединений, занимающихся пропагандой здорового образа жизни.
В настоящее время, в России менее 200 центров, специализирующихся на лечении от наркомании. Если иметь в виду, что у нас только на наркологическом учете состоят около 600 тысяч человек, а неучтенных — от 3,0 до 3,5 миллионов человек, существующая сеть не адекватна [38. С. 21]. На данный момент в девяти лечебных исправительных учреждениях проходили лечение около 120 тысяч осужденных. Серьезной проблемой является лечение наркоманов, совершивших административные правонарушения и уклоняющихся от добровольного лечения.
В научной литературе на сей счет высказываются конкретные предложения, суть которых сводится к созданию центров социальной и медицинской реабилитации (по типу лечебно-трудовых профилакториев) [20. С. 79] .
Среди других мер по оптимизации лечения и социальной реабилитации больных наркоманией следует назвать:
- совершенствование организации наркологической службы с учетом подхода к наркомании и токсикомании как социально опасным заболеваниям;
- создание специальных подразделений наркологической службы по работе с подростками и молодежью;
- подготовка предложений по укреплению кадровой, финансовой и материально-технической базы исследований, проводимых в области наркологии, психического здоровья и смежных с ними направлений, обеспечение многосторонности и скоординированности этого процесса;
- образование государственного фонда социальной поддержки и реабилитации наркоманов, обеспечение условий для благотворительной деятельности в пользу такого фонда;
- создание лечебно-реабилитационной службы; организация профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала, в том числе психиатров-наркологов, социальных работников и социальных педагогов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8