Основные направления в организации мер противодействия организации (содержания) притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Наличие и усугубление наркоситуации в России актуализировали проблему организации либо содержания притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ как рассадников наркомании. Серьезные изменения претерпело законодательство (прежде всего уголовное) в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков в целом и организации (содержанию) притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ в частности.

За последние годы по проблемам наркомании принят ряд законодательных и других нормативных правовых актов. Новая законодательно-нормативная база призваны улучшить правовое регулирование и усовершенствовать практику деятельности правоохранительных органов в сфере, явившейся предметом данной работы.

Анализ национального законодательства, соответствующих законодательств стран СНГ, позволили сделать соответствующие выводы и внести необходимые предложения по совершенствованию российского законодательства, практики контроля за организацией либо содержанием наркопритонов. Это касается, прежде всего, основных понятий: «притон», «организация», «содержание», которым можно дать следующие определения:

1. «Притон – это жилое или нежилое помещение (строение) независимо от форм собственности, предназначенное для постоянного либо временного нахождения людей или размещения каких-либо ценностей, приспособленное для потребления наркотических средств или психотропных веществ».

2. «Создание притона для потребления наркотических средств или психотропных веществ есть совершение любых действий, результатом которых стало предоставление жилого или нежилого помещения (строения) одним и тем же либо разным лицам и неоднократное (два и более раза) потребление в нем указанных средств или веществ».

Действия лица, направленные на создание притона, не приведшие к его созданию по независящим от него причинам, должны квалифицироваться как приготовление или покушение на организацию указанного притона.

Под содержанием притона следует понимать деятельность по обеспечению его функционирования в соответствии с целью, для которой он был создан. Содержание притона является, как правило, логическим следствием его организации и совершается одним и тем же лицом. Представляется, что указанные понятия необходимо закрепить в соответствующем законодательном акте, в частности дополнив Федеральный закон РФ « О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г.

Основным направлением противодействия организации либо содержанию притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ является оптимизация мер по противодействию данному преступлению.

Меры, имеющие опосредованный характер, включают в себя:

- предупреждение незаконного потребления наркотических средств или психотропных веществ;

- лечение и социальную реабилитацию больных наркоманией;

- организационное обеспечение (скоординированное проведение политики в области контроля за наркотическими средствами и психотропными веществами и злоупотребления ими;

- подготовка соответствующих решений правительства как на национальном, так и на международном уровнях;

- распространение информации по профилактике наркомании, а также по эпидемиологическим, статистическим и другим организационно-научным исследованиям;

- распределение целевых бюджетных средств, выделяемых на борьбу с наркоманией, между заинтересованными министерствами, а также субсидий, предоставляемых для этих целей неправительственными организациями;

- ежегодное представление Президенту РФ доклада, раскрывающего наркоситуацию в стране и содержащего рекомендации, способные содействовать борьбе с наркоманией.

Непосредственные меры противодействия должны быть акцентированы на интеграции отдельных норм уголовного законодательства стран СНГ в УК РФ. По нашему мнению, российскому законодателю следовало бы использовать законодательный опыт стран СНГ и осуществить ревизию аналогичных норм УК РФ.

Совершенствования норм, содержащихся в ст. 232 УК РФ, можно было бы достичь следующим образом:

1) в число действий, составляющих объективную сторону, целесообразно включить предоставление помещений для организации в них наркопритонов, а к целям организации и содержания притонов, помимо потребления наркотических средств и психотропных веществ, отнести и цель их изготовления;

2) учитывая, что доходы организаторов и притоносодержателей от деятельности притонов являются добытыми преступным путем, как и доходы наймодателей и иных лиц, предоставляющих помещения для организации наркопритонов, целесообразно усилить меры уголовной ответственности дополнительным наказанием в виде штрафа;

3) в целях усиления борьбы с групповой преступностью внести в диспозицию ч. 2 ст. 232 УК РФ помимо признака «организованной группой» квалифицирующие признаки «группой лиц по предварительному сговору», «с использованием служебного положения».

С учетом изложенного, новая формулировка состава преступления, предусмотренного ст.232 УК РФ, могла бы выглядеть следующим образом: «Статья 232. Организация либо содержание мест для незаконного потребления производства либо приготовления наркотических средств или психотропных веществ

1. Организация или содержание мест для незаконного потребления, производства либо изготовления наркотических средств или психотропных веществ, а также их предоставление для этих целей, — наказывается лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же действия, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с использованием своего служебного положения, — наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет».

Оптимизация мер законодательного (прежде всего уголовно-правового) характера не будет иметь успеха без подкрепления их средствами специально-криминологической профилактики. К числу указанных мер следует отнести:

- ликвидацию недостаточного ресурсного обеспечения специализированных субъектов в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

- создание современной материально-технической базы территориальных подразделений ФСНК РФ, укрепление их квалифицированными кадрами;

- совершенствование методов агентурно-оперативной работы (оперативное внедрение в среду наркопритоносодержателей, их организаторов (руководителей);

- активизация участия в борьбе с организаторами (содержателями) наркопритонов подразделений милиции общественной безопасности.


Список использованной литературы


1.     Нормативно-правовые акты


1. Конституция Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 1998.

2. Единая конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.). Законодательство о незаконном обороте наркотиков. – Спб.: Альфа, 1998.

3. Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. — Спб.: Альфа, 1998.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М., 2008.

5. Федеральный закон № 11-ФЗ от 5 января 2006 года «О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. и доп. согласно Федеральным законам от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, от 30 июня 2003г. № 86-ФЗ).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. №76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Российская газета от 11 февраля 2006 года.

8. Уголовный кодекс Республики Беларусь. - Минск: Амалфея, 2005.

9. Уголовный кодекс Республики Молдова. — Кишинев, 2006.

10. Уголовный кодекс Грузии. — Спб.: Юридический центр Пресс, 2007.

11. Уголовный кодекс Украины. – Харьков: Одиссей, 2006.

12. Уголовный кодекс Азербайджанской республики. — Баку: Юридическая литература, 2004.

13. Уголовный кодекс Республики Казахстан. — Алматы: Юрист, 2005.

14. Уголовный кодекс Республики Узбекистан. — Спб.: Юридический центр Пресс, 2006.

15. Уголовный кодекс Республики Таджикистан. — Спб.: Юридический центр Пресс, 2005.


2. Монографии, учебники и учебные пособия


16. Боголюбова Т.А. Латентность некоторых видов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Методы оценки состояния и прогнозирования преступности: Сборник научных трудов. - М., 2006. С.61.

17. Ветров Н. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов. — М., 2005. С.296.

18. Гришко А.Я.. Уголовное право: часть особенная. Учебное пособие / Под. ред. д.ю.н., проф. Н.И.Ветрова. — М.: ЮМВД РФ, 2005. С.91-92.

19. Гришко А.Я. Правовые и криминологические проблемы социальной реабилитации хронических алкоголиков и наркоманов. Дисс… докт. юрид. Наук. - М., 2005. С.105-106.

20. Гришко А.Я., Гришко Л.С. Принудительные меры медицинского характера, применяемые к осужденным наркоманам. - М., 2005.С.79.

21. Гофмана А.Г. Клиническая наркология. - М., 2007. С.166.

22. Драган Г.Н., Калачев Б.Ф. Наркомания и наркобизнес: выявление и пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ / Под ред. П.Г. Пономарева. - М., 2006. С.13.

23. Иванов В.Д. Уголовное право. Особенная часть: Учебник. — Ростов на Дону: Феникс, 2005.

24. Калачев Б.Ф., Драган Г.Н. Контрабанда наркотиков в Россию. -М.,2007. С.6.

25. Кикоть В.Я. Криминогенная ситуация в Российской Федерации в начале 21 века. - М., 2004. С.73.

26. Клименко Г.М., Шляпникова Т.М. Наркомания как социальное явление и правовые проблемы реагирования. Преступность в России и борьба с ней: Региональный аспект. - М., 2006.С.95.

27. Курс уголовного права. Особенная часть. Т. 4. Учебник для вузов / Под. ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Борзенкова и д.ю.н. В.С. Комиссарова. — М., 2005. С.396.

28. Курс российского уголовного права. Особенная часть. / Под ред. В.Н.Кудрявцева, А.В.Наумова. – М.: Спарта, 2004. С.283.

29. Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. - М.,2007. С.317.

30. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой. / Под общ. ред. С.И.Никулина. — М.: Менеджер, Юрайт, 2000.

31. Королев В.В. Некоторые тенденции незаконного оборота наркотиков и проблемы реагирования на него в России. Реагирование на преступность: концепции, закон, практика. - М., 2005. С.181.

32. Романова Л.И. Наркотики: преступления, ответственность. Монография. — Владивосток: Дальневост. ун—т., 2005.

33. Середа Г.В. Цит. Работа. «Незаконный оборот наркотических средств психотропных веществ: уголовно – правовой и криминологические аспекты». Цит. Работа. С.219.

34. Уголовное право / Под ред. В.П. Петрашева. - М., 2005. С.352.

35. Уголовное право. Особенная часть.: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. Л.Д. Гауфмана. Т.2. - М., 2006. С.91.

36. Уголовное право. Особенная часть.: Учебник / Под ред. д.ю.н., Н.И. Ветрова, д.ю.н. Ю.Л. Ляпунова. - М., 2007. С.544.

3. Научные статьи


37. Аргунова Ю.Н. Уголовно – правовые аспекты стратегии борьбы с наркотизмом. Стратегия борьбы с преступностью в современных условиях. – М.: Криминологическая ассоциация, 2003. – С.2 – 4.

38. Данилин А., Данилина И. Марихуана. Врачи предупреждают // Криминологический журнал. 2004. № 1(2). – С.5-9.

38. Черкесов В. Остановить наркоагрессию // Российская газета. 2004. 16 апреля. С.20 - 27.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты