Основные направления в организации мер противодействия организации (содержания) притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ

- создание организационных структур для психопрофилактической работы с семьями и родственниками больных наркоманией, широкое привлечение их к участию в реабилитационной работе;

- обеспечение разработки и производство или целевая закупка новых лекарственных препаратов для лечения наркомании, в первую очередь препаратов направленного действия, а также производство либо целевые закупки современного оборудования для наркологических учреждений.

Организационное обеспечение включает в себя:

- выработку и скоординированное проведение политики правительства и соответствующих административных органов в области контроля за наркотическими средствами и психотропными веществами и злоупотребление ими;

- подготовку решений правительства в этой области как на национальном, так и на международном уровнях;

- распространение информации по профилактике наркомании, а также по эпидемиологическим, статистическим и другим организационно-научным исследованиям;

- распределение целевых бюджетных средств, выделяемых на борьбу с наркоманией, между заинтересованными министерствами, а также субсидий, предоставляемых для этих целей неправительственными организациями;

- ежегодное представление Президенту РФ доклада, раскрывающего положение в области спроса и предложения наркотиков в стране и содержащего рекомендации, способные содействовать борьбе с наркоманией.

Создание Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в 2004 году является хорошей основой для решения задач, названных выше. На ФСНК РФ возложены регулирующие и правоохранительные функции государства в сфере легального оборота наркотиков, функции по профилактике наркомании.

Изучение вопроса противодействия наркопритоносодержанию позволило установить наличие практики возбуждения уголовных дел в отношении неустановленных наркосбытчиков по фактам незаконного хранения или приобретения наркотиков. Это приводит к снижению активности органов внутренних дел (в первую очередь, милиции общественной безопасности) в выявлении наркопритоносодержателей.

Неустановление вышеуказанной причины обусловливает отсутствие должного внимания к выявлению лиц, незаконно хранящих или приобретающих наркотики в основном для личного потребления, что, в свою очередь, негативно сказывается на пресечении преступной деятельности наркосбытчиков и на раскрытии имущественных преступлений, многие из которых совершаются именно потребителями наркотиков, а следовательно, на борьбе с преступностью в целом.

Существенным препятствием для совершенствования антинаркотической деятельности органов исполнительной власти всех уровней, в том числе и правоохранительных органов страны, остается ее недостаточное ресурсное обеспечение. Штатная численность службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (в 1,2 и 1,3 раза) значительно отстает от показателей, предусмотренных нормативными актами.

Несмотря на начатую в рамках федеральных антинаркотических программ работу по укреплению материально-технической базы территориальных подразделений ФСНК РФ, пока что они обеспечены различными техническими средствами (компьютерной техникой, средствами связи, фото-, видео-, аудиозаписывающими устройствами и т.д.) менее, чем на 20% от табельной положенности. Постоянно ощущается нехватка наркотестов, необходимых для производства экспресс-анализа изымаемых веществ.

Активизация работы по указанному направлению невозможна без сосредоточения усилий подразделений ФСНК РФ и других правоохранительных органов на выявлении всех звеньев наркогруппировок – от изготовителей до распространителей и потребителей. По каждому факту обнаружения и изъятия наркотических средств и психотропных веществ необходимо проводить комплекс оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, направленных на выявление источников и каналов поступления наркотиков в незаконный оборот, пресечение преступной деятельности лиц, занимающихся их изготовлением, контрабандой, сбытом, конфискацию наркодоходов и приобретенного на них имущества.

Для установления наркопритонов следует активно использовать оперативно-поисковые подразделения, которые осуществляют разведывательно-поисковые мероприятия в местах концентрации лиц, представляющих оперативный интерес, и местах потребления наркотических средств, проводят скрытое наблюдение за конкретными фигурантами и оперативные установки.

При этом следует иметь в виду, что лицами, занимающимися организацией либо содержанием притонов для потребления наркотических средств, могут быть как наркоманы, так и люди, никогда не потреблявшие наркотики. Особенность преступной деятельности наркопритоносодержателей заключается в том, что свое жилое помещение они предоставляют другим лицам для потребления наркотиков по разным мотивам: материальной заинтересованности, получению вознаграждения, дружеской услуге, желанию потреблять наркотические средства за счет посетителей притона и пр.

Содержатели притонов, как правило, принимают меры по конспирации своих жилищ, чтобы, во-первых, избежать привлечения к уголовной ответственности, во-вторых, не стать жертвой преступления со стороны наркоманов и рэкетиров. Стараются не конфликтовать с соседями, имеют строго определенный круг посетителей, с недоверием относятся к новым лицам (в отношении их проводят мероприятия разведывательного характера для выявления конкурентов и агентов органов внутренних дел).

Не вызывает сомнения необходимость более деятельного участия в борьбе с организаторами (содержателями) наркопритонов прежде всего подразделений милиции общественной безопасности, что может оказать положительное воздействие на пресечение содержания наркопритонов. При этом имеющаяся в настоящее время проблема возбуждения уголовных дел в отношении таких лиц не должна являться фактором, снижающим результативность в выявлении указаний категорий противоправного деяния.

Большой резерв в активизации деятельности органов внутренних дел по выявлению и пресечению организации либо содержанию притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ содержится в Системе оценок деятельности органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России №1150 от 23 ноября 2002 г.

Указанным нормативным актом установлены показатели, характеризующие критерии результатов профилактической деятельности и результативность работы по выявлению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Одним из них является количество выявленных преступлений, связанных с организацией и содержанием наркопритонов. Со стороны новой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ налажена постоянная организационная и учебно-методическая помощь подразделениям правоохранительных органов в выявлении и предупреждении таких наркопреступлений.

Кроме того, в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, так же как и в других подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, наблюдался отток квалифицированных кадров в связи с низким уровнем оплаты труда и социальной защищенности сотрудников, из-за чего страдает профессионализм деятельности многих подразделений.


2.2 Интеграция уголовно-правовых норм стран СНГ как направление совершенствования мер противодействия организации (содержанию) наркопритонов


Государственно-правовое развитие СНГ в целом отражает закономерности общего и специфические особенности индивидуального, предопределенные всем ходом исторического развития каждой конкретной страны. Наиболее характерным образом это взаимодействие общего и особенно индивидуального сказывается в становлении национальных правовых систем стран Содружества, в частности на формировании и развитии уголовного права как базовой основы криминальных отраслей права, одной из ведущих отраслей юридической науки как в России, так и в других странах Содружества. Содержание уголовного права, его внутренняя структура в последние годы претерпели радикальные изменения, обусловленные коренными, революционными преобразованиями общественной жизни в целом и в особенности демократизацией политической системы. Смена политического строя реально воплотилась в принятых новых уголовных кодексах стран Содружества.

Высокий уровень наркопреступности, ее устремленность в сферу финансов, теневого бизнеса, вызывает острую озабоченность как в России, так и в других странах СНГ. Успешно противодействовать такой экспансии возможно только при наличии хорошо скоординированной правоохранительной деятельности с другими зарубежными государствами. Многолетний опыт работы правоохранительных органов стран СНГ, наличие в недавнем прошлом единой правовой системы, включая почти тождественное по принципам и содержанию уголовное законодательство, субъективным основанием, имея в виду психологическую совместимость работников правоохранительных органов, общность их правосознания, сформировавшуюся за годы совместной деятельности в рамках централизованных систем суда, органов внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры СССР.

Государства, входящие в Содружество Независимых Государств, имеют исключительно важное значение друг для друга, в том числе и для России, в связи, с чем изучение опыта формирования уголовного права является актуальной научной задачей. Практическое значение такого подхода неоднократно подчеркивалось органами Содружества Независимых Государств, в том числе Межпарламентской Ассамблеей СНГ. Так, в настоящее время актуальной является проблема преюдициального значения приговоров, вынесенных судами других государств-участников СНГ, для установления повторности совершения преступления, рецидива, назначения наказания при совокупности приговоров и решения ряда других уголовно-правовых вопросов. В правоприменительной практике государств Содружества возникают пространственные коллизии при решении вопроса о пределах действия уголовного законодательства каждого из государств, что не раз уже отмечалось в юридической литературе.

В этой связи требуется значительное повышение качественного уровня работы, направленной на разработку рекомендаций по сближению национальных правовых систем стран СНГ, выработка согласованных предложений по эффективному обеспечению сближения, в частности, законодательств, улучшение сотрудничества в области их унификации по вопросам более эффективного совместного противодействия преступности в целом и в сфере незаконного оборота наркотиков в особенности.

Представляется, что действие на территории государств-участников СНГ уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за аналогичное по своему составу преступление, обеспечит более эффективную реализацию норм международных договоров о правовой помощи, поскольку одним из условий согласия запрашиваемого государства о выдаче или осуществлении уголовного преследования является то, что оно возможно, если совершенное деяние признано преступлением в этом государстве.

Необходимость сопоставительного анализа обусловливается также тем, что со времени принятия Модельного уголовного кодекса стран СНГ прошло определенное время, в течение которого в ряде их были приняты новые национальные уголовные кодексы. Как показывает их анализ, они существенно отличаются друг от друга как в концептуальном, так и прикладном планах, в том числе и по вопросу уголовной ответственности за организацию (содержание) наркопритонов. Их сопоставительный, систематический и грамматический анализ позволяет выявить те особенности, которые присущи УК какой-либо из стран СНГ. Нередко они являются уникальными, и их можно учесть при совершенствовании уголовно-правовых норм российского уголовного законодательства. Учет опыта друг друга, особенно при тщательном анализе специфических особенностей соответствующих норм УК РФ, дает возможность использовать модели рассматриваемого правового института, которые имеют позитивное значение и, напротив, избежать тех, которые оказались непродуктивными. Для того чтобы правильно использовать такие возможности, необходимо знать различные модели и институты, хорошо изучить их достоинства и недостатки при сопоставлении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты