Основные пути решения проблем в области информатизации

Принцип разграничения компетенции между различными структурами государственной власти и организация их взаимодействия.

Муниципальное управление в своей сущности есть непрерывно осуществляющийся процесс целесообразного воздействия субъекта на объект управления, эффективность которого обеспечивается непрерывностью движения и качеством информации. Следовательно, одной из важнейших составляющих повышения эффективности функционирования органов муниципального управления является обеспечение эффективной работы с информацией. От того, насколько развиты и эффективно взаимодействуют информационные сферы государства и гражданского общества, во многом зависят действенность общественного мнения, открытость общественного устройства, степень зрелости и развитости общества в целом [12, c. 141].

Итак, наличие достаточной по объемам, объективной и разносторонней информации о происходящих экономических, социальных и иных процессах является необходимым условием качественного проведения аналитической работы и, как следствие, принятия правильных управленческих решений.

Информационное обеспечение становится настолько насущным условием функционирования любых субъектов государственного и муниципального управления, что позволяет говорить об «информационном статусе». Информационный статус закрепляется в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Все процессы информатизации органов муниципального управления должны быть регламентированы Законом.

Таким образом, информационное обеспечение муниципального управления – это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей информацией. Ее структурными элементами являются, финансовые, нормативно-правовые и справочные документы, отчеты и базы данных администрации и различных служб, общество, организации, предприятия, учреждения, население, отдельная личность, внутренняя информация. Это отражено на рисунке Б1 Приложения Б.

 

1.3 Система прав, обязанностей и ответственности в сфере иинформационного обеспечения муниципального управления

 

В настоящее время администрациями муниципальных образований, наиболее активно проводящими работы в сфере информатизации и имеющими в своем составе специально уполномоченные органы по управлению процессами информатизации, принимаются различные нормативные и распорядительные документы по регулированию процессов информатизации [13, c. 12].

Основными документами правового регулирования процессов информатизации в этих муниципальных образованиях являются:

– распоряжение администрации муниципального образования о концепции и программе информатизации;

– положение об уполномоченном органе администрации в сфере информатизации;

– положение о координационном совете по информатизации при администрации муниципального образования;

– организационные и нормативные документы, регламентирующие формирование и ведение единой системы информационно-лингвистических средств;

– организационно-распорядительные документы по взаимодействию государственных служб и организаций с администрацией муниципального образования;

– положение об единой телекоммуникационной сети;

– положение об использовании компьютерной техники в подразделениях администрации муниципального образования и др.

Проблемы правового регулирования процессов информатизации на муниципальном уровне настолько тесно связаны с общим состоянием правового регулирования процессов информатизации на региональном и федеральном уровнях, что решить их силами самих муниципальных образований не представляется возможным [14, c. 14].

Доминирующими направлениями правового регулирования в сфере информатизации муниципальных образований должны быть отношения, связанные с обеспечением прав и свобод личности и гражданина, формирования и эффективного использования информационных ресурсов, права доступа к этим ресурсам и защиты информационных ресурсов с ограниченным доступом. Все эти отношения наиболее ярко и отчетливо проявляются на муниципальном уровне, где непосредственно создаются первичные информационные ресурсы, к которым обращаются население и юридические лица. На муниципальном уровне, в основном, осуществляется информационный обмен первичными информационными ресурсами между территориальными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Поэтому основные положения федеральных законов в области информатизации практически реализуются в местах проживания граждан.

К правовым проблемам, возникающим при создании интегрированных территориальных информационных систем и муниципальных информационных ресурсов, относится отсутствие законодательной регламентации по следующим вопросам:

– обязанности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по обеспечению органов местного самоуправления информацией из государственных информационных ресурсов, если эта информация необходима органам местного самоуправления для выполнения возложенных на них полномочий;

– отнесение различных видов информационных ресурсов в состав муниципальных информационных ресурсов;

– состав и обязанности субъектов, участвующих в формировании муниципальных информационных ресурсов;

– правовое обеспечение информационного взаимодействия информационных систем органов местного самоуправления с государственными и иными информационными системами в целях создания единого информационного пространства на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации и Российской Федерации в целом [14, c. 17];

– создание территориальной (муниципальной) информационно-телекоммуникационной системы администрации муниципального образования для информационного обеспечения органов местного самоуправления, юридических лиц и населения и организации информационного взаимодействия органов местного самоуправления с территориальными органами федеральных и региональных органов власти;

– порядок функционирования и финансирования специально уполномоченного органа администрации муниципального образования по информационному обеспечению (муниципальной информационной службы). Порядок и условия предоставления информации в специально уполномоченный орган;

– обеспечение безопасности муниципальных информационных ресурсов и обеспечение защиты информации.

К правовым проблемам, возникающим при использовании муниципальных информационных ресурсов, относится отсутствие законодательной регламентации по следующим вопросам:

– обязанности органов местного самоуправления по предоставлению муниципальных информационных ресурсов органам государственной власти, юридическим лицам, общественным и политическим объединениям и гражданам;

– порядок использования муниципальных информационных ресурсов, порядок и условия предоставления их пользователям;

– состав информации, подлежащей защите в составе муниципальных информационных ресурсов, режимы защиты и органы, ответственные за ее обеспечение;

– обязанности органов местного самоуправления по созданию общедоступных информационных ресурсов [15, c. 216];

– порядок определения перечня информационных услуг, оказываемых на основе муниципальных информационных ресурсов и компенсации расходов на их осуществление.

Решение важнейших правовых проблем формирования и использования муниципальных информационных ресурсов должно осуществляться на базе специального федерального закона, регламентирующего информационные основы деятельности органов местного самоуправления [15, c. 219].

Мы считаем, что необходима разработка Федерального закона «Об информационных основах деятельности органов местного самоуправления» по следующим причинам:

– информация становится важнейшим интеллектуальным ресурсом, сравнимым с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, необходимыми для принятия обоснованных решений по социально-экономическому развитию территории;

– оценка состояния информатизации органов местного самоуправления показывает, что настоятельной необходимостью является координация работ по развитию информатизации территорий на единой методической основе с применением согласованных и апробированных в опорных зонах прогрессивных информационных технологий с их последующим тиражированием в другие муниципальные образования с целью сокращения затрат и повышения качества создаваемых информационных систем;

– создание территориальных информационных систем, территориальных информационных ресурсов для органов управления муниципальным образованием должно осуществляться в рамках единого информационного пространства субъекта Российской Федерации, в составе региональной информационно-телекоммуникационной системы, так как субъект Российской Федерации и муниципальные образования составляют единый социально-экономический комплекс;

– на территории муниципального образования находятся территориальные органы субъекта Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют сбор первичной информации для своих целей; на территории сталкиваются интересы органов управления федерального, регионального и муниципального уровней, муниципальные информационные ресурсы должны органично взаимодействовать с государственными информационными ресурсами и обеспечивать создание единого информационного пространства России на основе федерального законодательства и других нормативных правовых актов [16, c. 316].

Таким образом, основной целью информационного обеспечения является повышение качества и оперативности принятия управленческих решений. Качество управленческих решений базируется на достоверности и доступности исходной информации, оперативность принятия решений – на быстродействии управленческих механизмов, Необходимых условий для достижения цели информатизации органов местного самоуправления два: наличие полной и достоверной электронной учетной базы объектов и субъектов, представленной в виде системы сопряженных реестров населения, имущества, земли, инженерных сетей, сельхозтерриторий с описанием их ресурсов и автоматизация первичных функций основных муниципальных служб.

Единая информационная система, установленная на рабочем месте каждого муниципального служащего, с четко определенными правами доступа к базам данных и согласованными данными, обеспечивающая развитые возможности поиска и анализа информации, реализующая принцип «одного окна» – это итоговая цель информатизации органов местного самоуправления.




2. Информатизация органов местного самоуправления в России

 

2.1 Анализ информационного обеспечения органов местного самоуправления в регионах России

 

Надо отметить, что информационное поле даже одного муниципального образования настолько велико, что рассмотреть его всё в рамках данной работы не представляется возможным. Поэтому в качестве примера ограничимся рассмотрением уровня информатизации органов местного самоуправления Белебеевского района Башкортостана и г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

В целях развития и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизни Правительством Республики Башкортостан 27 марта 2006 года одобрена Программа информатизации «Электронный Башкортостан» на 2006–2010 годы.

Целью Программы является повышение эффективности государственного управления, создание условий для развития и действенного использования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизни [17, c. 87].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты