Третий – вопрос технологического доступа к сетям. Вопрос развития телекоммуникаций, средств доступа – телефонной связи, сетей передачи данных, мобильной связи и т.д.
Надо отметить, что несмотря нет телефонной связи в большом количестве населённых пунктов России, острота проблемы может быть хотя бы частично снята с применением мобильных телефонов. Сейчас уже наметилась тенденция существенного снижения стоимости использования таких средств доступа. Необходимо также оказывать государственную поддержку центрам доступа в отдалённых районах.
И четвёртый приоритет – повышение благосостояния посредством информационных технологий, то есть развитие электронного бизнеса, электронной коммерции, перевод части бизнес-операций, бизнес-процессов в сеть [29, c. 241].
Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что ситуация с информатизацией в России крайне противоречива, её нельзя оценивать однозначно, она характеризуется определённой двойственностью. С одной стороны, в России ускоренными темпами идёт развитие информационной индустрии, в значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, системы национальной и общественной безопасности, банковская сфера и сфера государственного управления и правопорядка. С другой стороны – не снята с повестки дня проблема «информационной бедности», когда целые слои населения лишены доступа к ИКТ, и которая имеет также региональное преломление (информационное неравенство между регионами).
Кроме того, существуют значительные пробелы в законодательстве, которое регулирует информатизацию в России. Не получило надлежащей правовой защиты право граждан на охрану персональных данных, не приняты законы о праве на информацию, о телевидении. Требуют дополнений законы об охране авторских и смежных прав, о средствах массовой информации, об участии в международном информационном обмене и т.д.
3. Основные пути решения проблем в области информатизации в области муниципального управления
3.1 Опыт информатизации органов местного самоуправления в городах республики Татарстан
В настоящее время в Республике Татарстан набирает темпы работа по информатизации органов власти и, в частности, по проектированию и разработке такого проекта, как «Электронное Правительство».
Одним из неотъемлемых слагаемых концепции данного проекта является информатизация деятельности местных властей и в том числе городских администраций. Таким образом, разработка официальных сайтов городских администраций РТ должна идти в рамках данного проекта.
Другой ориентир развития официальных городских сайтов РТ связан с реформой местного самоуправления (МСУ), которая усиливает роль местных институтов самоуправления в оказании самых важных и ежедневно необходимых услуг населению. Очевидно, что и население и новые управленцы в ходе практического взаимодействия будут сталкиваться с многочисленными проблемами, что делает актуальными вопросы совершенствования механизмов управления на местах [30, c. 91].
Основная проблема в данном контексте, на наш взгляд, состоит в том, что официальный городской сайт в условиях реформы муниципальных систем управления и информатизации государственной власти понимается и используется неадекватно. Его функции редуцированы до «информирования» и даже с этой функцией республиканский городской сайт справляется с трудом. Сам процесс информирования затруднен вследствие отсутствия четких механизмов и нормативов получения полной информации.
При том, что трудовые и финансовые ресурсы на поддержку городских сайтов так или иначе расходуются, сайт остается не инструментом развития города, а некоторой опцией-символом стремления к современности. Естественно, этот тезис касается только городов нашей республики, другие российские города в рамках настоящего исследования изучались только для формирования более целостного представления о проблеме.
Осенью 2005 года группой социологов во главе с А.Х Харисовым и Г. Мюллером было проведено социологическое исследование [30, c. 121].
Объектом исследования стали сайты республиканских городов. Сайты оценивались по 49 параметрам, которые в основном касаются содержания сайта. В ходе исследования не ставилась задача изучения технических характеристик конкретных Интернет-решений, анализировалось только то, с чем сталкивается конечный пользователь. В качестве образца для сравнения в порядке эксперимента были приняты минимальные требования к сайтам местных органов власти в Великобритании.
Выбор страны в данном случае не был принципиален, поскольку в любом случае чужим опытом пользоваться напрямую невозможно. Однако знать, как создавалась уже действующая система локальных сайтов, полезно. Также в ходе подготовки эмпирической базы исследования проводились телефонные и почтовые опросы разработчиков сайтов и представителей городских администраций.
В ходе проделанной работы мы проанализировали сайты 9 городов РТ (Казань, Альметьевск, Чистополь, Мензелинск, Набережные Челны, Нижнекамск, Бугульма, Нурлат, Заинск), 3 официальных сайта администраций российских городов (Омск, Королев, Шуя). а также официальные сайты 8 зарубежных городов.
Из 20 городов Республики Татарстан 8 официально представлены в сети Интернет:
– Казань (официальный сайт www.kazan.org.ru);
– Набережные Челны (официальный сайт www.nabchelny.ru);
– Нижнекамск (официальный сайт www.e-nizhnekamsk.ru);
– Чистополь (официальный сайт www.chistopol.ru);
– Бугульма (официальный сайт #"#">www.menzelinsk.ru);
– Альметьевск (официальный сайт www.almat.ru);
– Елабуга (официальный сайт #"#">www.omsk.ru), Королев (www.korolev.ru), Шуя (#"#">www.barnsley.gov.uk), Ковентри (www.coventry.gov.uk), Бристоль (www.bristol-city.gov.uk), Эшфилд (www.ashfield-dc.gov.uk), Кёльн (www.stadt-koeln.de), Магдебург (www.magdeburg.de), Лион (www.lyon.fr), Гавр (www.ville-lehavre.fr).
Официальные сайты городов и администраций городов являются своеобразными представительствами органов МСУ в сети Интернет, поэтому целесообразно выделить критерии для исследования данных ресурсов.
Критерии, по которым оценивались web-сайты, можно организовать в ряд групп:
- язык, построение контента, его логика и доступность;
- корректность ссылок и правильность их работы;
- актуальность информации, размещенной на сайте;
- содержание сайта, полнота информации по структуре органов власти, по полномочиям лиц, представляющих городские власти;
- наличие информации по экономическим показателям развития города и статистической информации;
- простота доступа пользователя к интересующей его информации на главной странице (наличие полноценной контактной информации; наличие возможности обратной связи с городскими властями; оформление сайта: наличие символики, выверенного корпоративного стиля; наличие простого и удобного интерфейса – поиск по сайту, помощь, часто задаваемые вопросы);
Простое и логичное построение контента подразумевает простоту и наличие единого стиля текста, отсутствие большого количества пунктуации, придаточных предложений, усложняющих фразы [32, c. 124].
С точки зрения простоты восприятия текста пользователем, текст должен состоять из коротких фраз, параграфы должны начинаться с предложения, излагающего главную идею с пояснением в последующих предложениях. Кроме того, в случае, если сайт содержит большие по объему документы, необходимо включение резюме по каждому документу, что облегчает работу пользователя.
По данным критериям стоит, прежде всего, в качестве положительного примера выделить сайты Набережных Челнов, Нижнекамска, и Мензелинска. Все официальные городские сайты в целом отличает выверенный стиль подачи информации.
Вместе с тем, общим недостатком, проявляющимся при сравнительном анализе ресурсов, является использование чересчур запутанных лексических конструкций и длинных слов, что затрудняет для пользователя понимание информации. Кроме того, практически ни один из перечисленных сайтов не содержит резюме документов, что также является недостатком [32, c. 125].
Корректность ссылок на сайте, наличие ясной информации о том, куда они ведут, является условием простой и эффективной работы сайта и взаимодействия его с пользователем. По данным критериям официальные республиканские сайты, за исключением Казани, в целом демонстрируют вполне удовлетворительные показатели.
Наличие эффективно работающего web-ресурса города и городской власти подразумевает своевременность и динамичность обновления информации на сайте и ее актуальность. По данному критерию можно, прежде всего, выделить сайты Набережных Челнов, Нижнекамска и Мензелинска, в то время как ресурсы других городов часто отличает статичность информации.
Своевременность обновления информации обуславливается самой структурой контента. Если сайт понимается только как витрина города и городской администрации в Интернете, то говорить об эффективно работающем сайте трудно. Поэтому городской сайт должен являться площадкой, на которой постоянно публикуются текущая информация по социально-экономическим показателям развития города, новые нормативно-правовые акты, распоряжения и постановления городских властей. В этом отношении можно в качестве положительного примера выделить сайт администраций Казани [32, c. 126].
Важным требованием к сайту городской администрации является и возможность доступа пользователя к законодательным актам, на основе которых действуют власти, а также к уставу муниципального образования. Большинство упомянутых сайтов городов РТ не содержат таких документов или ссылок на текст.
В целом сайт является прекрасным инструментом для информирования населения об изменениях в законодательстве и появлении новых документов, поэтому общее пренебрежение подобным инструментом является свидетельством некоторого недопонимания целей, задач и функций, которые выполняет электронное представительство администрации города.
Кроме того, республиканские ресурсы часто не содержат и документов, несущих консультационную функцию.
Серьезным недостатком, который присущ практически всем республиканским официальным сайтам, за исключением сайта администрации Мензелинска, является отсутствие рубрики, информирующей пользователей о последних обновлениях на ресурсе. Подобное положение затрудняет и усложняет алгоритм взаимодействия пользователя и ресурса и является свидетельством отсутствия продуманной логики работы пользователя с сайтом. Данный недостаток закладывается обычно на этапе проектирования программного обеспечения [32, c. 128].
Одной из главных задач сайта городской администрации является ясное представление пользователю сайта структуры городской власти с указанием имен, должностей чиновников, сферы их ответственности, а также контактной информации. В данном отношении практически все сайты городов республики выполнены на удовлетворительном уровне, за исключением сайта администрации Мензелинска, который подобной информации не содержит вовсе.
Задача предоставления пользователю полной и корректной справочной информации по коммунальным и социальным службам города реализована пока лишь отчасти, хотя и практически на всех сайтах. Очевидно, что эту задачу необходимо решать в связи с задачей, приведенной ниже.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13