Одной из идей, положенных в основу проектов «Электронного правительства», является идея создания «электронной приемной», где граждане могли бы задавать интересующие их вопросы городским властям и службам, и оперативно получать на них ответ. Однако пока говорить о достаточной степени реализации подобной схемы в отношении сайтов городов РТ еще рано. Только сайты администраций Казани и Бугульмы предусматривают такую возможность.
Создание официального городского сайта подразумевает и наличие внятного названия сайта (органа власти, которому принадлежит сайт), наличие четко выверенного стиля в оформлении сайта, наличие герба города в структуре дизайна, наличие контактного адреса электронной почты. В этом отношении республиканские сайты далеко не равны. Например, частичное или полное отсутствие такого рода элементов демонстрируют сайты столицы республики, г. Казани, а также Бугульмы, Чистополя и Нижнекамска [32, c. 130].
Исследование республиканских городских сайтов позволяет сделать вывод о том, что при проектировании данных ресурсов недостаточное внимание уделяется комплексному подходу к работе по проектированию системы, а также моделированию возможных алгоритмов взаимодействия пользователя с сайтом. Кроме того, изучение сайтов городов свидетельствует и о недостаточности внимания, уделенного изучению опыта реализации подобных проектов.
Одним из самых интересных наблюдений в ходе исследования стала разница в грамматических конструкциях используемых на британских и татарстанских сайтах.
На сайте администрации британского города, начиная с навигационного меню, присутствует множество глагольных конструкций. Сайт как бы вовлекает посетителя в коммуникацию и взаимодействие, предлагая ему разные способы действия в городе. Посетитель в зависимости от своих потребностей выбирает ту или иную схему своего действия в городе. Местные же сайты описывают город как объект, а не как пространство для действия. Чтобы понять, что с этим объектом делать, нужно изрядно потрудиться [33, c. 129].
Все неувязки в структуре, в языке и содержании городских сайтов происходят из трех ключевых нерешенных задач:
– нечеткая постановка целей создания городского сайта;
– размытое представление об аудитории городских сайтов (фактически сегментация и выделение каких-то характеристик различных групп аудитории не производится);
– недостаточное кадровое обеспечение процесса разработки и поддержки сайта.
Обобщая вышеизложенное, считаем необходимым отметить, что изучение выбранных официальных сайтов российских городов (Омск, Королев и Шуя) показывает наличие проблем, в целом сходных с перечисленными выше. Таким образом, нельзя говорит о том, что эти проблемы характерны только для Республики Татарстан.
Применение же выбранного исследовательского инструментария к оценке сайтов европейских (не только британских) городов дает примерно одинаковый результат, что, с одной стороны, позволяет говорить о целесообразности выбранной методики, а с другой (исходя из результатов исследования) – свидетельствует о наличии сформированного видения проблемы за рубежом [33, c. 130].
Свои сайты имею и многие города и регионы России. В качестве примера можно взять сайт г. Ханты-Мансийска.
3.2 Информационные системы в сфере социальной защиты населения на примере Ханты-Мансийского автономного округа
Быстрый рост количества информации, особенно начиная со второй половины 20 века, стал приводить к заметному замедлению и ухудшению работы с ней. Возникла необходимость более качественной обработки, передачи и более быстрого поиска информации. В это же время происходит бурное развитие научно-технического прогресса и, как одной из его составляющих, информационных наук и технологий [34, c. 101].
Это дало возможность принципиально по-новому подойти к проблеме хранения, обработки и передачи информации, особенно ее больших массивов с помощью электронно-вычислительных устройств.
В настоящее время эти технологии очень широко используются, в том числе, и при обработке информации, используемой в муниципальном управлении.
Работы в области автоматизации и применения новых информационных технологий в сфере социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа ведутся по следующим основным направлениям:
– организация разработки, внедрение и сопровождение программно-технических комплексов локальных сетей телекоммуникаций, связанных с ведением информационных баз данных в сфере социальной защиты населения автономного округа;
– внедрение прогрессивных форм и методов обработки отраслевой информации, участие в формировании единой информационной системы автономного округа;
– осуществление методического, информационного, программного и технического обеспечения органов управления социальной защиты населения автономного округа по вопросам информатизации.
В сфере автоматизации и применения информационных технологий деятельность проводилась во исполнение мероприятий, согласно принятой в автономном округе «Программы создания отраслевой автоматизированной системы обработки информации по социальной защите населения Ханты-Мансийского автономного округа», принятой Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа №155 от 30.04.96 г. (далее Программа), которая действовала на протяжении 6 лет [34, c. 102].
К числу приоритетных направлений работ по Программе относятся:
– разработка информационной модели управления процессами социальной защиты на уровне региона;
– внедрение программных средств обработки данных, обеспечивающих получение информации о социально-незащищенных группах населения;
– создание сетевой компьютерной системы сбора, хранения и обмена информацией на уровне район (город) – округ в виде функциональных подсистем системы обработки информации «ЗАЩИТА»;
– создание единого интегрированного банка информации по социальной защите населения региона.
Благодаря освоению финансовых средств, выделенных бюджетом автономного округа на проведение работ по этой Программе, органы социальной защиты населения 8-ми муниципальных образований округа были оснащены новейшей компьютерной техникой для построения инфраструктуры электронного документооборота.
До передачи полномочий по назначению и выплате пенсий Пенсионному фонду РФ в органах социальной защиты населения программный комплекс «Назначение и выплата пенсий и пособий» (разработчик ФГУП «Институт межотраслевой информатики», г. Москва) использовался в 18-ти муниципальных образованиях автономного округа, в результате чего были автоматизированы функции по назначению и выплате пенсий, проводились массовые пере расчеты пенсий в связи с изменением федерального и окружного пенсионного законодательства. За последние 2 года в программный комплекс 4 раза вносились изменения в соответствии с изменением размеров доплат из средств бюджета автономного округа. Для создания и актуализации регионального банка информации в сфере социального обеспечения населения по электронной почте и на магнитных носителях в течение года проводится сбор данных получателей пенсий и пособий [34, c. 105].
В связи с передачей базы данных получателей пенсий Пенсионному фонду РФ перед органами социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа остро встал вопрос о создании единой базы данных граждан, обслуживаемых органами социальной защиты населения автономного округа.
В качестве программной оболочки для создания такого банка была выбрана автоматизированная система обработки информации «Адресная социальная помощь», используемая в 53-х регионах России. В данной системе автоматизированы все основные виды работ, связанные с учетом граждан и членов их семей, обращающихся в органы или учреждения социальной защиты населения, а также виды работ, связанные с оказанием им различных видов социальной помощи и услуг, предоставлением льгот, а также способы составления различных списков, отчетов, выплатных документов [34, c. 114]
Целью программной системы «Адресная социальная помощь» является:
– создание единого банка данных, содержащего информацию социально-экономического и социально-демографического характера о той части общества, которую ставят на учет в органах и учреждениях социальной защиты населения;
– обеспечение адресности социальной помощи, услуг и льгот;
– обеспечение принятия оптимальных решений при оказании различных видов помощи, услуг и льгот с учетом социально-экономического потенциала семьи;
– предоставление специалистам или руководителям объективной информации о населении, состоящем на учете в органах социальной защиты;
– получение аналитических и отчетных данных о результатах социального обслуживания населения за любой период времени (около 350 выходных экранных и печатных форм) [34, c. 120].
Автоматизированная система обработки информации «Адресная социальная помощь» состоит из шести основных программных комплексов:
– адресная социальная помощь;
– предоставление социальных услуг;
– прогнозирование ресурсов для социального обслуживания населения;
– анализ результатов социального обслуживания населения;
– формирование социально-демографического портрета района и региона;
– начисление и выплата социальных пособий
Пользователями системы являются специалисты районных (муниципальных) органов и учреждений социальной защиты населения.
В системе автоматизированы все основные виды работ, связанные с учетом граждан и членов их семей, обращающихся в органы или учреждения социальной защиты населения, а также, связанные с оказанием им различных видов социальной помощи и услуг, предоставлением льгот и с составлением различных списков, отчетов, выплатных документов [34, c. 123].
На основе законодательных актов, федеральных социальных программ и методических материалов Министерства труда и социального развития РФ (ранее Министерства социальной защиты населения РФ) разработаны общесистемные справочники, которые позволяют классифицировать:
– категории семей (социально-демографические типы семей);
– индивидуальные признаки учета в органах социальной защиты (в т.ч. и льготные категории) граждан или семьи в целом;
– потребности и заявки граждан в различных видах социальной помощи, услуг и льгот;
– виды социальной помощи и услуг, оказываемых гражданам;
– виды льгот, предоставленных гражданам по законодательству;
– источники финансирования;
– причины отказа в социальной помощи.
Используя вышеперечисленные справочники, пользователь имеет возможность осуществить настройку программной системы на особенности своего региона, учесть свои социальные программы, местные законодательные акты и региональные методические материалы.
Все комплексы работают с единым банком данных, который создается в программном комплексе «Адресная социальная помощь».
Автоматизированная система «Адресная социальная помощь» состоит из программных модулей, написанных на языке FoxPro 2.6. Работает на ПЭВМ типа IBM PC 80386 и выше в среде операционных систем MS DOS версии 6.2 и выше. Каждый комплекс работает как в автономном режиме, так и в локальной сети NOVELL NetWare версии 3.11 и выше [34, c. 187].
Система сопровождается и постоянно дорабатывается по предложениям и замечаниям функциональных управлений Министерства труда и социального развития РФ и регионов РФ.
Система «Адресная социальная помощь» работает в четырех уровнях: территориальном, муниципальном, региональном и федеральном.
В состав каждого комплекса входит система запросов, которая дает возможность пользователю осуществить выбор данных из информационных баз по различным критериям и показателям. Эти показатели могут быть объединены различными логическими условиями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13